Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования – выявить результативность применения личностно-ориентированные технологии в обучении младших школьников .
Задачи:
• изучить теоретическую литературу по проблеме ис-следования;
• дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие»;
• выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
• раскрыть особенности результативности личностно-ориентированного урока.
Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.
Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.
2. Эмпирическое исследование.
2.1. Организация и методы исследования личностных особенностей
Организация метод исследования предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах и в коллективе.
При изучении литературы это в основном работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.
Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной, в зависимости от замысла учителя: сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, стенгазета, видео-, комментарий к тексту художественного произведения, наконец, если есть такая возможность, это могут быть публикация, буклет, презентация, веб-страница, выполненные на компьютере. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
Таблица 2.Примеры методов и приемов, применяемых на личностно ориентированном уроке.
Назначение |
Речевые обороты |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. |
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». |
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. |
«У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. |
«Возможно, лучше всего начать с.» «Выполняя работу, не забудьте». |
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. |
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться»… |
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. |
«Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой»…. |
Побуждает к выполнению конкретных действий. |
«Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть»…. |
Помогает эмоционально пережить не результат в целом, а какой-то его отдельной детали. |
«Тебе особенно удалось то Объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
2.2. Анализ и интерпретация
эмпирических данных личностно-
Как правило, разный уровень младших школьников влияет на низкую способность детей к усвоению знания. Учитывая данный факт и будущую деятельность работу в начальной школе я бы хотела применить данный лично-ориентированный подход в своей работе. Чтобы лучше узнать о данной методике я решила исследовать опыт своих коллег, которые работают в начальной школе и уже применяют, и получают результаты после применения личностно-ориентированного подхода в процессе обучения младших школьников.
Для исследования были взяты результаты 1 «А» и 2 «А» классы успеваемости . 1 «А» класс применял традиционную форму обучения, а 2 «А» класс применял личностно-ориентированное обучение.
По результатам обследования выявлено.
На момент начала работы у 1 «А» класса обучалось 25 учеников. Из них 15 девочек и 10 мальчиков. Все дети физически здоровы. Разный уровень развития первоклассников влиял на низкую способность детей к усвоению знаний. Была проведена входная экспресс-диагностика готовности учащихся к школе.
Рис. 1.Готовность к школе 1 «А» класса 2013 уч.г.
Ее результаты показали:
А также был проведен диагностико-прогностический скрининг, который показал уровень сформированности у детей учебно-познавательной деятельности (самоконтроль, планирование, самоорганизацию, элементы логической общеучебной деятельности).
Рис. 2. Диагностико-прогностический скрининг 1 «А» класса 2013 уч.г.
1 группа – высокая возрастная норма: 6 человек (26%)
Это дети с высокой психофизической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, самоорганизации в произвольных видах деятельности, гибко владеют образами-представлениями об окружающем мире. Для них является доступным уровень работы, как по образцу, так и по речевой инструкции. Обладают достаточно высоким темпом психической деятельности. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности. При этом уровень готовности к школе – высокий.
2 группа – стабильная середина: 10 человек (44%)
Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется при выполнении ими заданий, которые им интересны или внушают уверенность в успешности выполнения. Часто допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью.
3 группа – «группа риска»: 7 человек (30%)
У данных детей наблюдается частичное соскальзывание с предложенной инструкции. Отсутствует навык произвольного контроля над собственной деятельностью. То, что ребенок выполнил, он сделал некачественно. Они затрудняются проанализировать образец. Характерно неравномерное развитие психических функций. Нет мотивации к учению.
По результатам данных диагностик были даны рекомендации, в которых основное внимание было акцентировано на развитии у учащихся самостоятельной познавательной деятельности (сюда вошли знания и умения, планирования, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности).
Переработав большое количество литературы с заданиями на формирование учебно-познавательных интересов, я сделала подборку упражнений для 1 «А» класса, которые можно использовать на уроках обучения грамоте.
Приведу примеры некоторых из них.
На основе этих упр. Развивается логика детей, оперативная память, связная доказательная речь, сосредоточенность внимания. Они представляют собой специально составленный текст, соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока. С опорой на его содержание могут проводиться все последующие структурные этапы урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала. Учащиеся воспринимают текст на слух. Первоначально это тексты небольшие по объему.
Например: Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под елью.
Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище?
Букву, с которой будем работать на минутке чистописания, вы найдете в одном из слов логического упражнения. Это слово-название животного. В нем один слог. Буква, которую будем писать, в этом слове обозначает глухой парный твердый согласный звук.
По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ.
В предлагаемом слове любую букву заменить буквой ш так, чтобы получилось новое слово: крыса-крыша, пар-шар, малина-машина, месть-шесть.
Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. («Буква заблудилась», «Живые слова», «Тим-Том» и т.п.)
Эта лишь небольшой пример того, что можно использовать на уроках русского языка в первом классе.
У 2 «А» класса на момент начала работы по внедрению личностно-ориентированного подхода обучалось 25 учеников. Из них 15 девочек и 10 мальчиков. Все дети физически здоровы.
В классе была проведена психолого-педагогическая диагностика по следующим критериям:
В результате проведённой беседы с детьми, ранжирования было выявлено, что большинство детей (61%) имеет высокий уровень школьной мотивации, это видно на приведённой ниже диаграмме. Приоритетными мотивами в учебной деятельности являются мотивы самосовершенствования и благополучия. Значимыми для себя учебными предметами, на момент исследования, дети считают математику и физическую культуру.
Рис. 3. Уровень школьной мотивации 2 «А» класса 2013 уч.г..
Психологическая диагностика познавательной сферы позволила выявить фоновый уровень умственного развития учащихся, определить уровень развития таких познавательных процессов, как внимание и память.
Мною был выявлен уровень развития познавательной активности учеников.
В первый (репродуктивный) – низкий уровень, были включены обучающиеся, которые не систематически, некачественно готовились к занятиям. Учащиеся отличались стремлением понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу, данному преподавателем. У детей отмечалось отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, неумение ставить цели и рефлексировать свою деятельность.
Во второй (продуктивный) – средний уровень были отнесены обучающиеся, систематически и достаточно качественно готовившиеся к занятиям. Дети стремились понять смысл изучаемого явления, проникнуть в его сущность, установить связи между явлениями и предметами, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности ученики проявляли эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший их вопрос. У них наблюдалась относительная устойчивость волевых усилий в стремлении довести начатое дело до конца, преобладало совместное с преподавателем целеполагание и рефлексия.
В третий (творческий) – высокий уровень были отнесены ученики, всегда качественно готовившиеся к занятиям. Данный уровень характеризуется устойчивым интересом к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, отличающийся глубоким проникновением ребёнка в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств обучающегося, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели.