Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить состояние проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Выявить особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.

Оглавление

Введение
Глава I
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
1.1 Диалог как объект исследования в современной науке
1.2 Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
1.3 Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
1.3.1 Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
1.3.2 Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
1.3.3 Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе
Глава II
Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста
2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿
2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

дипломная работа МАШИ .doc

— 210.00 Кб (Скачать)

 

 

      

Глава II. Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста.

Цель нашей экспериментальной работы заключалась в том, чтобы выявить особенности развития диалогической реи у детей младшего дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.

Практическая часть исследования строилась по следующему плану и осуществлялась в три этапа:

I этап – констатирующая часть

II этап – формирующая часть

III этап – контрольная часть (сравнение анализов результатов первичной и вторичной диагностики)

Методы исследования

В нашей экспериментальной работе использовались методы первичной и вторичной диагностики

       Контингент испытуемых составили дети второй младшей группы ГОУ детского сада № 133 общеразвивающего вида Юго-Восточного округа города Москвы.

       В исследовании участвовала группа детей в количестве 15 человек ( см. Приложение № )

2.1 Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста (констатирующая часть).

        В ходе экспериментального исследования на констатирующем этапе была проведена диагностика особенностей развития диалогической речи у младших дошкольников по методике, рекомендованной в пособии М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной « Речевое развитие дошкольников»[ ].

       При разработке содержания экспериментальных заданий мы руководствовались необходимостью постановки ребёнка в такие условия, в которых он мог бы в полной мере проявить сформированные у него диалогические навыки.

       С целью объективности оценки экспериментальных данных задания выполнялись с каждым ребёнком индивидуально.

       Для первичной диагностики нами было проанализировано содержание пособия и отобраны следующие задания:

     Задание № 1 Индивидуальные беседы с детьми на тему: « Моя любимая игрушка».

       Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных беседах.

      Описание методики: установить контакт с ребёнком, доверительные отношения и на этом фоне создать ситуацию разговора.

Для определения особенностей диалогического общения детям задавались вопросы.

Вопросы для разговора с детьми:

- какие игрушки у тебя есть дома?

- какая самая любимая?

- расскажи, какая она?

- какие игрушки нравятся в детском саду?

В результате анализа полученных данных составлена характеристика коммуникативных умений детей (см. таблица №)

       Задание № 2 Речевые ситуации

       Цель: выявить умения ребёнка самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба).

       Описание методики:

I ситуация: Ты пришёл в детский сад, встретил воспитательницу. Как ты её будешь приветствовать?

II ситуация: Ты хочешь взять свою любимую игрушку, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?

       Задание № 3

       Цель: выявление умений у ребёнка задавать вопросы в ходе разговора.

       Описание методики: ребёнку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по её содержанию:

- « Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».

Во время эксперимента не вступать в беседу с ребёнком, а только отвечать на вопросы.

                     В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей.

       Показатели коммуникативных умений:

1.      Умение вступать в диалог

2.      Умение поддерживать и завершать диалог

3.      Тон общения

4.      Стиль общения

5.      Особенности речи

При их оценке использовалась балльная система.

После выполнения трёх заданий подсчитывалась суммарная оценка:

      Высокий уровень – 14 баллов;

      Средний уровень – 13-7 баллов;

      Низкий уровень – 6 баллов и ниже.

     Задание № 4 Проведение занятия с детьми « Рассматривание игрушек»

        Цель: изучить особенности диалогической речи детей в специально

организованной учебной деятельности.

Описание методики: наблюдение занятия с последующим анализом.

При анализе занятия выделили следующие показатели:

1.       умение участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и умение не отвлекаться от содержания;

2.       умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая;

3.       умение задавать вопросы;

4.       особенности речи.

При их оценке использовалась балльная система:

       В – 6 баллов;

       С – 5-4 баллов;

       Н – 3 балла.

Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учётом следующих показателей (предложенными в том же пособии с. 65).

      Высокий уровень коммуникативных умений:

Ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета;

      Средний уровень коммуникативных умений:

Ребёнок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;

      Низкий уровень коммуникативных умений:

Ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

                                     Анализ результатов:

Результаты наблюдения и анализ оформлены в таблицах.

      Анализ коммуникативных умений детей вступать в диалог

Задание № 1.

Детям задавались вопросы на тему «Моя любимая игрушка». Во время беседы мы увидели, что из 15 детей только 5 владеют речевыми оборотами для установления контакта и 9 человек из 15 легко вступают в контакт. Во время беседы мы также увидели, что только 7 человек из 15 умеют отвечать на вопросы.

На вопрос: « Какие игрушки у тебя есть дома?», Ксения Л. ответила – « Куклы, например, и лошадки, конструктор убратый, собака, например. Она просто рыжая, как Барсик».

На вопрос: « Какая игрушка самая любимая?» Миколе Я.- « Кукла» Вопрос :« Какая она?» Ответ - « Она красивая, с длинными волосами».

На вопрос, « Какие игрушки нравятся в детском саду?»- Саша М. – « Много игрушек» (показывает пальцем).

        Эти данные позволяют предположить, что дети легко идут на контакт, но в недостаточном объёме владеют речевыми оборотами для установления контакта и умением отвечать на вопросы.

