Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

Оглавление

Введение____________________________________3
Особенности развития детей старшего дошкольного
возраста_______________________________________4
Сущность развития чувства ритма у детей дошкольного
возраста____________________________________7
Описание музыкально-дидактических упражнений на развитие чувства ритма у старших дошкольников_______________________________8
Список литературы__________________________11

Файлы: 1 файл

Контрольная по муз образованию.docx

— 33.24 Кб (Скачать)

         Эмоциональная отзывчивость на  музыку может проявиться у  детей очень рано, в первые  месяцы жизни. Ребенок способен  оживленно реагировать на звуки  веселой музыки - непроизвольными  движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную  музыку.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в  музыкально-ритмических движениях, соответствующих  по  характеру  эмоциональной окраске музыки.

Развитие  чувства ритма, способности активно  переживать музыку, ощущать  эмоциональную  выразительность  музыкального  ритма и точно его  воспроизводить – предлагает  использование  музыкально-дидактических  игр и  пособий, связанных  с  воспроизведением ритмического  рисунка  мелодии  в  хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера  музыки с помощью движений. Часто  использую дидактические игры с  выполнением творческих заданий. Использую  музыкальные инструменты: «Кого зовет музыка» (бубен, дудочка, металлофон и ложки). Игра «Прогулка», «Научи матрешек танцевать», «Повтори ритм», «Девочки и мальчики», «Игра с бубном, «Игры с картинками», «Гусеница», «Божьи  коровки» и т.д. Игры с пением на развитие ритма: «Я иду с цветами», «Часы», «Волк и козлята». 
 
 

Описание  музыкально-дидактических  упражнений на развитие чувства ритма  у старших дошкольников. 

    1. «Учитесь танцевать»
 

    Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

    Описание  упражнения. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

    Рекомендации  по применению.

    При повторении игры ведущим может стать  ребенок, правильно выполнивший  задание. 

    1. «Прогулка»
 

    Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки   (с обратной  стороны  карточек  приклеена  фланель).

    Описание  упражнения. Дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

    «Пошел  частый, сильный дождь»,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие  карточки.

    Рекомендации  по применению.

    Игра  проводится в свободное от занятий  время. 

    1. «Выполни задание»
 

    Игровой материал:  фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян).

    Описание  упражнения. Воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе.

    Рекомендации  по применению.

    Количество  карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий  будет  выкладывать  ритмический  рисунок  на  столе. 

    1. «Наше путешествие»
 

    Игровой материал:  металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

    Описание  упражнения. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

    Увидела подружку, она очень хорошо прыгала  через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой  за скакалками, перепрыгивая через  ступеньки (играет на металлофоне).

    Мой   рассказ   вы   можете   продолжить   или   придумать, свой рассказ».

    Рекомендации  по применению.

    Игру  можно проводить во второй половине дня. 

    1. «Определи по ритму»
 

    Игровой материал:  карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки,

    угольник, барабан, музыкальный молоточек  и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

    Описание  упражнения. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

    Рекомендации по применению.

    При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку  можно дать большее число карточек (3—4). 

    1. «К  нам гости пришли»
 

Игровой материал: взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Описание  упражнения .Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти гости». Стук дверь.

Приходит  медведь (взрослый в костюме медведя). 

«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и  играть. Сегодня я придумал такую  игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент».

Ребенок проходит за ширму, и с помощью  взрослого выбирает инструмент, который  больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет  бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать, под  какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).

    Рекомендации  по применению.

Когда дети угадают, приходят другие гости, и  каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары  молоточком на металлофоне, лошадка - под  четкие удары музыкального молоточка  или деревянных ложек, птичка - под  звон колокольчиков. 

    1. «Укрась  музыку»
 

Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Описание  упражнения. Ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

Рекомендации  по применению.

В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить  звучание. Например, где-то можно  уловить  звон  колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.

В такой  музыкально-дидактической игре  дети  различают  характер  музыки, настроение пытаются подстроиться под  определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют  творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 
 

  1. Венгер  Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
  2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.
  3. Каплунова  И.М. Этот  удивительный  ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С - П.: Изд. «Композитор», 2005
  4. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. – М., 2004.
  7. www.school2100.ru Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Информация о работе Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические упражнения