Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:38, контрольная работа
Цель исследования заключается в разработке технологии дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ. Предмет исследования - кластерный метод проектирования дидактического обеспечения модульно структурированных рабочих программ.
Задачи исследования:
1. Разработать теоретическую модель модульного структурирования рабочих учебных программ с учетом компетентностной направленности образовательного процесса.
2. Разработать технологию дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ с помощью кластерного метода.
3. Проанализировать сущность дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ, проведя экcпepтизy¿ программы-дисциплины «Физика высшей школы для биолого-почвенного факультета», разработав программные и динамические кластеры для каждого учебного модуля, и сформировать единый дидактический кластер методической системы преподавания учебной дисциплины.
Первоначально выявлены критерии каждого элемента учебных модулей, к которым относятся: согласованность теоретической и практической составляющих комплексной цели; использование в процессе обучения реальных проблемных ситуаций; применение в проектных заданиях количественных методов обработки информации; проблемный характер заданий тестов рубежного контроля. Для каждого критерия подобрана пара утверждений, концептуального или-прикладного характера, подтверждение или опровержение которых участниками экспертной группы должно согласовываться между собой (корреляционные пары).
Экспертам была предложена квалиметрическая анкета, результаты выполнения которой позволили определить абсолютные и относительные частоты установления соответствия между элементами учебных модулей и градациями номинальной измерительной шкалы. На основе полученных количественных данных осуществлено формирование первого приближения дидактического кластера, содержащего коэффициенты связности между элементами учебных .модул ей и ¡произвольно выбранным центральным элементом.
Уточнить значения коэффициентов
связности можно с помощью
процедуры определения
На основе дидактического кластера методической системы преподавания. установлена доминирующая, роль проблемного обучения, связь комплексной цели с проектными и тестовыми заданиями, которые обладают практически равной значимостью для диагностико-квалиметрического обеспечения учебного процесса. Отсюда следует вывод о том, что не только дидактические тесты, но и проектные задания должны обладать измерительными возможностями.
В результате проведенного
исследования установлено, что разработка
дидактического обеспечения методической
системы преподавания компе-тентностно-
Согласно разработанной
теоретической модели, преимущества
модульного структурирования рабочей
учебной программы над
На констатирующем этапе
педагогического эксперимента сформирована
контрольная и
На контрольном этапе эксперимента установлено, что средневзвешенные рейтинги студентов коррелируют с результатами итогового тестирования (0,89). При этом дисперсия результатов итогового контроля по сравнению с входным контролем в экспериментальной группе уменьшилась на 45%, а в контрольной группе - всего на 20%. Соответствующее расхождение медиан статистических распределений составили +22% и +10%. На основе проведенного исследования можно утверждать, что причина явного преимущества компетентностного подхода к организации учебного процесса над традиционным заключается в различной эффективности дидактического обеспечения методической системы преподавания. Наличие модульной структуры:рабочей учебнои программы обеспечивает эффективность дидактического обеспечения 81%, а ее отсутствие — только 58%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Поскольку в современные
образовательные стандарты
2. Дидактическое обеспечение
компетентностно-
3. Теоретическая модель
модульного структурирования
4. В основу теоретической
модели модульного
5. Технология дидактического
обеспечения методической
Т'оIэкспертизу>программы;
- разбиение структурных
элементов на учебные модули
с учетом трудоемкости
- разработку программного,
динамического и проблемного
кластеров для каждого
- формирование единого
дидактического кластера на
- экспериментальную
проверку эффективности
6. Основными элементами учебных модулей являются:
Ч1" 1) комплексная цель, включающая в себя концептуальную и прикладную составляющие;
2) проблемный метод
обучения, предполагающий освоение
программного материала на
3) проектные задания,
обладающие прикладной
4) тесты рубежного
контроля, содержащие проблемные
задания и позволяющие
Каждый из них рассматривается
в качестве класса эквивалентности
номинальной измерительной
7. В процессе формирования
дидактического кластера
1) согласованность теоретической и практической составляющих комплексной цели;
2) использование в
процессе обучения реальных
4) проблемный характер
заданий тестов рубежного
8. С помощью дидактического кластера методической системы преподавания установлена:
- доминирующая роль проблемного обучения;
- связь комплексной цели с проектными и тестовыми заданиями;
- равная значимостью проектных и тестовых заданий для мониторинга учебных достижений.
9. Проведенный педагогический
эксперимент констатировал
10. Основываясь на
результатах проведенного
Список литературы диссертационного исследования
кандидат педагогических наук Махно, Алла Сергеевна, 2011 год
1. Аванесов B.C. Методологическое
и теоретическое обоснование
тестового педагогического
2. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002.
3. Аванесов B.C. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, преподавателей вузов и колледжей. М.: Центр тестирования, 2005.
4. Аванесов B.C., Аниснмова Т.С., Маслак A.A. и др. Педагогические измерения. Тезаурус //Педагогические измерения. 2005. № 1. С. 28-32.
5. Аветисов A.A. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования / Квалиметрия человека и образования: методологиям практика: М.:1 Центр тестирования, 1996.
6. Акинфиева Н.В.
7. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982.
8. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.
9. Анисимова Т.С., Маслак A.A., Осипов С.А. и др. Исследование дифференцирующей способности модели Раша на основе имитационного эксперимента//Педагогическая диагностика. 2003. № 1. С. 103-117.
10. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
11. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
12. Бабанский Ю.К. Научная организация педагогического процесса на основе его интенсификации и оптимизации. М.: Педагогика, 1988.
13. Байденко В.И.' Образовательный стандарт. Опыт системного анализа. Новгород, 1999.
14. Байденко В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате. М., 2004.1