Результативность применения личностно-ориентированные технологий в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить результативность применения личностно-ориентированные технологии в обучении младших школьников .
Задачи:
• изучить теоретическую литературу по проблеме ис-следования;
• дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие»;
• выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
• раскрыть особенности результативности личностно-ориентированного урока.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Рис. 4.Уровень развития познавательной активности 2 «А» класса 2013 уч.г. Результаты проведённой работы по изучению уровня развития познавательной активности приведены в следующей диаграмме.

Помимо изучения познавательной и мотивационной сферы ребёнка мне необходимо было изучить интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Были использованы методики: «Мой портрет в интерьере», «10 моих «Я», «Что у меня на сердце» и другие.

Сведения, полученные мною в результате психолого-педагогической диагностики позволили не только оценить возможности конкретного ученика на текущий момент, но и дали возможность спрогнозировать степень личностного роста каждого ученика и всего классного коллектива.

Систематическое отслеживание результатов диагностики позволяет  увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, помогает оценить успешность проводимых коррекционных мероприятий

 

2.3. Рекомендации по совершенствованию  личностно-ориентированного обучения.

Я практиковала и разного уровневые задания, тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося. При одинаковом объёме материала устанавливался различный уровень требований к его усвоению. Последовательный добровольный выбор учащимися уровня усвоения материала позволил сформировать познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности. В оценке работ я считала главным, личностный критерий, т.е. степень усилий прилагаемых ребёнком для выполнения задания, а также сложность выбираемых заданий.

Различные ответы детей, дискуссия, «авторские» гипотезы и объяснения. Определяет более активную роль школьника как участника дискуссии.

При личностно-ориентированном обучении учитель и ученик являются равноправными партнерами по учебному общению. Младший школьник не боится допустить ошибку в рассуждениях, исправить ее под влияние высказанных сверстниками аргументов, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У младших школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

  • Многие учителя придерживаются мнения, что на уроках дети должны работать строго по инструкциям. Однако подобная методика позволяет только без ошибок и отступлений сделать работу, но не формирует познавательных процессов и не развивает ученика, не воспитывает такие качества, как самостоятельность, инициативу. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике. Результаты исследования показали следующее:
  • Значительное число учащихся изменили свое отношение к предмету с отрицательного на положительное;
  • Новый материал способны усваивать на уроке все учащиеся;
  • Успеваемость держится стабильно - 100 %;
  • Вырос средний балл по предмету;
  • Ученики показываю высокие результаты;
  • Активное участие учащихся в внеклассной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
  • личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;
  • в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на саму ценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в сфере ученика.

Результативность применения личностно-ориентированные технологии в обучении младших школьников– это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2008..

2. Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. м др. Новая профессия в педагогике // 2009.

3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2008.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 2007.

5. Дереклеева Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2008.

6. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор школы. № 2. 2009.

7. Загвязинский В.И. Основы дидактики: современная интерпретация.

8. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие/Авт.-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина, И.В. Ястер. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008.

9. Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.С. Замиловой, В.А. Ширяевой. – Саратов, 2008.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2007.

11. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2008.

12. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2007.

13. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2009.

14. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические  основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2010.

15. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д: 2008.

16. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. –М.: Большая Российская Энциклопедия, 2011.

17. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2010.

18. Рассадкин Ю. Профильная школа: в поисках базовой модели// Директор школы. №5. 2009.

19. Рожков М.И., Байбородова Л.В.  Организация воспитательного процесса в школе: Учебно-методические материалы. – Ярославль,

  1. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2010.
  2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М,, 2009.

22. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2008.

23. Сборник нормативных документов. Начальная школа / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

24. Эверт Н. Критерии мастерства учителя // Директор школы. Спецвыпуск. – М., 2007.

25. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2008.

26. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин. Управление образовательными системами. – М. ВЛАДОС, 2009.

 


Информация о работе Результативность применения личностно-ориентированные технологий в обучении младших школьников