Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

Оглавление

Глава 1. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.
Глава 2. Содержание общего образования
2.1. Содержание, принципа и критерии отбора содержания общего образования
2.2. Государственный образовательный стандарт и его функции
2.3 Нормативный документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Глава 3 Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферет по теоретической педагогики..docx

— 34.07 Кб (Скачать)

     В последние годы в связи с переходом  от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции  становления таких принципов  отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

     Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Для этого гуманитарная культура должна проникать в самую "ткань" содержания общего образования, во все учебные предметы. В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к личности. Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных), которым недостает именно человека в его действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам.

     Преодолеть  дегуманизацию общего образования  позволяет принцип фундаментализации его содержания. Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

     Фундаментализация содержания общего образования обусловливает  его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так  как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого  саморазвития.

     Принципы  гуманитаризации и фундаментализации  содержания общего образования вызвали  к жизни становление и такого принципа, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Исходя из концепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

     Когнитивный опыт личности как компонент содержания общего образования и базовой  культуры включает в себя систему  знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины  мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается  основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.

     Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, следствием освоения которого становится мировоззрение личности, позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе:

     ·  целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

     ·  научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

     ·  соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

     ·  соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;

     ·  учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

     ·  соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. 

2.1 Государственный образовательный стандарт и его функции

     Одной из современных тенденций развития содержания образования является его  стандартизация, которая вызвана  двумя обстоятельствами. Прежде всего  необходимостью создания в стране единого  педагогического пространства, благодаря  которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого  молодыми людьми в разных типах образовательных  учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

     Понятие стандарта происходит от английского  слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации  и регулировании отношений и  деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными  свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

     Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью  по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.

     Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых  в качестве государственной нормы  образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности  реальной личности и системы образования  по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

     В этом смысле стандартизация образования  в развитых странах мира давно  осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования  и др. Однако сам термин "стандарт" в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

     Наряду  с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным  документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и  форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации  результатов обучения. Посредством  стандарта осуществляется обеспечение  стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство  и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.

     В законе Российской Федерации "Об образовании" в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

     Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства  перед своим гражданином, а с  другой - гражданина перед государством в области образования. Государство  требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь  необходимый для этого уровень  образовательных услуг.

     Образовательные стандарты фиксируют объем и  уровень полноценного базового общего образования. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом.

     Сущность  стандарта общего среднего образования  раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно  связаны между собой. Среди них  следует выделить функции социального  регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

     Таким образом, реализация основных функций  стандарта общего образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации  учения благодаря повышению доступности  учебного материала, нормализации учебной  нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям  его оценки; переходу к оценке результатов  труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту  образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению  в учебном плане времени для  занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и  склонностями.

2.3 Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

     Ряд дидактов (В.В. Краевский, И.Я. Лернер) выделяют три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

     Учебные планы. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

     Учебные программы. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах). Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

     Учебный предмет - это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

     Учебные предметы общеобразовательной школы  следует конструировать в соответствии со структурой научного знания в целом. Здесь имеется в виду, что каждой фундаментальной научной дисциплине должен соответствовать учебный  предмет. Следовательно, полноту и  структурную упорядоченность учебного предмета следует оценивать, принимая в качестве эталона структуру  научного знания. Этот подход в общих  чертах реализуется в практике современного общего среднего образования.

     Согласно  другой точке зрения, напротив, при  определении содержания учебного предмета следует ориентироваться преимущественно  на собственно педагогические соображения. При этом отмечается, что соблюдать  различия между научными дисциплинами не обязательно. Эта позиция обосновывается тем, что существующая система научных  дисциплин в значительной мере является результатом исторического развития научного знания и не соответствует  закономерностям развития познавательных способностей человека и тем более  структуре самой действительности.

     Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

     Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который  по своему содержанию и структуре  обязательно соответствует учебной  программе по предмету. Учебники, созданные  на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования  Российской Федерации для всех школ страны. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

     Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке. 
 
 

    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Список  использованной литературы и 

      Интернет  ресурсы: 

 
 

 

    

Информация о работе Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения