Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить состояние проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Выявить особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.

Оглавление

Введение
Глава I
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
1.1 Диалог как объект исследования в современной науке
1.2 Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
1.3 Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
1.3.1 Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
1.3.2 Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
1.3.3 Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе
Глава II
Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста
2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿
2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

дипломная работа МАШИ .doc

— 210.00 Кб (Скачать)

«По реке плывет кораблик»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; рассуждать; инициативно высказываться; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Образовывать названия детенышей животных в единственном и множественном числе. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

«Кто как кричит?»

Цель: побуждать детей включаться в диалог со взрослым; инициативно высказываться, отвечать на вопросы. Активизировать глаголы, образованные от звукоподражаний (пищит, кукарекает, гогочет, крякает). Закрепить слова, обозначающие названия детенышей животных (цыплята, гусята, утята), слова-антонимы (большой - маленький, громко – тихо). Побуждать детей включаться в чтение стихотворения. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

«Бывает - не бывает»

Цель: побуждать детей вступать в диалог со взрослым, рассуждать, аргументировать свое мнение. Налаживать эмоционально – практическое общение со сверстниками. Побуждать к играм со звуками, рифмам и словами. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.

«Отгадай загадку»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Учить детей составлять небольшие описания по картинкам. Закрепить глаголы, образованные от звукоподражаний (кукарекает, чирикает, пищит, гогочет, крякает); слова. Обозначающие название детенышей (утята, гусята и т. д.). побуждать детей к играм со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание детей.

«Дружные ребята»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, делиться впечатлениями личного опыта (внеситуативное общение). Поддерживать игровое взаимодействие со сверстниками. Приобщать к национальным традициям (приветствие, обхождение, прощание). Активизировать глаголы, обозначающие действия людей, образовывать глаголы-антонимы. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

2)     Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.

« Незнайка учится здороваться», « Быстро ответить», « Незнайка раздает игрушки», « Мы идем на прогулку», « Незнайка учится просить», « Исправьте Незнайку».

3)     Игры парами

  « Разрезные картинки» (предметы одежды), « Да или нет», « Кто как кричит», « Кому что нужно?», « Съедобное – несъедобное», « Магазин»

4)     Сюжетно-ролевые игры: « Дочки-матери», « Магазин», « Парикмахерская», « Поликлиника».

5)     Дидактические игры: « Факты», « Согласен – не согласен», « Не говорить «да» и « нет».

6)     Подвижные игры: « Коршун», « Гуси – гуси», « Краски».

7)     Игры – инсценировки: русская народная сказка « Теремок», русская народная сказка « Репка», русская народная сказка « Волк и козлята».

8)     Разговор воспитателя с детьми проводился еженедельно. Тематика разговоров: « Как ты провел выходной день», « Твоя любимая книга», « Твоя любимая игрушка», « Весна», « Твой любимый сказочный герой», « Как бы ты встретил новенького».

                    

       На формирующем этапе велось экспериментальное обучение детей с учётом положения гипотезы. В ходе формирующего эксперимента была организована работа по развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе повседневного общения. Работа проводилась с детьми с низким и средним уровнем диалогических умений.     

Для того, что бы повысить речевой этикет детям предлагались упражнения, например:

       Незнайка хвастает, что девочка просила его застегнуть пальто, а он ответил: « Вот ещё! Сама застёгивай!». Воспитатель стыдит его и спрашивает: « Дети, кто не может сам застегнуть пальто или куртку? Завязать шапку, шарф? Завязать шнурки? Оля, кого ты попросишь помочь тебе? А ты Владик?

          А теперь, когда мы пойдём одеваться, будьте все внимательны друг к другу. Не забудьте правильно просить или благодарить за помощь, а Незнайка послушает и поучится» Дети договариваются, кто кому будет помогать, кому поможет воспитатель.

          На прогулке Незнайка интересуется:

Незнайка:  Оля, кого ты попросила помочь тебе?

Оля: Я попросила помочь мне Ольгу Анатольевну.

Незнайка: Как ты говорила?

Оля: Ольга Анатольевна, помогите мне, пожалуйста, застегнуть куртку.

Незнайка: Владик кто тебе помогал одеваться?

Владик: Мне помогала одеваться Ольга Николаевна.

Незнайка: Как ты просил?

Владик: Ольга Николаевна, помогите мне, пожалуйста, завязать шнурки.

Незнайка: Что сказал потом?

Владик: Спасибо!

         Так же с детьми проводились игры парами, например такая игра – « Кому что нужно?»

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением посуды и одежды, называет их. Объясняет, что посуду хранят в буфете, а одежду – в платяном шкафу.

- У Мики – буфет, у Данилы – шкаф. Я буду показывать картинки. Картинки с изображением  с изображением посуды должна называть Мика, с изображением одежды – Данила. Если ошиблись – карточку откладываем в сторону. В конце игры подсчитаем, у кого больше картинок.

Картинки, которые выбрала Мика – чашка, блюдце, тарелка, чайник, сахарница, кофейник молочник.

- Мика, почему ты выбрала эти картинки?

Мика: потому, что это посуда и её хранят на кухне в шкафу.

Картинки, которые выбрал Данила – платье, брюки, юбка, рубашка, пальто, свитер, куртка.

- Данила, а ты, почему выбрал такие картинки?

Данила: Я их выбрал, потому что это одежда, её носят люди, и она хранится в шкафу.

         Так же с детьми были проведены ряд индивидуальных разговоров на тему « Моя любимая книга», « Как я провёл выходной день», « Любимая игрушка»

          Дети охотно вступали в диалог, с большим удовольствием говорили на излюбленные темы.

Ксения: « У меня любимые игрушки – лошадки. У меня их много, а эта самая любимая (показывает и обнимает игрушку). Она очень красивая: белая, с длинным пушистым хвостом. Когда я ухожу в сад, она по мне скучает, поэтому я её беру с собой».

Для автоматизации речевых штампов использовались речевые упражнения, которые вводили детей в различные ситуации, близкие к реальным.

Например:

- К вам вечером пришли гости, как вы с ними поздороваетесь?

- У Кристины развязался бант. Она подошла к воспитательнице. Что ей нужно сказать?

- Представьте, что вы разбили тарелку, и мама будет огорчена. Что бы вы ей сказали?

         После того как дети хорошо усвоили речевой материал по данной теме, сформировалось умение применять его в соответствующих ситуациях, проводилась тематическая групповая беседа с четырьмя- шестью детьми, продолжительностью 10-15 минут, включающая 7-10 вопросов.

Например:

- Умеете ли вы знакомиться?

- Знакомились ли вы с кем-нибудь? С кем? Где? Как ты это сделал? Что сказал? Что ответил?

- Что вы говорите когда хотите познакомиться?

- Как познакомиться со взрослым?

- С кем бы вы хотели познакомиться ( из сказочных героев) Что бы вы хотели узнать у него? Во что поиграть?

          Во время беседы воспитатель обращается к нескольким детям с одним и тем же вопросом. Таким образом, дети вовлекались в общую беседу, приучались воспринимать информацию и высказываться.

          Появление сказочного героя Незнайки, включение его в различные ситуации, способствовали активизации речевой деятельности детей, а также создавали дружескую, непринуждённую атмосферу общения.

           Следует отметить, что дети предпочитали упражнения, построенные на игровых и сказочных ситуациях, а также упражнения с использованием наглядности (игрушки).

           В начале формирующего эксперимента мы постоянно направляли детей, помогали организовывать ту или иную игру. Но в последующем, дети сами организовывали и играли в игры, а также самостоятельно вступали в диалог друг с другом и воспитателем.

           Все игры проходили очень эмоционально, тем самым, побуждая детей вступать в диалог с воспитателем и друг с другом. Именно это, в большей степени, помогло повысить результат детей с низким и средним уровнем диалогических умений.

 

2.3 Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ( контрольная часть)

           На контрольном этапе была проведена повторная диагностика по той же методике, апробированной в констатирующей части.

Цель- выяснение эффективности предложенной методики развития диалогической речи.

В ходе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

     

 

 

 

      

     

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 



Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста