Разработка урока теоретического обучения по дисциплине: «Компьютерная графика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:12, реферат

Краткое описание

Цель урока:
Обучающая: помочь получить представление о различных видах КГ, обучить основным принципам работы ГР.
Воспитывающая: воспитать информационную культуру, аккуратность, усидчивость, внимательность, стремление к развитию навыков работы с редакторами.
Развивающая: развить познавательные навыки, навыки работы с устройствами ввода, расширить представления о возможностях векторных и растровых редакторов.

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 748.00 Кб (Скачать)

Инструменты рисования  объектов. Графические редакторы имеют набор инструментов для рисования простейших графических объектов: прямой линии, кривой, прямоугольника, эллипса, многоугольника и так далее. После выбора объекта на панели инструментов его можно нарисовать в любом месте окна редактора.

Например, для рисования линии необходимо выбрать на панели инструментов инструмент Линия, переместить курсор на определенное место окна редактора и щелчком мыши зафиксировать точку, из которой должна начинаться линия. Затем следует перетащить линию в нужном направлении и, осуществив повторный щелчок, зафиксировать второй конец линии.

Такие инструменты имеются и в растровом, и в векторном графических  редакторах, однако принципы работы с  ними несколько различаются. В растровом  графическом редакторе объект перестает  существовать как самостоятельный  элемент после окончания рисования и становится лишь группой пикселей на рисунке. В векторном редакторе нарисованный объект продолжает сохранять свою индивидуальность и его можно масштабировать, перемещать по рисунку и так далее.

В векторном  редакторе существует группа инструментов группировки и разгруппировки объектов. Операция группировки объединяет несколько отдельных объектов в один, что позволяет производить в дальнейшем над ними общие операции (перемещать, удалять и так далее). Можно и, наоборот, разбивать объект, состоящий из нескольких объектов, на самостоятельные объекты (разгруппировывать).

Выделяющие  инструменты. В графических редакторах над элементами изображения возможны различные операции: копирование, перемещение, удаление, поворот, изменение размеров и так далее. Для того чтобы выполнить какую-либо операцию над объектом, его сначала необходимо выделить.

Для выделения  объектов в растровом графическом  редакторе обычно имеются два  инструмента: выделение прямоугольной  области и выделение произвольной области. Процедура выделения производится аналогично процедуре рисования. 
Выделение объектов в векторном редакторе осуществляется с помощью инструмента выделение объекта (на панели инструментов изображается стрелкой). Для выделения объекта достаточно выбрать инструмент выделения и щелкнуть по любому объекту на рисунке.

Инструменты редактирования рисунка. Инструменты редактирования позволяют вносить в рисунок изменения: стирать части рисунка, изменять цвета и так далее. Для стирания изображения в растровых графических редакторах используется инструмент Ластик, который стирает фрагменты изображения (пиксели), при этом размер Ластика можно менять.

В векторных  редакторах редактирование изображения  возможно только путем удаления объектов, входящих в изображение, целиком. Для этого сначала необходимо выделить объект, а затем выполнить операцию - Вырезать.

Палитра цветов. Операцию изменения цвета можно осуществить с помощью меню Палитра, содержащего набор цветов, используемых при создании объектов. Различают основной цвет, которым рисуются контуры фигур, и цвет фона. В левой части палитры размещаются индикаторы основного цвета и цвета фона, которые отображают текущие установки (в данном случае установлен черный основной цвет и белый цвет фона). Для изменения основного цвета необходимо осуществить левый щелчок на выбранном цвете палитры, а для цвета фона — правый щелчок.

Текстовые инструменты. Текстовые инструменты позволяют добавлять в рисунок текст и осуществлять его форматирование.  
В векторных редакторах тоже можно создавать текстовые области, в которые можно вводить и форматировать текст. Кроме того, для ввода надписей к рисункам можно использовать так называемые выноски различных форм.

Масштабирующие  инструменты. В растровых графических редакторах масштабирующие инструменты позволяют увеличивать или уменьшать масштаб представления объекта на экране, но не влияют при этом на его реальные размеры. Обычно такой инструмент называется Лупа. 
В векторных графических редакторах можно легко изменять реальные размеры объекта с помощью мыши.

Форматы графических файлов 
Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия).

Сжатие  применяется для растровых графических  файлов, так как они имеют обычно достаточно большой объем. При сжатии графических файлов алгоритм сжатия включается в формат графического файла.

Существуют  различные алгоритмы сжатия, причем для различных типов изображения  целесообразно применять подходящие типы алгоритмов сжатия.

Для сжатия рисунков типа аппликации, содержащих большие области однотонной закраски, наиболее эффективно применение алгоритма сжатия, который заменяет последовательность повторяющихся величин (пикселей одинакового цвета) на две величины (пиксель и количество его повторений). Такой алгоритм сжатия используется в графических файлах форматов BMP и PCX.

Для рисунков типа диаграммы целесообразно применение другого метода сжатия, который использует поиск повторяющихся в рисунке  «узоров». Такой алгоритм используется в графических файлах форматов TIFF и GIF и позволяет сжать файл в  несколько раз.

Для сжатия отсканированных фотографий и иллюстраций используется алгоритм сжатия JPEG. Этот алгоритм использует тот факт, что человеческий глаз очень чувствителен к изменению яркости отдельных точек изображения, но гораздо хуже замечает изменение цвета. Действительно, при глубине цвета 24 бита компьютер обеспечивает воспроизведение более 16 млн. различных цветов, тогда как человек вряд ли способен различить и тем более назвать более сотни цветов и оттенков.

Применение  метода JPEG позволяет сжимать файлы  в десятки раз, однако может приводить к необратимой потере информации (файлы не могут быть восстановлены в первоначальном виде).

Некоторые форматы графических файлов являются универсальными, так как могут  быть обработаны большинством графических  редакторов. Некоторые программы обработки изображений используют оригинальные форматы, которые распознаются только самой создающей программой. Преимущество оригинальных форматов файлов состоит в том, что они позволяют сохранять изображения при меньшем размере файла.

Рассмотрим некоторые форматы графических файлов более подробно.

Bit MaP image (BMP) — универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями. 
Tagged Image File Format (TIFF) — формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Используется для обмена документами между различными программами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами. 
Graphics Interchange Format (GIF) — формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным количеством цветов (до 256). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете. 
Portable Network Graphic (PNG) — формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете. 
Joint Photographic Expert Group (JPEG) — формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных операционных систем. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете. 
Windows MetaFile (WMF) — универсальный формат векторных графических файлов для Windows-приложений. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery. 
Encapsulated PostScript (EPS) — формат векторных графических файлов, поддерживается программами для различных операционных систем. Рекомендуется для печати и создания иллюстраций в настольных издательских системах. 
CorelDRaw files (CDR) — оригинальный формат векторных графических файлов, используемый в системе обработки векторной графики CorelDraw. 
Если вы собираетесь работать с графическим файлом только в одном данном приложении, целесообразно выбрать оригинальный формат. Если же предстоит передавать данные в другое приложение, другую среду или иному пользователю, стоит использовать универсальный формат.

Сравнительная характеристика растровой  и векторной графики

Критерий  сравнения Растровая графика Векторная графика
Способ  представления изображения Растровое изображение  строится из множества пикселей Векторное изображение описывается в виде последовательности команд
Представление объектов реального мира Растровые рисунки  эффективно используются для представления  реальных образов Векторная графика  не позволяет получать изображения  фотографического качества
Качество  редактирования изображения При масштабировании  и вращении растровых картинок возникают  искажения Векторные изображения  могут быть легко преобразованы  без потери качества
Особенности печати изображения Растровые рисунки  могут быть легко напечатаны на принтерах Векторные рисунки иногда не печатаются или выглядят на бумаге не так, как хотелось бы

Векторные редакторы часто противопоставляют  растровым редакторам. В действительности, их возможности часто дополняют  друг друга:

Векторные редакторы обычно более пригодны для создания разметки страниц, типографики, логотипов, иллюстраций (например, мультипликация, clip art, сложные геометрические шаблоны), технических иллюстраций, создания диаграмм и составления блок-схем.

Растровые редакторы больше подходят для обработки  и ретуширования фотографий, создания фотореалистичных иллюстраций, коллажей, и создания рисунков от руки с помощью графического планшета.

Последние версии растровых редакторов, как GIMP или Photoshop, предоставляют пользователю и векторные инструменты (например, изменяемые кривые), а векторные редакторы (CorelDRAW, Adobe Illustrator, Xara Xtreme, Adobe Fireworks, Inkscape, SKI и другие) реализуют и растровые эффекты (например, заливку), хотя иногда и несколько ограниченные по сравнению с растровыми редакторами.

  • Практическая часть. 
    - Откройте графический редактор Photoshop и ознакомьтесь с интерфейсом. Создайте новый документ. Создайте абстрактное изображение, используя все инструменты.

    - Создайте  коллаж из имеющихся на вашем  рабочем столе изображений. 

    - Откройте графический редактор CorelDraw. Используя стандартные фигуры, нарисуйте человека.

Далее учащиеся самостоятельно выполняют  задание.

  • Домашнее задание
  • Создать в растровом редакторе Photoshop поздравительную открытку.

    Создать в векторном редакторе CorelDraw макет  визитки.

  • Вопросы учеников. 
    Ответы на вопросы учащихся.
  • Итог урока. 
    Подведение итога урока. Просмотр работ. 

Система ключевых понятий

Растр

Пиксель

Вектор

Растровая графика

Векторная графика

Графический редактор

Панель инструментов

Формат файла BMP TIFF GIF PNG JPEG  WMF  EPS  CDR 
 
 
 

Список  литературы

1.Миронов Д. Ф. CorelDRAW 12. Учебный курс. – СПб: Издательство Питер, 2004.

2.Базылев Г. В. Photoshop CS. Самоучитель. – М.: Вильямс, 2005.

3.Мураховский В.И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия. – М.: АСТ, 2002.

4.Рейнбоу В. Компьютерная графика. Энциклопедия. – СПб: Издательский дом "Питер", 2003.

5.Аркадий Божко, Жук Д.М., Маничев В.Б. Компьютерная графика Учеб. пособие для вузов. (информатика в техническом университете)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Спецификация  учебных элементов  по теме «Растровая и векторная графика. Графические редакторы»

      Опорное понятие Новое понятие

      п/п

      Названия учебных  элементов(понятий) Символ Уровень усвоения
      +   1 Растр
      3
      +   2 Пиксель
3
+   3 Вектор
3
 
 
 
 
+
4  
Графический редактор
 
-
1 
  + 5 Растровый редактор Ps 1
  + 6 Векторный редактор Ai, Corel 1
+   7 Формат файла - 4
+   8 Фрактал - 3
+   9 Фрактальная графика - 3
  + 10 Панель инструментов - 1
  + 11 Bit MaP image BMP 1
  + 12 Tagged Image File Format TIFF 1
  + 13 Graphics Interchange Format GIF 1
  + 14 Portable Network Graphic PNG 1
  + 15 Joint Photographic Expert Group JPEG 1
  + 16 Windows MetaFile WMF 1
  + 17 Encapsulated PostScript EPS 1
  + 18 CorelDRaw files CDR 1
  + 19 Инструменты рисования
2
  + 20 Инструменты выделения
2
  + 21 Инструменты масштабирования
2
  + 22 Инструменты редактирования
2
  + 23 Палитра цветов
2
  + 24 Текстовые инструменты
2
+   25 Компьютерная  графика КГ 4

Информация о работе Разработка урока теоретического обучения по дисциплине: «Компьютерная графика»