Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка инвалида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Семья с ребёнком-инвалидом — это се¬мья с особым статусом, особенности и пробле¬мы которой определяются не только личност¬ными особенностями всех её членов и харак¬тером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребен¬ка, закрытостью семьи для внешнего мира, де¬фицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
1.1. Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов ………………………6
1.2. Система социальной помощи и защиты семей, имеющих детей-инвалидов………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида …………………………………………………………………………19
Выводы по I главе ……………………………………………………………….25
Глава II. Особенности практической работы социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
2.1. Диагностика семей, имеющих ребенка-инвалида ………………………27
2.2. Программа психолого-педагогической работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида ………………………………………………………………….30
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида ……………………………………………...34
Выводы по II главе ……………………………………………………………...38
Заключение ………………………………………………………………………39
Список использованной литературы …………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенкаинвалида.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Прикоснувшись к некой  другой реальности в упражнениях, данных психологом, понимаешь, как много нового ты не знал про себя. А как же понять наших детей, с их, порой, сломанным как цветок, внутренним миром, с их наивностью и открытостью всем и всему? Участвуя в этих занятиях мы научились навыкам достижения двухсторонней коммуникации "родитель-ребенок", творческого решения задач, конструктивного разрешения конфликтов, взаимной постановке целей. Ведь родители должны знать о создании эффективных взаимоотношений с детьми, начиная с фундаментальных основ того, что происходит во всех взаимоотношениях между людьми. Мы учимся таким "беспроигрышным" методам, которые изменят установки большинства родителей в отношении своих детей. Это требует времени и навыков безоценочного слушания и четкого сообщения о своих чувствах."

 

Рябухина Юлия Анатольевна:

"Настроение, с которым я пришла на этот тренинг, было разным: от благодушно созерцательного до полного неприятия подобных занятий. Было вскрыто и проговорено много ситуаций, с которыми приходится сталкиваться родителям в повседневной жизни. Не всегда отношение окружающих к таким детям доброжелательно и родителям приходится защищать своих детей и себя от непонимания, а иногда и от агрессии. Как в такой ситуации вести себя достойно и не скатываться на ответную агрессию, как объяснить людям, что несут в себе наши дети - этому и был посвящен тренинг. Это общение необходимо было всем родителям, потому что практически каждый высказал свою боль и как он борется с ней. Опыт поведения одних родителей в подобных ситуациях оказался очень полезным для других. В конце вечера все родители пришли к одинаковому выводу, что нам всем необходимо встречаться, общаться, проговаривать критические моменты нашей жизни. Под руководством специалистов можно найти правильные пути решения, стоящих перед нами проблем. Очень хочется надеяться, что такие встречи будут регулярными, так как вопросов, которые хотелось бы затронуть, много и все они требуют разрешения даже не срочно, а еще вчера. Спасибо за внимательное отношение к нашим проблемам!"

Необходимо отметить, что, проанализировав выполненную работу, впечатления родителей, можно сказать, что все родители получили навыки выхода из стрессовой ситуации, обрели уверенность в своих силах, отметили укрепление взаимоотношений в диаде «родитель-ребенок», научились навыкам общения с детьми. Можно сказать, что занятия дали свои положительные результаты.

Возможно, более эффективных  результатов можно достичь, если проводить такую форму работы с родителями и детьми систематически и в комплексе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Выводы по II главе.

Диагностику микросоциума и воспитательного потенциала семьи мы исследовали с помощью анкеты «Социальный паспорт семьи», в которую входят вопросы о социально-средовом, социально-экономическом положении семьи, составе семьи, генограмма семьи и специальные сведения о ребенке-инвалиде. Эта анкета дает полную информацию о семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

Так, анализируя полученные данные можно сказать, что материальные трудности испытывают 57% семей, доход  на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. 60% семей – неполные (по случаю развода – 30%, смерть одного из супругов – 15%, лишение родительских прав – 15 %). В одной семье опеку над ребенком осуществляют бабушка и дедушка, так родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем, были лишены родительских прав. Бытовые трудности имеются у 30 % семей, так как на каждого члена семьи приходится меньше 8 кв. метров жилой площади.

Была разработана программа психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, состоящая из двух частей:

  1. Работа с родителями с использованием методов активного социально-педагогического обучения;
  2. Работа с детьми и родителями с использованием игровой деятельности.

Целью программы было обучение родителей выходу из стрессовых ситуаций; укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений; обретение уверенности в своих силах; развитие координации, органов осязания и обоняния; развитие мелкой моторики, телесного контакта; повышение самооценки ребенка и родителей.

Использование методов активного социально-педагогического обучения родителей детей с отклонениями в развитии способствовало гармонизации семейного воспитания, формированию уверенности и ответственности родителей, повышению внимания семьи к воспитанию социальных качеств ребенка с ограниченными возможностями развития.

Заключение.

Данная работа посвящена  изучению особенностей работы социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка – инвалида.

Изучив современное  состояние проблемы, можно сказать  о том, что в настоящее время постоянно увеличивается количество детей с отставанием и различными дефектами в физическом или психическом развитии.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

Организация социально-педагогической работы осуществляется поэтапно.

На первом этапе нами была проведена диагностика, с целью выявления проблем, с которыми сталкиваются семья детей-инвалидов. Далее была разработана программа социально-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, с элементами психологического тренинга и игровой деятельности. Программа состояла из двух частей: для родителей и для детей.

Использование методов активного социально-педагогического обучения родителей детей с отклонениями в развитии способствовало гармонизации семейного воспитания, формированию уверенности и ответственности родителей, повышению внимания семьи к воспитанию социальных качеств ребенка с ограниченными возможностями развития.

Анализ работы  показал, что дети стали более восприимчивы и легче поддаются психолого-педагогическому воздействию семьи после проведения целенаправленного воздействия. По данным родителей была отмечена тенденция свободного самовыражения своих чувств у детей с отклонениями в развитии. Практически у всех учащихся с отклонениями в развитии после проведения социально-педагогического обучения родителей отмечается оптимизация эмоциональных отношений с людьми ближайшего социального окружения, самооценка становится более адекватной.

Возможно, более эффективных  результатов можно достичь, если проводить такую форму работы с родителями и детьми систематически и в комплексе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Аксенова Л.И. Социальная  педагогика в специальном образовании:  Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192 с.

2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М., 1991.- 198с.

3. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей  //Дефектология. - 1998. - №3.- с.24-27

4. Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., Инфра-М, 1999.-340 с.

5. Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Пособие для родителей. - М., Владос, 2003.- 250с.

6. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. – 1995. №9. – с. 11-12.

7. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 1996.- 335с.

8. Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения. – М., 1997.-145с.

9. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЭРСЭ, 2002. – 192 с.

10. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Магомедова А.Н. «Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями.- М.: СМУС «Академия», 2008.-176с.

11. Малофеев Н.Н. Современный этап  в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития)  // Дефектология. -№4.- 1997.- с.25-28

12. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

13. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002. – 254с.

14. Ткачева В. В. О некоторых проблемах  семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. -1998. -№1.- с.26-30

15. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.- 335с.

16. Панов А.Н. Если ваш ребенок не такой как другие. – М., 1997. - 223с.

17. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.- 165с.

18. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. – 2003. №1. – С. 33-34.

19. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. – Саратов, 1996. -187с.

20. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов,  А.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, - 400 с.

22. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко».-2002.–340 с.

23. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. – М., 1996.- 245с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            приложение

 

 

 




Информация о работе Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка инвалида