Роль семьи в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания; никакой другой социальный институт не может потенциально принести столько пользы, а также нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 6
Человек, индивид, индивидуальность, личность 6
Развитие личности и факторы, влияющие на него 9
Семья и ее функции 17
Типология семьи 22
Семейное воспитание и его цели 28
Стили семейного воспитания 31
Типы семейных взаимоотношений
и методы воспитания детей в семье 33
Ошибки семейного воспитания 37
Заключение 42
Список использованной литературы: 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Роль семьи в развитии личности.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
tify">    Развитие отдельного человека (онтогенез) во многом повторяет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве – социокультурный путь человечества.

    Развитие  – это универсальное общее  свойство природы, общества и человека. В природе происходить постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное развитие.

    Развитие  человека – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. (Л.П. Крившенко)

    В общем развитии человека наблюдаются  две взаимосвязанные линии: биологическая и социальная. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека и в дальнейшем. У него развивается скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости. [19, с40]

    Обобщая все выше сказанное, можно сделать  следующий вывод: биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем), биохимическими (состав крови, костей, мышц), физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями индивида.

    Однако  процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с  приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом следует отметить, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Названные социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера), духовными (нравственное становление, изменение сознания), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменения.

    Развитие  человека (биологическое, социальное) – это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.

    Однако  его развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений  и прямолинейному поступательному  движению от низшего уровня организации  к высшему. Развитие человека связано с диалектическим переходом количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности. Это развитие идет неравномерно, каждый орган развивается в своем темпе, интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется, но изменения происходят на протяжении всей жизни человека.

     Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под  влиянием каких факторов оно протекает. Анализ факторов развития начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии разработкой этой проблемы занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, С.П. Рубинштейн, А.Р. Луария и др.. Заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л. Термен, Э. Геккель, Ф. Мюллер, и. Шванцара и др. Каждый из них пытался дать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?

    На  формирование человеческой личности оказывают  влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор – это движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

    К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

    К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.

    Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

    Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.  
[13, с. 22]

    Многие  психологи, биологи утверждают, что  развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств.

    С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Значит, определяющим фактором развития являются задатки – анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков. Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез.

    Но  это противоречит генетике, которая  доказывает, что приобретаемые качества и жизненный опыт человека не фиксируются в его генном аппарате и поэтому не могут передаваться по наследству. Если бы это было иначе, тогда дети одной и той же национальности, как уже отмечено выше, независимо от социальных условий, усваивали бы язык только своей нации. Между тем они овладевают той речью, которая присуща их социальному и бытовому окружению. Значит, можно сказать, что в человеке нет врожденных социальных личностных свойств и качеств, как это пытаются утверждать биологизаторы. Его личностное развитие осуществляется по программе социальной. Следовательно, биологизаторская теория развития личности, согласно которой в «биологической программе» якобы фиксируются и сохраняются все те внешние влияния, которым подвергались предки человека и которые неумолимо определяют его поведение и развитие, неоднозначна.

     Однако, указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, не следует полностью скидывать со счетов значимость биологической природы человека. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности.

     Задатки – это анатомо-физиологические  особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность. (Л.П. Крившенко)

    Например, для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные в нашей стране и за рубежом опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать речь, навыки прямохождения, труда, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и за пределы этих возможностей она выйти не может. Ребенок же, наряду с биологическим созреванием, оказывается в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не «запрограммировано»: речью, трудовыми навыками, правилами поведения и пр., т.е. всем тем, что в конечном итоге делает его личностью.

    Аргументом, подтверждающим влияние биологической  природы на развитие личности, может  служить следующий пример: от рождения у некоторых людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д. Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование. [19, с. 47]

     В противовес биологически ориентированной теории социологически ориентированные направления рассматривают среду как определяющий источник развития человека. (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо,  
К.А. Гельвеций и др.) Он отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – «чистая доска, на которой можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

     Среда это все, что составляет окружение  человека. Ученые выделяют некоторые  группы средовых факторов. К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы - отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы – семья, сверстники. (А.В.Мудрик) По интенсивности контактов выделяет ближняя и дальняя среда. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социальной педагогики принято называть социализацией. В педагогике, оно близко к понятию «воспитание» в его социальном значении.

    Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

    Единства  в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают ученые всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

     Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния  наследственности, среды и воспитания.

     Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы. [13, с. 26]

     Русский ученый К.Д. Ушинский утверждал, что  личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя.

     Выступая  в качестве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным  только при условии, если оно будет  опираться на внутренние механизмы  личностного формирования учащихся и, развивая их потребностно-мотивационную сферу, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Самовоспитание  начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществления этой цели обеспечивает развитие личности.

Информация о работе Роль семьи в развитии личности