Из таблицы № 2 видно, что тон общения у большинства детей доброжелательный, спокойный. Только 6 человек из 15 не умеют сдерживать себя в общении. У этих детей тон недоброжелательный, крикливый. Что касается стиля общения, то многие дети(8 человек) невнимательно относятся к речи собеседника, могут задавать вопросы не по теме, из-за невнимательности переспрашивать вопрос, заниматься чем-либо в момент диалога. 10 человек часто перебивают собеседника, не дают досказать фразу до конца, высказать своё мнения. 8 человек умеют сдерживать себя во время беседы в мимике, жестах, позе. 8 человек при разговоре сильно размахивают руками, не умеют сдерживать эмоции. 8 человек из 15 владеют речевым этикетом (здороваются по приходу - Ксения: « Доброе утро, Ольга Анатольевна». Прощаются со всеми, когда уходят, благодарят при помощи и т.д.). Остальные семеро детей знают, что и где надо говорить, но часто забывают об этом.

Обратимся к таблице « Особенности речи» (см. таблицу № 3)

Если проанализировать эту таблицу, то можно увидеть, что 6 человек из 15 отвечают и задают вопросы развёрнуто, владеют разнообразием и точностью словаря: « Данила, чем мы сегодня занимались на занятии?» Данила: « Мы сегодня рассказывали по картинке про кошку с котятами». Остальные 9 человек показали, что на вопросы отвечают односложно, не владеют развёрнутостью высказываний, у них бедный  словарный запас.

       Проанализировав таблицы 1, 2, 3 можно распределить детей по уровню коммуникативных умений и навыков в специально организованных беседах.

      Высокий уровень – 1 человек.

      Средний уровень –  7 человек.

      Низкий уровень -     6 человек.

Эти данные занесены в таблицу № 5.

 

Характеристика коммуникативных умений детей на занятиях

Если проанализировать таблицу № 4, то можно увидеть, что 10 человек из 15 в достаточной степени умеют участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и не отвлекаться от содержания.8 человек из 15 показали умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая, остальные 7 человек показали, что не владеют этими умениями. Во время диалога они перебивают воспитателя и своих товарищей, отвечают невпопад, не по содержанию. 8 человек из 15 показали на занятиях разнообразие и точность словаря. Один человек, Лев З., вообще не владеет ни одним из перечисленных умений. При разговоре он сильно жестикулирует, перебивает не только сверстников, но и воспитателей, разговаривает на повышенных тонах.

       При сравнении коммуникативных умений детей на занятиях и коммуникативных умений вне занятий можно увидеть, что:

1)     умеют вступать в диалог

- на занятиях – 10 человек;

- вне занятий -  7 человек.

      2) умеют поддерживать и завершать диалог

           - на занятиях –

          - вне занятий –

       3) речевой этикет

           - на занятиях –

           - вне занятий –

        4) особенности речи

           - на занятиях – 8 человек;

           - вне занятий – 6 человек.

Проанализировав эти данные можно выдвинуть предположение, что дети на занятиях показывают более высокие умения.

       С детьми среднего и низкого уровня проводилась работа по развитию диалогических навыков и умений с целью повысить коммуникативные умения.

2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (формирующая часть).

      Прежде чем приступить непосредственно к экспериментальной работе с детьми в детском саду, мы создали необходимые педагогические условия:
- организовали пространство для общения, где дети имели возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты мы создали мини-театр, мини-библиотеку, создали уголок для свободной изодеятельности. Пополнили и обновили игровые зоны необходимым игровым материалом. Также, что немаловажно создали доброжелательную атмосферу в группе;

-обеспечили детям обучение на занятиях в жанре сценариев активизирующего общения;

- использовали разнообразные методы и приёмы с учетом возраста.

Для экспериментальной работы нами был составлен перспективный план обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста.

                               Перспективный план работы

1)     Занятия для активизации общения проводились 2 раза в месяц:

« Поезд»

Цель: побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие детали предметов (кабина, дверь, окна, колеса, крыша, труба). Соотносить глаголы с выразительными движениями (поплясать, похлопать, потопать и др.). Развивать речевое внимание и речевое дыхание.

« Медвежата»

Цель: побуждать детей вступать в диалог со взрослым. Обучать вежливому обхождению с партнером (приветствие, прощание). Активизировать слова, обозначающие части тела (глаза, нос, лапы, ущи). Соотносить глаголы с выразительными движениями. Закрепить формы повелительного наклонения глаголов (ляг, спой, танцуй). Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

« Часы»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; высказываться на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие части предметов (стрелки, циферблат с цифрами, корпус). Соотносить глаголы с выразительными движениями. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

« Чей голос?»

Цель: приобщать детей к национальным традициям общения (приветствие, обхождение, прощание). Закрепить формы повелительного наклонения глаголов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей; различать тембр и силу голоса персонажа.

«Хохотальная путаница»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, инициативно высказываться. Учить составлять описание игрушек. Закрепить слова, обозначающие детали предметов, обобщающие слово «игрушки». Приобщать к национальным традициям общения (приветствие, обхождение, прощение). Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

«Коза с козлятами»

Цель: воспитывать у детей ориентировку на партнера, организовывать игровое взаимодействие со сверстниками. Работать над речевым материалом по теме «Фрукты». Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

«Снег, снег кружится…»

Цель: Побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Работать над речевым материалом по теме «Одежда и обувь». Развивать фонематический слух, речевое понимание и речевое дыхание детей.

Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста