Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:38, контрольная работа
Цель исследования заключается в разработке технологии дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ. Предмет исследования - кластерный метод проектирования дидактического обеспечения модульно структурированных рабочих программ.
Задачи исследования:
1. Разработать теоретическую модель модульного структурирования рабочих учебных программ с учетом компетентностной направленности образовательного процесса.
2. Разработать технологию дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ с помощью кластерного метода.
3. Проанализировать сущность дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ, проведя экcпepтизy¿ программы-дисциплины «Физика высшей школы для биолого-почвенного факультета», разработав программные и динамические кластеры для каждого учебного модуля, и сформировать единый дидактический кластер методической системы преподавания учебной дисциплины.
Проблема проектирования
дидактического обеспечения учебного
процесса приобрела особую актуальность
в связи с необходимостью перехода
от традиционной классно-урочной системы
освоения программного материала к
управляемому самостоятельному обучению,
при котором главную роль играет
заинтересованное отношение обучающихся
к процессу обучения, открывающему
дорогу в будущую профессиональную
деятельность и гарантирующему успешность
личности в окружающем социуме. Наиболее
удачным способом решения поставленной
задачи является компетентностный подход
к организации образовательного
процесса, под которым понимается
особое внимание к личностным характеристикам
способности овладения
В качестве средства реализации
компетентностного подхода к
организации образовательного процесса
можно рассматривать
Развитию компетентностной
парадигмы образования
Часто при подготовке
к чтению нового курса преподаватель
использует учебно-методический комплекс
дисциплины, разработанный его коллегами.
Но окончательно определить свои дидактические
позиции и подобрать
Поэтому столь остро
стоит вопрос о методологическом
подходе к разработке дидактического
обеспечения учебного процесса. В
качестве одного из способов решения
поставленной задачи можно рассматривать
включение в структуру
К структурным составляющим образовательной технологии как дидактической системы обычно относят формулировку целей и задач, отбор содержания обучения, а также средств педагогического взаимодействия (методов обучения), организацию учебного процесса (формы обучения), а также определение результатов I совместной деятельности преподавателя и обучающихся. В процессе проектирования модульной технологии обучения наиболее ответственным является этап постановки диагностических целей обучения, то есть описание в реально измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата. Задание целей изучения модуля завершается определением - требуемых уровней усвоения, то есть умения выполнять сложное действие с определенной степенью самостоятельности. Определение требуемых уровней усвоения учебного материала позволяет осуществить дифференцированный подход к оценке качества знаний.
Следующим важным этапом
конструирования модульной
Дальнейшее построение
модульного обучения ведется в направлении
разработки процессуальной стороны
обучения, то есть представление
Основным показателем эффективности дидактического обеспечения методической системы преподавания является объективность оценки, поэтому в самом начале изучения модуля, обучающиеся должны четко знать систему контроля и критерии оценки качества образования. Наилучшие результаты дает использование проблемных заданий, в основу которых положены ситуации неопределенности, возникающие в процессе реального развития событий [95].
Актуальность исследования
особенностей дидактического обеспечения
учебного процесса, разрабатываемого
при проектировании методической системы
преподавания в условиях компетентностно-
Таким образом, внедрение в практику работы образовательных учреждений компетентностной. направленности обучения, методов проектной деятельности и мониторинговых исследований позволяет рассматривать модульное структурирование рабочих учебных программ как важнейший элемент дидактического обеспечения методической системы преподавания.
Объект исследования - проектирование дидактического обеспечения учебного процесса.
Цель исследования заключается в разработке технологии дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ. Предмет исследования - кластерный метод проектирования дидактического обеспечения модульно структурированных рабочих программ.
Гипотеза исследования — технология дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ предполагает следующие дидактические и организационно-методические условия ее разработки:
- изменение функций
дидактического обеспечения в
современных парадигмах
- проведение экспертизы программы учебной дисциплины с целью выявления структурных элементов;
- распределение структурных
элементов по учебным модулям
с учетом особенностей
- дидактическое наполнение
учебных модулей, включающее
- формирование единого
дидактического кластера на
- экспериментальное
определение эффективности
Задачи исследования:
1. Разработать теоретическую
модель модульного
2. Разработать технологию
дидактического обеспечения
3. Проанализировать сущность
дидактического обеспечения
4. Провести педагогический
эксперимент с целью
Теоретико-методологическую основу исследования составили ведущие идеи:
- личностно-ориентированного
и развивающего образования (
- компетентностно-
- технологических подходов
к педагогическому
- педагогической диагностики и образовательной квалиметрии (Майоров А.Н., 2001; Михайлычев Е.А., 2007; Рудинский И.Д., 2004; Сафонцев С.А., 2010; Черепанов B.C., 1989).
В реализации поставленной
цели и решении задач использовались
общенаучные и специальные
- ■ -. сравнение, противопоставление, аналогия, систематизация, классификация, обобщение;
- наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент;
- кластерное проектирование педагогических объектов;
- статистическая обработка
результатов диагностических
Достоверность и обоснованность
основных положений и выводов
обеспечиваются методологической и
теоретической базой
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретическая модель
модульного структурирования
В основу теоретической модели модульного структурирования учебного процесса положены принципы локальной независимости и оптимизации содержания. Согласно принципу локальной независимости, содержание учебного модуля может использоваться самостоятельно, но с учетом существующих взаимосвязей с другими модулями. Принцип оптимизации содержания указывает на то, что структурные элементы, входящие в состав учебного модуля, должны обладать представительскими свойствами и создавать минимальные ^трудности в процессе-их последовательного изложения. Теоретическая модель модульного структурирования учебного процесса позволяет определить функцию перемещения статистического распределения результатов тестирования, с помощью которой можно рассчитать величину модальной частоты в зависимости от среднестатистического уровня достижений. Следствием функции перемещения является соотношение для вычисления эффективности дидактического обеспечения методической системы преподавания.
2. Сущность дидактического
обеспечения модульно
Дидактическое обеспечение
рабочих учебных программ, структурированных
на блочно-модульной основе, осуществляется
посредством экспертной оценки содержательной
значимости учебных элементов и
разработки программных, динамических
кластеров для каждого учебного
модуля, а также единого дидактического
- кластера учебной дисциплины. Дидактический
кластер включает в себя в качестве
структурных элементов