Разработка технологии дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке технологии дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ. Предмет исследования - кластерный метод проектирования дидактического обеспечения модульно структурированных рабочих программ.
Задачи исследования:

1. Разработать теоретическую модель модульного структурирования рабочих учебных программ с учетом компетентностной направленности образовательного процесса.

2. Разработать технологию дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ с помощью кластерного метода.

3. Проанализировать сущность дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ, проведя экcпepтизy¿ программы-дисциплины «Физика высшей школы для биолого-почвенного факультета», разработав программные и динамические кластеры для каждого учебного модуля, и сформировать единый дидактический кластер методической системы преподавания учебной дисциплины.

Файлы: 1 файл

1_vazhno.docx

— 35.99 Кб (Скачать)

 

3. Технология дидактического  обеспечения учебного процесса  на основе модульного структурирования  рабочих программ с использованием  кластерного метода.

 

Дидактическое обеспечение  учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ включает в себя:

 

- экспертизу программы  учебной дисциплины, которая проводится  с целью выявления структурных  элементов, обладающих наиболее  ярко выраженными взаимосвязями; 

 

- распределение структурных  элементов по учебным модулям  с учетом принципов локальной  независимости и оптимизации  содержания, а также особенностей  разработки программного и динамического  кластеров; 

 

- дидактическое наполнение  учебных модулей, включающее формулировку  комплексных целей, проблемных  методов обучения, проектных заданий  и тестов рубежного контроля;

 

- формирование единого  дидактического кластера на основе  результатов квалиметрического анкетирования участников экспертной группы;

 

I ^ и 11111 экспериментальное  определение эффективности дидактического  обеспечения методической системы  преподавания.

 

4. Квалиметрическое оценивание эффективности дидактического обеспечения учебного процесса.

 

В процессе формирования дидактического кластера каждый эксперт  заполняет квалиметрическую анкету, содержащую следующие критерии:

 

1) согласованность теоретической  и практической составляющих  комплексной цели;

 

2) использование в  процессе обучения реальных проблемных  ситуации; '¡>^1 С] \ II1 11М1" и V/, [д. и

 

3) применение в проектных  заданиях количественных методов  обработки информации;

 

4) проблемный характер  заданий тестов рубежного контроля.

 

Каждый из перечисленных  критериев представлен в виде корреляционной пары утверждений, что  позволяет определить внутреннюю конкорда-цию экспертных суждений и обеспечить необходимую точность определения коэффициентов связности структурных элементов учебных модулей. С помощью дидактического кластера методической системы преподавания установлена доминирующая роль проблемного обучения, а также связь комплексной цели с проектными и тестовыми заданиями, которые обладают равной значимостью для мониторинга учебных достижений.

 

Научная новизна исследования

 

1.! Разработана теоретическая  модель модульного структурирования  рабочих учебных программ, которая  основывается на принципах локальной  независимости и оптимизации  содержания учебных модулей и  позволяет получить функцию перемещения  статистического распределения  результатов тестирования.

 

2. Выявлена сущность  дидактического обеспечения модульно  структурированной учебной дисциплины  и способ его количественного  представления с помощью кластерного  метода проектирования педагогических  объектов, позволяющего проанализировать  и откорректировать методическую  систему преподавания. < - * • I > • < ^ - ^., • 

 

3. Предложена технология дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ, предполагающая проведение экспертизы программы учебной дисциплины, распределение структурных элементов по учебным модулям, разработку программного и динамического кластеров для каждого учебного модуля, формирование единого дидактического кластера, экспериментальное определение эффективности дидактического обеспечения учебного процесса.

 

4. Предложен способ  количественного оценивания и  содержательного диагностирования  эффективности дидактического обеспечения  учебного процесса с использованием  функции перемещения статистического распределения результатов тестирования и квалиметрического анкетирования.

 

Теоретическая значимость исследования

 

1. Сформулированы основные  принципы, положенные в основу  теоретической модели модульного  структурирования рабочих учебных  программ.

 

2. Предложена количественная  оценка эффективности освоения  учебного модуля обучающимися  с помощью функции перемещения статистического распределения результатов тестирования.

 

3. Предложен принцип  формирования дидактического кластера, включающего в себя коэффициенты  связности, характеризующие степень  соответствия структурных элементов  требованиям, предъявляемым к  модульно структурированным рабочим  учебным программам.

 

4. Раскрыты.возможности;содержательного диагностирования методической системы преподавания с помощью дидактического кластера, содержащего результаты квалиметрического анкетирования экспертной группы.

 

Практическая значимость исследования

 

1. Разработана технология  дидактического обеспечения учебного  процесса на основе модульного  структурирования рабочих программ, включающая в себя экспертизу  и блочно-модульное структурирование  программы, разработку программных  и динамических кластеров учебных  модулей, формирование единого  дидактического кластера методической  системы преподавания, экспериментальную .проверку эффективности дидактического обеспечения методической системы преподавания.

 

2. Предложена инструментальная  модель оценки эффективности  дидактического обеспечения учебного  процесса в рамках отдельно  взятой учебной дисциплины, которая  позволяет не только спроектировать  ее содержание;'создать-дидактическое и диагностико-квалиметрическое обеспечение, но и выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающегося.

 

Апробация работы проводилась  на базе Южного федерального университета. Результаты исследования используются в работе сотрудников кафедры  общей физики физического факультета, психологии и педагогики высшего  образования факультета психологии Южного федерального университета и  филиала Морской государственной  академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова  в городе Ростове-на-Дону.

 

Обсуждение результатов  исследования было проведено на обучающих  семинарах в системе повышения  квалификации преподавателей Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2008, 2009, 2010), секционных заседаниях II и III Всероссийских  научно-практических конференций «Психолого-педагогические исследования качества образования  в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения» (Славянск-на-Кубани, 2009, 2010), XII и XIV Всероссийских (с международным  участием) научно-практических конференций  «Теория и практика измерения  и мониторинга компетенций и  других латентных переменных в образовании» (Славянск-на-Кубани, 2009, 2010).

 

По теме диссертационного исследования опубликовано 9 научных  работ общим авторским объемом 6,0 п.л., в том числе 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов кандидатских диссертаций.

 

Диссертация состоит  из введения; двух глав; заключения, содержащего  выводы, практические рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования и перспективы дальнейшего  изучения проблемы; литературы из 130 источников, в.том числе 18 - на иностранном языке и 2-х Приложений. Диссертация содержит 28 таблиц и 6 рисунков. Объем основного текста составляет 152 страницы. ■ р > \ >

Заключение диссертации 

по теме "Теория и  методика профессионального образования", Махно, Алла Сергеевна

 

Выводы по второй главе 

 

В основу технологии разработки дидактического обеспечения методической системы преподавания положена экспертиза программы учебной дисциплины специалистами в данной области знаний, в том числе самим преподавателем. Целью экспертной оценки содержательной значимости разделов, тем и вопросов программы является выявление структурных элементов, обладающих наиболее ярко выраженными взаимосвязями. В качестве объекта экспертной оценки выступает примерная учебная программа, отражающая требования Федеральных государственных образовательных стандартов, которой руководствуется данное учебное заведение.

 

Экспертиза учебной  программы обладает тремя уровнями приближения, связанными с особенностями  структурирования дисциплины. Первый уровень-предполагает" предварительное ранжирование и оценку весомости в процентах содержательной значимости разделов с разбросом ±5% (стратегия мягкого рейтингового оценивания). Затем эта процедура повторяется по отношению к темам каждого из разделов и по отношению к вопросам каждой из тем. В результате осуществляется трехуровневая стратификация генеральной совокупности учебных элементов, что позволяет сформировать выборочную совокупность структурных элементов. Для этого вычисляется комбинированная весомость каждого вопроса программы с учетом количества разделов в курсе, тем в соответствующем разделе и вопросов в теме, к которой. .относится ^учебный ¡элемешг Если комбинированная весомость вопроса превышает 10, то ему может быть присвоен структурный статус. Таким образом, отбирается около половины программных вопросов и обеспечивается содержательная валидность рабочей учебной программы 0,65.

 

Чтобы обеспечить компетентностную направленность образовательного процесса, необходимо перенести акцент с аудиторных форм работы на самостоятельную деятельность обучающихся. Поэтому рабочая учебная программа строится на отобранных структурных элементах, которые подвергаются разбиению на учебные модули, то есть локально независимые программные блоки, содержание которых оптимизировано. Количество модулей связано с трудоемкостью учебной дисциплины, выраженной в кредитах. На каждую пару кредитов должно приходиться не менее трех учебных модулей, позволяющих осуществлять рубежный контроль учебных достижений в течение семестра.

 

Согласно технологии разработки дидактического обеспечения  для каждого учебного модуля составляется программный кластер, включающий в  себя относительные комбинированные  весомости структурных элементов, вычисленные относительно комбинированных  весомостей произвольно выбираемых центральных элементов. Программный  кластер позволяет наглядно представить  сравнительную значимость отдельных  структурных элементов в процессе подготовки специалиста.

 

Кластерный анализ методической системы преподавания продолжается в процессе расчета разностей  относительных комбинированных  весомостей последующих'и предыдущих структурных элементов в соответствии с последовательностью их изучения. В результате формируется динамический кластер с нулевыми диагональными элементами, позволяющий корректировать порядок изучения структурных элементов путем перестановки строк и столбцов матрицы. Добиваясь минимизации перепадов между относительными весомостями упорядоченных структурных элементов, можно обеспечить оптимизацию освоения модуля.

 

Следующим этапом модульного структурирования рабочей учебной  программы является разработка проблемных заданий на основе содержания структурных\ элементов, п позволяющих развить способности обучающихся принимать ответственные решения в ситуациях неопределенности на основе методологии научного исследования. Ориентируясь на результаты квантования диапазона численных значений комбинированных весомостей структурных элементов на три ранговых поддиапазона, удается на основе наиболее содержательно значимых из них разработать не только обычное проблемное задание, занимающее место на главной диагонали проблемного кластера, но и композитные задания, включающие или содержание другого структурного элемента данного учебного модуля, или содержание структурного элемента из другого модуля. Структурные элементы средней весомости позволяют обеспечить только внутримодульную взаимосвязь, а на основе содержания наименее значимых структурных элементов можно разработать только обычное проблемное задание. Если преподавателю удается успешно справиться с разработкой проблемных заданий, то модульное структурирование рабочей учебной программы можно считать вполне обоснованным.

 

Разработку проблемного  кластера, являющегося важнейшим  элементом дидактического обеспечения  методической системы преподавания, можно рассматривать как последовательное приближение к наиболее точному  проблемному изложению программного материала. На первом уровне приближения  преподаватель разрабатывает ситуации неопределенности на основе содержания каждого структурного элемента, на втором уровне — композитные внутримодульные задания, а на третьем — композитные межмодульные проблемные задания. IV Информирование^дидактического кластера также предполагает несколько итераций в процессе обеспечения объективного отражения наличия необходимых элементов модульной структуры и устойчивых связей между ними. В отличие от программных, динамических и проблемных кластеров, которые разрабатываются для каждого модуля в отдельности, дидактический кластер предполагает единое матричное представление.

 

К элементам учебных  модулей следует отнести комплексную  цель, проблемный метод обучения, проектные  задания и тесты рубежного  контроля. Каждый из них можно рассматривать  в качестве градации (класса эквивалентности) . на номинальной, измерительной«шкале. Несмотря на то, что эти градации могут располагаться совершенно произвольно, с точки зрения теории измерений их можно охарактеризовать частотами проявления соответствующих элементов учебных модулей. В нашем исследовании определение класса эквивалентности осуществлялось группой экспертов, каждый из которых должен быть установить присутствуют ли в модульной структуре учебной дисциплины комплексные цели, проблемный метод, проектные задания и рубежный контроль.

Информация о работе Разработка технологии дидактического обеспечения учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