Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

Оглавление

Глава 1. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.
Глава 2. Содержание общего образования
2.1. Содержание, принципа и критерии отбора содержания общего образования
2.2. Государственный образовательный стандарт и его функции
2.3 Нормативный документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Глава 3 Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферет по теоретической педагогики..docx

— 34.07 Кб (Скачать)

Институт  экономики, управления и права (г. Казань) 

Психологический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К КОНСТРУИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ

реферат

по дисциплине «Теоретическая педагогика»

Специальность «Педагогика» 
 
 
 
 

                Выполнил

                студент 1 курса заочного отделения (обучение с применением дистанционных  образовательных технологий), гр. 901

                Глухарева Ирина Сергеевна

                Преподаватель:__________

                Резеда  Форвазовна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Нижнекамск -2010

Содержание

Введение:

Глава 1. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.

Глава 2. Содержание общего образования

2.1. Содержание, принципа и критерии отбора содержания общего образования

2.2. Государственный образовательный стандарт и его функции

2.3 Нормативный документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

Глава 3 Перспективы  развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной  школы.

Заключение.

 Список  литературы.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает  одним из основных его средств  и факторов развития личности. Оно  представляет собой особый разрез образования, абстрагированный от технологии.

     В традиционной педагогике, ориентированной  на реализацию преимущественно образовательных  функций школы, содержание образования  определяется как совокупность систематизированных  знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил  и практической подготовки, достигнутые  в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный  подход к определению сущности содержания образования.

     Школа призвана помочь ребенку наиболее безболезненно  войти в сложный мир человеческого  социума через культуру. Я. Корчак отмечал, что "ребенок в этом мире - иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы; уважайте его незнание". Игнорирование этого, недооценка в учебных планах и программах, курс на нивелировку детей в реальном учебном процессе не могут быть признаками современного содержания образования, которое имеет стратегической целью развитие личности, субъектности человека.

     Содержание  образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

     Таким образом очень важно изучать  различные подходы к конструированию  содержания образования на разных ступенях обучения. 
 
 
 
 

     Глава 1. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.

     В педагогической теории дискуссия о  детерминантах содержания образования  продолжается не одно десятилетие. Такими детерминантами называются факторы, определяющие структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязи.

     Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности. Общество делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу. С помощью образования общество развивает способности личности, ибо целое может выиграть только от высокого качества своих составных частей. "Когда первой и главной целью образования становится духовное развитие самого индивидуума, получающего это образование, развитие, на которое он сам научился бы смотреть как на высшее благо, тогда естественно и необходимо сами собой достигаются и желательные социальные результаты" (Н.И. Кареев).

     Цель  современного образования - развитие тех  свойств личности, которые нужны  ей и обществу для включения в  социально ценную деятельность. Такая  цель образования утверждает отношение  к знаниям, умениям и навыкам  как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и  физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Поэтому изучение основ наук и  искусства в образовательных  учреждениях - не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

     Деятельность  личности также является детерминантой содержания образования. При этом оно выступает как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

     Главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предшествующими  поколениями. В связи с этим опыт тоже является детерминантой содержания образования. Анализируя явление культуры с педагогической точки зрения, они показали, что культура - это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный человечеством, который может быть усвоен личностью и стать ее достоянием.

     Рассмотренные детерминанты содержания образования  позволяют выделить основания для  его структурирования.

     Содержание  образования может быть структурировано  и по основным его отраслям: общее, политехническое и специальное (профессиональное).

     Содержание  общего образования - это содержание базовой культуры личности, поэтому основные стороны личности являются детерминантами структуры содержания общего среднего образования.

     Общее образование в отечественном  образовании одновременно является и политехническим. В этой связи рассмотрение последнего как самостоятельной отрасли образования - условное. Его целесообразно рассматривать как пересечение общего и профессионального. Политехническое образование связано с решением таких задач, как: знакомство учащихся с научными законами, лежащими в основе материального производства;

     ·  выработка у учащихся умений применять полученные знания в различных областях производства;

     ·  основательное овладение учащимися навыками обращения с простейшими орудиями производства;

     ·  подготовка учащихся к общетрудовой деятельности, сознательному выбору профессии и овладению специальностью.

     В решении задач политехнического образования большое значение имеет  трудовое обучение, которое удачно дополняет возможности изучаемых  учебных предметов. Трудовое обучение носит политехнический характер.

     Общее политехническое образование служит базой для профессиональной ориентации и получения специального (профессионального) образования. Последнее представляет собой совокупность знаний, практических умений и навыков, дающих возможность заниматься определенным родом деятельности в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники и культуры.

     Перед отечественной школой не стоит задача специального профессионального образования. Для этой цели существует широкая  сеть профессиональных учебных заведений, дающих начальное, среднее и высшее профессиональное образование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Содержание общего образования

2.1 Содержание, принципа и критерии отбора содержания общего образования

     Сегодня общее образование может быть представлено, с одной стороны, как  сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой - как общеобразовательная  подготовка человека, предшествующая профессиональной.

     В последнем случае в содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Предметы естественнонаучного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека. Математика к тому же вооружает формализованным языком выражения зависимостей в виде формул, чертежей, графиков. Это является действенным средством развития логического мышления учащихся.

     Гуманитарные  предметы (история, литература, обществоведение, география, родной и иностранный  языки и др.) помогают постичь  законы общественного развития, социальную природу самого человека. Важная роль в гуманитарном образовании принадлежит  художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Они формируют эстетические и  нравственные чувства, приобщают к  миру прекрасного, к творчеству по законам  и нормам красоты.

     Трудовое  обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые  будущему труженику и защитнику.

     Содержание  общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя:

     ·  основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

     ·  факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

     ·  основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

     ·  теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

     ·  знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

     ·  оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

     В педагогической теории нашли признание  принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским.

     Прежде  всего, это принцип соответствия содержания образования во всех его  элементах и на всех уровнях конструирования  требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует  включения в содержание общего образования  как традиционно необходимых  знаний, умений и навыков, так и  тех, которые отражают современный  уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

     Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.

     Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

Информация о работе Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения