Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на материале предмета «Человек и мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:30, лекция

Краткое описание

Цель лекции: раскрыть особенности развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на материале предмета «Человек и мир».
Задачи лекции, реализующие основные цели
- формировать представления об особенностях речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями;
- познакомить с приёмами развития речи учащихся вспомогательной школы на материале предмета «Человек и мир»;
- способствовать развитию интереса у студентов, создание стимула для всей дальнейшей деятельности.

Файлы: 1 файл

Лекция 9.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Тема  лекции: РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР».

 

I. Определение места и значения темы в системе целого курса. Тема является вводной, подготовительной и мотивационной.

 

II. Отбор библиографии по теме

 

• Литература для преподавателя

1. Бровкина, Е.Т., Козлова,  Т.А, Герасимов, В.А. Ознакомление  с окружающим миром; Природоведение: Методика преподавания в начальной  школе: Учебное пособие для  студентов средних и высших  педагогических учебных заведений.  Серия: Педагогическое образование, 2001.

2. Былицкая, И.Л., Полякова, Н.Г. Природа и дети: пособие  для организации внеурочной деятельности  учащихся. Мн., 1997.

3. Вдовиченко, В.М. Человек  и мир в подготовительном классе. Учебно-методическое пособие для  учителей. Мн., 1998.

 

• Литература, рекомендуемая студентам

1. Дифференцированный  подход к учащимся младших  классов вспомогательной школы  в процессе обучения: сб. науч. Тр./ Под ред. В.В. Воронковой и  др. Мн., 1993.

2.  Ковалева, Е.А. Коррекционная  направленность процесса обучения во вспомогательной школе // Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. науч. тр. М., 1998.

3. Обучение детей с  нарушениями интеллектуального  развития. Олигофренопедагогика Серия:  Высшее профессиональное образование.  Издательство: Академия, 2006.

4. Самыличив, А.С. Социальная  адаптация умственно отсталых  учащихся средствами физической  культуры// Дефектология. 2001. №6. с. 39-40.

5. Тупоногов, Б.К. Коррекционная  направленность методов обучения  детей с нарушением развития// Дефектология. 2001. №3. с. 15-18.

6. Программы вспомогательной  школы с русским языком обучения. I отделение. «Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. Трудовое обучение. Физическая культура и здоровье. Социально-бытовая ориентация». I-V классы. /Авторы - составители: Русский язык - И. К. Боровская, А. М. Змушко; Беларуская мова - А. М. Змушко; Математика -  В. П. Гриханов; Человек и мир - Т. Л. Лещинская, В. И. Олешкевич, Ю. Н. Кислякова, Т. В. Лисовская; Трудовое обучение - В. А. Шинкаренко; Физическая культура и здоровье -  И. Д. Ратькович, В. И. Ратькович; Социально-бытовая ориентировка -  В. В. Гладкая.- Мн.: Национальный институт образования, 2007 г. – Стр. 72-104.

7. Учебные программы  для 1-го отделения вспомогательной  школы с белорусским и русским языком обучения. «Изобразительное искусство. Человек и мир. Элементы компьютерной грамоты». - Мн.: Национальный институт образования, 2009 г. – Стр. 44-55.

 

III. Формы организации лекции

1. Место проведения  лекции – учебная аудитория.

Лекция подготовлена для студентов 3 курса специальности 1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия.

Для успешного усвоения материала студент должен знать:

- особенности познавательной  деятельности учащихся с интеллектуальной  недостаточностью и возможности ее коррекции через предмет "Человек и мир";

- методику организации  и проведения занятий по предмету "Человек и мир" во вспомогательной  школе;

- задачи и содержание  программного материала предмета  вспомогательной школы "Человек  и мир";

- пути формирования  у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью жизненно-практических знаний, умений и навыков социальной и природоведческой направленности.

уметь:

- анализировать программу  предмета вспомогательной школы  "Человек и мир" и планировать  учебно-воспитательную работу с учетом творческого подхода и возможностей окружающей обстановки;

- правильно определять  обучающие, воспитательные и коррекционные  цели занятий по предмету "Человек  и мир", хорошо владеть методикой  организации учебно-воспитательного  процесса в условиях дифференцированного обучения;

- вести систематическую  коррекционную работу с младшими  школьниками на учебных занятиях  по развитию их познавательной  деятельности;

- целенаправленно и  методично формировать у учащихся 1-4 классов вспомогательной школы жизненно-практические знания, умения и навыки взаимодействия с социумом и окружающей средой.

 

2. Цель лекции раскрыть особенности развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на материале предмета «Человек и мир».

 

3. Задачи лекции, реализующие основные цели

  • формировать представления об особенностях речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями;
  • познакомить с приёмами развития речи учащихся вспомогательной школы на материале предмета «Человек и мир»;
  • способствовать развитию интереса у студентов, создание стимула для всей дальнейшей деятельности.

4. Компетенции,  формируемые у студентов в  процессе изучения лекции

– Знать особенности речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями.

– Знать приёмы развития речи учащихся вспомогательной школы на материале предмета «Человек и мир».

– Уметь применять на практике теоретические знания.

 

5. Организационная  форма лекции

Лекция может быть проведена в форме лекции-визуализации.

 

IV. Содержание лекции

 

  1. План содержания лекции

1. Особенности речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями.

2. Приёмы развития речи учащихся вспомогательной школы на материале предмета «Человек и мир».

 

2. Ключевые  понятия темы:

речь, речевая деятельность.

 

3. Формы сотрудничества  преподавателя со студентами  в процессе решения задач каждого из разделов лекции:

•  Совместное решение  задач.

 

  1. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией

В процессе чтения лекции педагогом могут быть использованы следующие эмоционально-выразительные невербальные средства:

• жесты;

• мимика;

• интонация;

• громкость;

• темп;

• ритм;

• паузы.

 

  1. Опорный конспект лекции

 

1. Особенности речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями.

 

Способность человека говорить является одной из его ярких особенностей.

Речь — процесс  общения людей посредством языка. Язык — система средств общения, возникшая в ходе исторического развития человеческого общества. Язык является также носителем накопленных людьми знаний. В языке закреплены научные и культурные достижения человечества. Язык и речь — специфические формы отражения действительности.

Речь каждого человека индивидуальна, своеобразна, в ней  проявляются особенности мыслительной деятельности, характера, темперамента и других сторон психики.

Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь —это основное средство формирования мысли и форма ее выражения.

В современной психологии детей с интеллектуальной недостаточностью речь рассматривается как особый вид деятельности и как познавательный процесс.

Наряду с игрой, учением, трудом речевое общение является важнейшим  видом деятельности. В общении  происходит обмен мыслями, выражение  чувств, воздействие на поведение ребенка и взрослого человека. Среди различных проявлений аномального развития психики детей с интеллектуальной недостаточностью особое место занимают отклонения в речи.

Исследования советских и зарубежных дефектологов дают возможность раскрыть динамику развития различных сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) детей с интеллектуальной недостаточностью.

Нормально развивающийся ребенок, овладевая речью, приобретает способность  к высшим формам анализа и синтеза, к обобщенному отражению действительности, к осознанию и регуляции своих намерений и действий.

У детей с интеллектуальной недостаточностью значительно чаще, чем у нормально  развивающихся сверстников, встречаются  различные недостатки речи.

Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении умственно отсталых детей. Нарушения речи затрудняют общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к речевой замкнутости.

Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон: фонетической (звуковой), лексической, грамматической. В структуре речи детей с интеллектуальной недостаточностью прослеживается нарушение указанных компонентов. Учащиеся начальных классов вспомогательной школы имеют выраженные дефекты устной речи (от 40 до 60%). К наиболее распространенным из них относятся косноязычие, гнусавость, заикание. Эти недостатки обусловливают недоразвитие коммуникативной функции речи, вследствие чего снижена потребность в общении, ситуативна мотивация речевого общения.

В коммуникативной функции  речи детей с интеллектуальной недостаточностью оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Ученики затрудняются выразить в речи имеющиеся знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ (недоразвитие информационной стороны); испытывают большие затруднения в передаче в речи чувств, отношения к предмету (недоразвитие выразительной стороны); не могут с помощью речи побудить слушателей к желаемому говорящим поведению (недоразвитие регулятивной стороны).

Нарушение познавательной деятельности и своеобразие личностных качеств умственно отсталых детей отрицательно сказывается и на других функциях речи: сигнификативной, обобщающей, регулирующей и контролирующей.

Бедность словаря, примитивность  письменной речи ограничивают развитие сигнификативной функции, заключающейся в том, что каждое слово обозначает конкретный предмет, признак, действие, состояние. Известно, что речь отражает действительность в сознании человека посредством речевых символов — фонем и графем. Символическое отражение мира становится содержательным в результате осуществления связи слова с предметом, представлением, понятием. Сохранение речевых символов в памяти человека — основа формирования знаний об окружающем мире.

Обобщающая функция, заключающаяся  в том, что слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую  группу сходных предметов и является носителем существенных признаков, у детей с интеллектуальной недостаточностью недоразвита вследствие нарушения обобщения и отвлечения. Учащиеся вспомогательной школы испытывают значительные затруднения в установлении существенных признаков предметов, в отражении общих свойств явлений, в формировании понятий.

У учеников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается несогласованность между речью и деятельностью, речью и поведением. Им трудно поступать согласно словесной инструкции (устной и письменной), планировать деятельность в речи, использовать речь в целях контроля, дать словесный отчет о проделанной работе. Как показал А. Р. Лурия, нормально развивающиеся дети уже в дошкольном возрасте используют речь в аналогичных случаях. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей с интеллектуальной недостаточностью регулирующей и контролирующей функции речи.

Недостатки речевой  деятельности детей и школьников с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, с одной стороны, низким – уровнем мышления, а с другой – нарушением высшей нервной деятельности. Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Речь – форма выражения мысли и средство ее существования. Мышление же по отношению к речи является содержанием. Ценность слова заключается в точности выражения мысли.

Слово представляет собой  единство содержаний и формы. У детей с интеллектуальной недостаточностью страдает и содержание и форма выражения мыслей.

Физиологической основой речи является деятельность второй сигнальной системы  в единстве с первой сигнальной системой; при нарушении их взаимодействия речь превращается в бессодержательный поток слов.

Как раздражитель второй сигнальной системы слово может быть слышимым, видимым, произносимым.

Человек реагирует на смысл слова. Понимание речи предполагает нормальное функционирование центрального звена слухового анализатора речи (центр Вернике). При его поражении у ребенка с интеллектуальной недостаточностью нарушается понимание смысла обращенной к нему речи.

Произносительная сторона связана с функционированием двигательного анализатора речи (центр Брока). При его поражении человек понимает речь, но не может говорить, хотя артикуляторный аппарат (периферический отдел анализатора) сохранен. Сложности произношения могут быть связаны и с нарушением развития органов артикуляции.

Когда человек говорит, то от голосовых  связок поступают сигналы в речевые зоны коры. С их помощью дополнительно контролируется произносимая речь.

Информация о работе Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на материале предмета «Человек и мир»