Результативность применения личностно-ориентированные технологий в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить результативность применения личностно-ориентированные технологии в обучении младших школьников .
Задачи:
• изучить теоретическую литературу по проблеме ис-следования;
• дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие»;
• выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
• раскрыть особенности результативности личностно-ориентированного урока.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

 


 


Введение

Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества.

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Личностно-ориентированный подход призван гуманизировать учебно-воспитательный процесс, наполнить его высокими морально-духовными переживаниями, утвердить принципы справедливости и уважения, максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка. Проблемы повышения эффективности обучения, его результативность применения личностно - ориентированных технологий в обучении младших школьников активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельности.

Объектом исследования данной работы является результативность применения личностно-ориентированные технологии в  обучении младших школьников.

Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе.

Цель исследования – выявить результативность применения личностно-ориентированные технологии в обучении младших школьников .

Задачи:

    • изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
    • дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие»;
    • выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
    • раскрыть особенности результативности личностно-ориентированного урока.

Гипотеза результативность применения личностно-ориентированных технологий в обучении младших школьников будет эффективна, если:

    • будет выявлен и использован субъектный опыт учащихся;
    • будут созданы условия для осуществления обучения;
    • будет осуществлён анализ и оценка работы младших школьников;
    • общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся;
    • в процесс обучения будут включены все субъекты образования;
    • будет осуществляться систематическое развитие у обучающихся.

Для решения поставленных задач была использована совокупность следующих методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта; педагогический эксперимент, в процессе которого использовались следующие способы: наблюдение; содержания учебной деятельности; анализ

1.Теоретико-методологические аспекты результативности применения личностно-ориентированные технологии в обучении младших школьников.

1.1. Цели и задачи личностно ориентированного обучения

Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Технология личностно-ориентированного обучения обусловлена следующими задачами:

  • заинтересовать каждого учащегося и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  • развить творческий потенциал учащихся;
  • развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
  • помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения познавательной активности обучающихся и качества обучения.

Данное представление о сущности личностно-ориентированного подхода позволяет мне более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развивая его индивидуальность.

В трактовке личностно-ориентированного образования наиболее концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в образовательной системе как средство дифференциации и индивидуализации обучения.

 

1.2. Особенности личностно-ориентированных  технологий

Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка –личностно ориентирована.

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Методологические  основы организации личностно-ориентированного урока

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Таблица 1.Различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

 

Традиционный урок.

Личностно-ориентированный урок.

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий .

2. Предлагает детям на выбор  различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.

3. Стремится выявить реальные  интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.

4. Ведет индивидуальную работу  с каждым ребенком.


 

«Продолжение табл. 1»

5. Планирует и направляет детскую деятельность.

5. Помогает детям самостоятельно  спланировать свою деятельность.

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.

6. Поощряет детей самостоятельно  оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.


Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью.

1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2.Сообщение в начале урока  не только темы, но и организации  учебной деятельности в ходе урока.

3.Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4.Использование проблемных творческих  заданий.

5.Стимулирование учеников к  выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6.Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7.Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8.Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9.При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разно-уровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

 

1.4. Принципы личностно-ориентированного обучения

Принцип и мотивации. Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

  • на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;
  • на других - учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
  • на третьих - учителем на доске записываются только ключевые и вопросительные слова типа: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т. д., а учащиеся на основе данного составляют целостную картину целей на занятие.

Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом. Контрольная диагностика позволяет учителю объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.

Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работу с разным уровнем заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания.

Информация о работе Результативность применения личностно-ориентированные технологий в обучении младших школьников