Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

Оглавление

Введение____________________________________3
Особенности развития детей старшего дошкольного
возраста_______________________________________4
Сущность развития чувства ритма у детей дошкольного
возраста____________________________________7
Описание музыкально-дидактических упражнений на развитие чувства ритма у старших дошкольников_______________________________8
Список литературы__________________________11

Файлы: 1 файл

Контрольная по муз образованию.docx

— 33.24 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО   «Красноярский государственный  педагогический

университет им. В.П. Астафьева».

Факультет: Педагогика и психология детства. 
 
 
 
 
 

Практическое  задание к экзамену по предмету

 « Теория и методика музыкального воспитания

детей дошкольного  возраста». 

Тема:

«Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические упражнения». 
 
 

Выполнил:

студент 3 курса

группа 313б

заочного  отделения

дошкольной педагогики

и психологии

Факультета  педагогики и

психологии  детства

Люфт  Е. Ю. 
 

Проверил:

ст. преподаватель  отделения

 дошкольной  педагогики

Факультета  педагогики и

психологии  детства

Ерошкина  Е. В.. 
 
 
 

г. Красноярск

2012 год 

Содержание: 
 
 

  1.   Введение____________________________________3
  2. Особенности развития детей старшего дошкольного

возраста_______________________________________4

  1. Сущность развития чувства ритма у детей дошкольного

    возраста____________________________________7

  1. Описание музыкально-дидактических упражнений на развитие чувства ритма у старших дошкольников_______________________________8
  2. Список литературы__________________________11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Введение. 
     

     Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников  пока  нет. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

  Именно  с этой целью применяют музыкально-дидактические  игры и пособия, которые воздействуя  на ребёнка комплексно, вызывают  у них зрительную, слуховую и  двигательную активность, тем самым  расширяя музыкальное восприятие  в целом.

           Актуальность  применения   музыкально-дидактических   игр  и упражнений  заключается   в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании  дошкольников в  определенной системе, с учетом  возрастного аспекта и последовательности  приобщения детей к целостному  и дифференцированному восприятию  музыки.

           В  своей  работе  мы  мало  времени  уделяем   дидактическим   пособиям  и  играм.  Работа по музыкально-сенсорному  воспитанию  организовывается  не  всегда  на  должном  уровне. Это  объясняется  недостатком  материальной  базы, отсутствием  в  торговой сети  готовых музыкально-дидактических пособий. Со  временем  пришло понимание  значимости  и  ценности  музыкально-сенсорного  развития и применение  дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

         В чём же  ценность  дидактических   игр  и  пособий? А ценность  этих игр в том, что они  доступны детскому  пониманию,  вызывают  интерес и  желание  участвовать в них. Основное  назначение дидактических игр  и пособий – формирование  у  детей  музыкальных   способностей; в доступной игровой   форме помочь разобраться в  соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма,  тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных  способностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности развития детей старшего дошкольного

возраста. 

В старшем  дошкольном возрасте происходит интенсивное  развитие интеллектуальной, нравственно-волевой  и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется  появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах  и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка  в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую  группу связан с изменением психологической  позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди  других детей в детском саду. Воспитатель  помогает дошкольникам понять это новое  положение. Он поддерживает в детях  ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению  новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

 Опираясь  на характерную для старших  дошкольников потребность в самоутверждении  и признании их возможностей  со стороны взрослых, воспитатель  обеспечивает условия для развития  детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает  ситуации, побуждающие детей активно  применять свои знания и умения, ставит перед ними все более  сложные задачи, развивает их  волю, поддерживает желание преодолевать  трудности, доводить начатое дело  до конца, нацеливает на поиск  новых, творческих решений. Важно  предоставлять детям возможность  самостоятельного решения поставленных  задач, нацеливать их на поиск  нескольких вариантов решения  одной задачи, поддерживать детскую  инициативу и творчество, показывать  детям рост их достижений, вызывать  у них чувство радости и  гордости от успешных самостоятельных  действий.

 Развитию  самостоятельности способствует  освоение детьми умений поставить  цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить  полученный результат с позиции  цели. Задача развития данных  умений ставится воспитателем  широко, создает основу для активного  овладения детьми всеми видами  деятельности.

 Высшей  формой самостоятельности детей  является творчество. Задача воспитателя  – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание  творческих ситуаций в игровой,  театральной, художественно-изобразительной  деятельности, в ручном труде,  словесное творчество. Все это  – обязательные элементы образа  жизни старших дошкольников в  детском саду. Именно в увлекательной  творческой деятельности перед  дошкольником возникает проблема  самостоятельного определения замысла,  способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие  инициативы детей, создает в  группе атмосферу коллективной  творческой деятельности по интересам.

 Серьезное  внимание уделяет воспитатель  развитию познавательной активности  и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать  вся атмосфера жизни детей.  Обязательным элементом образа  жизни старших дошкольников является  участие в разрешении проблемных  ситуаций, в проведении элементарных  опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами  и пр.), в развивающих играх,  головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок,  простейших механизмов и моделей.  Воспитатель своим примером побуждает  детей к самостоятельному поиску  ответов на возникающие вопросы:  он обращает внимание на новые,  необычные черты объекта, строит  догадки, обращается к детям  за помощью, нацеливает на экспериментирование,  рассуждение, предположение.

 Старшие  дошкольники начинают проявлять  интерес к будущему школьному  обучению. Перспектива школьного  обучения создает особый настрой  в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается  естественным путем в общении  с воспитателем, через встречи  с учителем, совместные дела со  школьниками, посещение школы,  сюжетно-ролевые игры на школьную  тему. Главное – связать развивающийся  интерес детей к новой социальной  позиции («Хочу стать школьником»)  с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и  освоения нового. Воспитатель стремится  развить внимание и память  детей, формирует элементарный  самоконтроль, способность к саморегуляции  своих действий. Этому помогают  разнообразные игры, требующие от  детей сравнения объектов по  нескольким признакам, поиска  ошибок, запоминания, применения  общего правила, выполнения действий  с условиями. Такие игры ежедневно  проводятся с ребенком или  с подгруппой старших дошкольников.

 Организованное  обучение осуществляется у старших  дошкольников преимущественно в  форме подгрупповых занятий и  включает занятия познавательного  цикла по математике, подготовке  к освоению грамоты, по ознакомлению  с окружающим миром, по развитию  художественно-продуктивной деятельности  и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми  создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного  применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

 Условием  полноценного развития старших  дошкольников является содержательное  общение со сверстниками и  взрослыми.

 Воспитатель  старается разнообразить практику  общения с каждым ребенком. Вступая  в общение и сотрудничество, он  проявляет доверие, любовь и  уважение к дошкольнику. При  этом он использует несколько  моделей взаимодействия: по типу  прямой передачи опыта, когда  воспитатель учит ребенка новым  умениям, способам действия; по  типу равного партнерства, когда  воспитатель – равноправный участник  детской деятельности, и по типу  «опекаемый взрослый», когда педагог  специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.

 Важным  показателем самосознания детей  5–6 лет является оценочное  отношение к себе и другим. Положительное представление о  своем возможном будущем облике  впервые позволяет ребенку критически  отнестись к некоторым своим  недостаткам и с помощью взрослого  попытаться преодолеть их. Поведение  дошкольника так или иначе  соотносится с его представлениями  о самом себе и о том, каким  он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком  собственного Я непосредственным  образом влияет на успешность  деятельности, способность приобретать  друзей, умение видеть их положительные  качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с  внешним миром дошкольник, выступая  активно действующим лицом, познает  его, а вместе с тем познает  и себя. Через самопознание ребенок  приходит к определенному знанию  о самом себе и окружающем  его мире. Опыт самопознания создает  предпосылки для становления  у дошкольников способности к  преодолению негативных отношений  со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и  особенностей помогает прийти  к пониманию ценности окружающих  людей.

Задачи  воспитания и развития:

1. Укрепление  и обогащение здоровья, дальнейшее  развитие двигательной и гигиенической  культуры детей.

2. Воспитание  культуры общения, эмоциональной  отзывчивости и доброжелательности  к людям.

3. Развитие  эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных  ориентаций, приобщение детей к  художественной культуре.

4. Развитие  познавательной активности, познавательной  мотивации, интеллектуальных способностей  детей.

5. Формирование  готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции  школьника.

6. Развитие  детской самостоятельности и  инициативы, воспитание у каждого  ребенка чувства собственного  достоинства, самоуважения, стремления  к активной деятельности и  творчеству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  развития чувства  ритма у детей  дошкольного возраста. 

          Как  свидетельствуют  наблюдения, и  многочисленные  эксперименты, во время восприятия  музыки  человек  совершает заметные  или незаметные движения, соответствующие  ее ритму, акцентам. Это движения  головы, рук, ног, а также невидимые   движения  речевого, дыхательного  аппаратов.  Часто они возникают  бессознательно, непроизвольно. Попытки  человека остановить  эти движения  приводят к тому, что  либо  они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается  вообще. Это говорит о наличии  глубокой связи двигательных  реакций с восприятием ритма,  о моторной природе музыкального  ритма. Но чувство музыкального  ритма  имеет не только моторную, но и эмоциональную природу.  Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных  средств музыки, с помощью которого  передается содержание.  
         Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его
.

Информация о работе Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические упражнения