Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:50, дипломная работа
Цель исследования - изучить состояние проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Выявить особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.
Введение
Глава I
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
1.1 Диалог как объект исследования в современной науке
1.2 Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
1.3 Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
1.3.1 Задачи обучения диалогической речи младших дошкольников
1.3.2 Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
1.3.3 Сценарии активизирующего общения – одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников
Выводы по I главе
Глава II
Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста
2.1. Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста ﴾констатирующая часть﴿
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста ﴾формирующая часть﴿
2.3. Результаты обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста ﴾ контрольная часть﴿
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава II. Практическая часть. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста.
Цель нашей экспериментальной работы заключалась в том, чтобы выявить особенности развития диалогической реи у детей младшего дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.
Практическая часть исследования строилась по следующему плану и осуществлялась в три этапа:
I этап – констатирующая часть
II этап – формирующая часть
III этап – контрольная часть (сравнение анализов результатов первичной и вторичной диагностики)
Методы исследования
В нашей экспериментальной работе использовались методы первичной и вторичной диагностики
Контингент испытуемых составили дети второй младшей группы ГОУ детского сада № 133 общеразвивающего вида Юго-Восточного округа города Москвы.
В исследовании участвовала группа детей в количестве 15 человек ( см. Приложение № )
2.1 Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста (констатирующая часть).
В ходе экспериментального исследования на констатирующем этапе была проведена диагностика особенностей развития диалогической речи у младших дошкольников по методике, рекомендованной в пособии М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной « Речевое развитие дошкольников»[ ].
При разработке содержания экспериментальных заданий мы руководствовались необходимостью постановки ребёнка в такие условия, в которых он мог бы в полной мере проявить сформированные у него диалогические навыки.
С целью объективности оценки экспериментальных данных задания выполнялись с каждым ребёнком индивидуально.
Для первичной диагностики нами было проанализировано содержание пособия и отобраны следующие задания:
Задание № 1 Индивидуальные беседы с детьми на тему: « Моя любимая игрушка».
Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных беседах.
Описание методики: установить контакт с ребёнком, доверительные отношения и на этом фоне создать ситуацию разговора.
Для определения особенностей диалогического общения детям задавались вопросы.
Вопросы для разговора с детьми:
- какие игрушки у тебя есть дома?
- какая самая любимая?
- расскажи, какая она?
- какие игрушки нравятся в детском саду?
В результате анализа полученных данных составлена характеристика коммуникативных умений детей (см. таблица №)
Задание № 2 Речевые ситуации
Цель: выявить умения ребёнка самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба).
Описание методики:
I ситуация: Ты пришёл в детский сад, встретил воспитательницу. Как ты её будешь приветствовать?
II ситуация: Ты хочешь взять свою любимую игрушку, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?
Задание № 3
Цель: выявление умений у ребёнка задавать вопросы в ходе разговора.
Описание методики: ребёнку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по её содержанию:
- « Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».
Во время эксперимента не вступать в беседу с ребёнком, а только отвечать на вопросы.
В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей.
Показатели коммуникативных умений:
1. Умение вступать в диалог
2. Умение поддерживать и завершать диалог
3. Тон общения
4. Стиль общения
5. Особенности речи
При их оценке использовалась балльная система.
После выполнения трёх заданий подсчитывалась суммарная оценка:
Высокий уровень – 14 баллов;
Средний уровень – 13-7 баллов;
Низкий уровень – 6 баллов и ниже.
Задание № 4 Проведение занятия с детьми « Рассматривание игрушек»
Цель: изучить особенности диалогической речи детей в специально
организованной учебной деятельности.
Описание методики: наблюдение занятия с последующим анализом.
При анализе занятия выделили следующие показатели:
1. умение участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и умение не отвлекаться от содержания;
2. умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая;
3. умение задавать вопросы;
4. особенности речи.
При их оценке использовалась балльная система:
В – 6 баллов;
С – 5-4 баллов;
Н – 3 балла.
Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учётом следующих показателей (предложенными в том же пособии с. 65).
Высокий уровень коммуникативных умений:
Ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета;
Средний уровень коммуникативных умений:
Ребёнок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;
Низкий уровень коммуникативных умений:
Ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
Результаты наблюдения и анализ оформлены в таблицах.
Анализ коммуникативных умений детей вступать в диалог
Задание № 1.
Детям задавались вопросы на тему «Моя любимая игрушка». Во время беседы мы увидели, что из 15 детей только 5 владеют речевыми оборотами для установления контакта и 9 человек из 15 легко вступают в контакт. Во время беседы мы также увидели, что только 7 человек из 15 умеют отвечать на вопросы.
На вопрос: « Какие игрушки у тебя есть дома?», Ксения Л. ответила – « Куклы, например, и лошадки, конструктор убратый, собака, например. Она просто рыжая, как Барсик».
На вопрос: « Какая игрушка самая любимая?» Миколе Я.- « Кукла» Вопрос :« Какая она?» Ответ - « Она красивая, с длинными волосами».
На вопрос, « Какие игрушки нравятся в детском саду?»- Саша М. – « Много игрушек» (показывает пальцем).
Эти данные позволяют предположить, что дети легко идут на контакт, но в недостаточном объёме владеют речевыми оборотами для установления контакта и умением отвечать на вопросы.
Из таблицы № 2 видно, что тон общения у большинства детей доброжелательный, спокойный. Только 6 человек из 15 не умеют сдерживать себя в общении. У этих детей тон недоброжелательный, крикливый. Что касается стиля общения, то многие дети(8 человек) невнимательно относятся к речи собеседника, могут задавать вопросы не по теме, из-за невнимательности переспрашивать вопрос, заниматься чем-либо в момент диалога. 10 человек часто перебивают собеседника, не дают досказать фразу до конца, высказать своё мнения. 8 человек умеют сдерживать себя во время беседы в мимике, жестах, позе. 8 человек при разговоре сильно размахивают руками, не умеют сдерживать эмоции. 8 человек из 15 владеют речевым этикетом (здороваются по приходу - Ксения: « Доброе утро, Ольга Анатольевна». Прощаются со всеми, когда уходят, благодарят при помощи и т.д.). Остальные семеро детей знают, что и где надо говорить, но часто забывают об этом.
Обратимся к таблице « Особенности речи» (см. таблицу № 3)
Если проанализировать эту таблицу, то можно увидеть, что 6 человек из 15 отвечают и задают вопросы развёрнуто, владеют разнообразием и точностью словаря: « Данила, чем мы сегодня занимались на занятии?» Данила: « Мы сегодня рассказывали по картинке про кошку с котятами». Остальные 9 человек показали, что на вопросы отвечают односложно, не владеют развёрнутостью высказываний, у них бедный словарный запас.
Проанализировав таблицы 1, 2, 3 можно распределить детей по уровню коммуникативных умений и навыков в специально организованных беседах.
Высокий уровень – 1 человек.
Средний уровень – 7 человек.
Низкий уровень - 6 человек.
Эти данные занесены в таблицу № 5.
Характеристика коммуникативных умений детей на занятиях
Если проанализировать таблицу № 4, то можно увидеть, что 10 человек из 15 в достаточной степени умеют участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и не отвлекаться от содержания.8 человек из 15 показали умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая, остальные 7 человек показали, что не владеют этими умениями. Во время диалога они перебивают воспитателя и своих товарищей, отвечают невпопад, не по содержанию. 8 человек из 15 показали на занятиях разнообразие и точность словаря. Один человек, Лев З., вообще не владеет ни одним из перечисленных умений. При разговоре он сильно жестикулирует, перебивает не только сверстников, но и воспитателей, разговаривает на повышенных тонах.
При сравнении коммуникативных умений детей на занятиях и коммуникативных умений вне занятий можно увидеть, что:
1) умеют вступать в диалог
- на занятиях – 10 человек;
- вне занятий - 7 человек.
2) умеют поддерживать и завершать диалог
- на занятиях –
- вне занятий –
3) речевой этикет
- на занятиях –
- вне занятий –
4) особенности речи
- на занятиях – 8 человек;
- вне занятий – 6 человек.
Проанализировав эти данные можно выдвинуть предположение, что дети на занятиях показывают более высокие умения.
С детьми среднего и низкого уровня проводилась работа по развитию диалогических навыков и умений с целью повысить коммуникативные умения.
2.2. Содержание и методика обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (формирующая часть).
Прежде чем приступить непосредственно к экспериментальной работе с детьми в детском саду, мы создали необходимые педагогические условия:
- организовали пространство для общения, где дети имели возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты мы создали мини-театр, мини-библиотеку, создали уголок для свободной изодеятельности. Пополнили и обновили игровые зоны необходимым игровым материалом. Также, что немаловажно создали доброжелательную атмосферу в группе;
-обеспечили детям обучение на занятиях в жанре сценариев активизирующего общения;
- использовали разнообразные методы и приёмы с учетом возраста.
Для экспериментальной работы нами был составлен перспективный план обучения диалогическим умениям детей младшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы
1) Занятия для активизации общения проводились 2 раза в месяц:
« Поезд»
Цель: побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие детали предметов (кабина, дверь, окна, колеса, крыша, труба). Соотносить глаголы с выразительными движениями (поплясать, похлопать, потопать и др.). Развивать речевое внимание и речевое дыхание.
« Медвежата»
Цель: побуждать детей вступать в диалог со взрослым. Обучать вежливому обхождению с партнером (приветствие, прощание). Активизировать слова, обозначающие части тела (глаза, нос, лапы, ущи). Соотносить глаголы с выразительными движениями. Закрепить формы повелительного наклонения глаголов (ляг, спой, танцуй). Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
« Часы»
Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; высказываться на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие части предметов (стрелки, циферблат с цифрами, корпус). Соотносить глаголы с выразительными движениями. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
« Чей голос?»
Цель: приобщать детей к национальным традициям общения (приветствие, обхождение, прощание). Закрепить формы повелительного наклонения глаголов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей; различать тембр и силу голоса персонажа.
«Хохотальная путаница»
Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, инициативно высказываться. Учить составлять описание игрушек. Закрепить слова, обозначающие детали предметов, обобщающие слово «игрушки». Приобщать к национальным традициям общения (приветствие, обхождение, прощение). Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
«Коза с козлятами»
Цель: воспитывать у детей ориентировку на партнера, организовывать игровое взаимодействие со сверстниками. Работать над речевым материалом по теме «Фрукты». Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
«Снег, снег кружится…»
Цель: Побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Работать над речевым материалом по теме «Одежда и обувь». Развивать фонематический слух, речевое понимание и речевое дыхание детей.
Информация о работе Развитие навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста