Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:50, дипломная работа
Цель исследования - изучить состояние проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Выявить особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.
Введение
Глава I
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
1.1 Диалог как объект исследования в современной науке
1.2 Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
1.3 Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
1.3.1 Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
1.3.2 Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
1.3.3 Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе
Глава II
Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста
2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿
2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
«По реке плывет кораблик»
Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; рассуждать; инициативно высказываться; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Образовывать названия детенышей животных в единственном и множественном числе. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
«Кто как кричит?»
Цель: побуждать детей включаться в диалог со взрослым; инициативно высказываться, отвечать на вопросы. Активизировать глаголы, образованные от звукоподражаний (пищит, кукарекает, гогочет, крякает). Закрепить слова, обозначающие названия детенышей животных (цыплята, гусята, утята), слова-антонимы (большой - маленький, громко – тихо). Побуждать детей включаться в чтение стихотворения. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
«Бывает - не бывает»
Цель: побуждать детей вступать в диалог со взрослым, рассуждать, аргументировать свое мнение. Налаживать эмоционально – практическое общение со сверстниками. Побуждать к играм со звуками, рифмам и словами. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.
«Отгадай загадку»
Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Учить детей составлять небольшие описания по картинкам. Закрепить глаголы, образованные от звукоподражаний (кукарекает, чирикает, пищит, гогочет, крякает); слова. Обозначающие название детенышей (утята, гусята и т. д.). побуждать детей к играм со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание детей.
«Дружные ребята»
Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, делиться впечатлениями личного опыта (внеситуативное общение). Поддерживать игровое взаимодействие со сверстниками. Приобщать к национальным традициям (приветствие, обхождение, прощание). Активизировать глаголы, обозначающие действия людей, образовывать глаголы-антонимы. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
2) Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.
« Незнайка учится здороваться», « Быстро ответить», « Незнайка раздает игрушки», « Мы идем на прогулку», « Незнайка учится просить», « Исправьте Незнайку».
3) Игры парами
« Разрезные картинки» (предметы одежды), « Да или нет», « Кто как кричит», « Кому что нужно?», « Съедобное – несъедобное», « Магазин»
4) Сюжетно-ролевые игры: « Дочки-матери», « Магазин», « Парикмахерская», « Поликлиника».
5) Дидактические игры: « Факты», « Согласен – не согласен», « Не говорить «да» и « нет».
6) Подвижные игры: « Коршун», « Гуси – гуси», « Краски».
7) Игры – инсценировки: русская народная сказка « Теремок», русская народная сказка « Репка», русская народная сказка « Волк и козлята».
8) Разговор воспитателя с детьми проводился еженедельно. Тематика разговоров: « Как ты провел выходной день», « Твоя любимая книга», « Твоя любимая игрушка», « Весна», « Твой любимый сказочный герой», « Как бы ты встретил новенького».
На формирующем этапе велось экспериментальное обучение детей с учётом положения гипотезы. В ходе формирующего эксперимента была организована работа по развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе повседневного общения. Работа проводилась с детьми с низким и средним уровнем диалогических умений.
Для того, что бы повысить речевой этикет детям предлагались упражнения, например:
Незнайка хвастает, что девочка просила его застегнуть пальто, а он ответил: « Вот ещё! Сама застёгивай!». Воспитатель стыдит его и спрашивает: « Дети, кто не может сам застегнуть пальто или куртку? Завязать шапку, шарф? Завязать шнурки? Оля, кого ты попросишь помочь тебе? А ты Владик?
А теперь, когда мы пойдём одеваться, будьте все внимательны друг к другу. Не забудьте правильно просить или благодарить за помощь, а Незнайка послушает и поучится» Дети договариваются, кто кому будет помогать, кому поможет воспитатель.
На прогулке Незнайка интересуется:
Незнайка: Оля, кого ты попросила помочь тебе?
Оля: Я попросила помочь мне Ольгу Анатольевну.
Незнайка: Как ты говорила?
Оля: Ольга Анатольевна, помогите мне, пожалуйста, застегнуть куртку.
Незнайка: Владик кто тебе помогал одеваться?
Владик: Мне помогала одеваться Ольга Николаевна.
Незнайка: Как ты просил?
Владик: Ольга Николаевна, помогите мне, пожалуйста, завязать шнурки.
Незнайка: Что сказал потом?
Владик: Спасибо!
Так же с детьми проводились игры парами, например такая игра – « Кому что нужно?»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением посуды и одежды, называет их. Объясняет, что посуду хранят в буфете, а одежду – в платяном шкафу.
- У Мики – буфет, у Данилы – шкаф. Я буду показывать картинки. Картинки с изображением с изображением посуды должна называть Мика, с изображением одежды – Данила. Если ошиблись – карточку откладываем в сторону. В конце игры подсчитаем, у кого больше картинок.
Картинки, которые выбрала Мика – чашка, блюдце, тарелка, чайник, сахарница, кофейник молочник.
- Мика, почему ты выбрала эти картинки?
Мика: потому, что это посуда и её хранят на кухне в шкафу.
Картинки, которые выбрал Данила – платье, брюки, юбка, рубашка, пальто, свитер, куртка.
- Данила, а ты, почему выбрал такие картинки?
Данила: Я их выбрал, потому что это одежда, её носят люди, и она хранится в шкафу.
Так же с детьми были проведены ряд индивидуальных разговоров на тему « Моя любимая книга», « Как я провёл выходной день», « Любимая игрушка»
Дети охотно вступали в диалог, с большим удовольствием говорили на излюбленные темы.
Ксения: « У меня любимые игрушки – лошадки. У меня их много, а эта самая любимая (показывает и обнимает игрушку). Она очень красивая: белая, с длинным пушистым хвостом. Когда я ухожу в сад, она по мне скучает, поэтому я её беру с собой».
Для автоматизации речевых штампов использовались речевые упражнения, которые вводили детей в различные ситуации, близкие к реальным.
Например:
- К вам вечером пришли гости, как вы с ними поздороваетесь?
- У Кристины развязался бант. Она подошла к воспитательнице. Что ей нужно сказать?
- Представьте, что вы разбили тарелку, и мама будет огорчена. Что бы вы ей сказали?
После того как дети хорошо усвоили речевой материал по данной теме, сформировалось умение применять его в соответствующих ситуациях, проводилась тематическая групповая беседа с четырьмя- шестью детьми, продолжительностью 10-15 минут, включающая 7-10 вопросов.
Например:
- Умеете ли вы знакомиться?
- Знакомились ли вы с кем-нибудь? С кем? Где? Как ты это сделал? Что сказал? Что ответил?
- Что вы говорите когда хотите познакомиться?
- Как познакомиться со взрослым?
- С кем бы вы хотели познакомиться ( из сказочных героев) Что бы вы хотели узнать у него? Во что поиграть?
Во время беседы воспитатель обращается к нескольким детям с одним и тем же вопросом. Таким образом, дети вовлекались в общую беседу, приучались воспринимать информацию и высказываться.
Появление сказочного героя Незнайки, включение его в различные ситуации, способствовали активизации речевой деятельности детей, а также создавали дружескую, непринуждённую атмосферу общения.
Следует отметить, что дети предпочитали упражнения, построенные на игровых и сказочных ситуациях, а также упражнения с использованием наглядности (игрушки).
В начале формирующего эксперимента мы постоянно направляли детей, помогали организовывать ту или иную игру. Но в последующем, дети сами организовывали и играли в игры, а также самостоятельно вступали в диалог друг с другом и воспитателем.
Все игры проходили очень эмоционально, тем самым, побуждая детей вступать в диалог с воспитателем и друг с другом. Именно это, в большей степени, помогло повысить результат детей с низким и средним уровнем диалогических умений.
2.3 Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ( контрольная часть)
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика по той же методике, апробированной в констатирующей части.
Цель- выяснение эффективности предложенной методики развития диалогической речи.
В ходе
.
40
Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста