Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:14, курсовая работа
Семья с ребёнком-инвалидом — это се¬мья с особым статусом, особенности и пробле¬мы которой определяются не только личност¬ными особенностями всех её членов и харак¬тером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребен¬ка, закрытостью семьи для внешнего мира, де¬фицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
1.1. Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов ………………………6
1.2. Система социальной помощи и защиты семей, имеющих детей-инвалидов………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида …………………………………………………………………………19
Выводы по I главе ……………………………………………………………….25
Глава II. Особенности практической работы социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
2.1. Диагностика семей, имеющих ребенка-инвалида ………………………27
2.2. Программа психолого-педагогической работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида ………………………………………………………………….30
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида ……………………………………………...34
Выводы по II главе ……………………………………………………………...38
Заключение ………………………………………………………………………39
Список использованной литературы …………………………………………..41
На втором месте находятся проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования.
Большинство детей обучаются в специализированных образовательных учреждениях интернатного типа. Это дети с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, легкой степенью умственной отсталости. При такой форме обучения дети в течение как минимум пяти дней в неделю оторваны от семьи. В результате происходит отчуждение семьи от активного процесса воспитания, что сказывается на изолированности семейной системы от нужд и проблем ребенка.
В последние годы расширяется
вариативность образования
Еще одна наиболее распространенная форма обучения и реабилитации детей-инвалидов — реабилитационные центры. Число таких центров по России растет. В их структуре имеется несколько основных подразделений. В рамках психолого-педагогической помощи реализуются индивидуальные реабилитационные программы детей средствами образования. Негативными моментами данной формы обучения являются трудности, связанные с транспортными неудобствами и короткой продолжительностью пребывания детей в условиях центра. Средняя продолжительность пребывания в центре для основной массы детей составляет от 20—30 дней до года. Только 4 % детей-инвалидов имеют возможность пройти там полный курс реабилитации и школьного обучения (от одного года до 5 лет). [23, c. 97]
В последние годы образовательные возможности для детей-инвалидов расширены за счет открытия многофункциональных учреждений нового типа. Это медико-психолого-социальные центры, включающие диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, а также творческие мастерские. Эти учреждения работают как центры дневного пребывания для детей, имеющих различные проблемы в развитии и социализации. Однако для детей с тяжелой степенью инвалидности в этих центрах не предусмотрено программ обучения. Исключение составляют лишь локальные эксперименты.
Для детей с серьезными соматическими заболеваниями, тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами предусмотрена форма надомного обучения. Однако в эту категорию не попадают дети с выраженной умственной отсталостью. А для всех детей, обучающихся на дому, на первый план выступают проблемы изоляции от сверстников, выключения из сферы полноценных взаимоотношений с социумом.
Для детей с четырехлетнего возраста, имеющих множественные нарушения развития, а также тяжелую и глубокую степень умственной отсталости, предусмотрено пребывание в условиях психоневрологических домов-интернатов системы Министерства труда и социального развития. Основой деятельности этих учреждений является медицинская модель оказания социальной помощи детям-инвалидам. Экономические трудности бюджетного финансирования этих учреждений делают пребывание там не соответствующим эталонам качества жизни человека. Поэтому согласие семьи на помещение ребенка в дом-интернат связано со стрессовыми переживаниями. Если семья все же решает выбрать именно этот вариант, то социальный педагог должен подобрать адекватные конкретной ситуации виды психологической поддержки членов семьи, особенно матери. В настоящее время дома-интернаты переходят на новую пятидневную форму работы, при которой родители могут в конце рабочей недели забирать детей на выходные дни домой.
Если семья принимает решение оставить ребенка дома, то для всех ее членов наступает длительный сложный период, связанный с постоянным преодолением трудностей неприятия ребенка обществом: отсутствием на государственном уровне комплексной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с тяжелой степенью инвалидности, отсутствием возможности образования и получения полноценных медицинских услуг, отсутствием социальных служб для облегчения тяжелого родительского труда. Задачами социального педагога в этом случае являются снабжение семьи полноценной информацией о всех возможных видах реабилитационных услуг и координация деятельности имеющихся социальных служб, учреждений и специалистов, их представляющих. [4,c. 54]
На третье место среди основных проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, сами родители при опросах выдвигают получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания.
Нуждаемость таких семей в психологической поддержке, по разным источникам, составляет лишь 3,5 %, что объясняется непривычностью такого рода помощи для нашего общества, несформированностью соответствующей потребности, боязнью вмешательства в интимную жизнь семьи.
Большой проблемой является низкий уровень информированности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб. [14,c. 33]
Очень низка и правовая самостоятельность семьи, имеющей ребенка-инвалида. Родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать.[16,c. 104]
Поэтому оказание социально-педагогической
и социально-психологической
1.2 Система социальной
помощи и защиты семей,
Социальная защита семей есть обеспечение их полноценной жизнедеятельности. [6,c. 44]
Решающую роль в области защиты прав и интересов семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, играет государственная экономическая и социальная политика. В основе современной социальной политики по защите прав семей в Российской Федерации лежат положения, определяющие основные приоритеты помощи:
1) денежные выплаты в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (детские пособия и пенсии по инвалидности);
2) многопрофильные льготы семьям с детьми-инвалидами (налоговые, жилищные, транспортные, медицинские, трудовые и др.);
3) бесплатные выдачи семье и детям лекарств, технических приспособлений и др.;
4) социальное обслуживание семей (оказание долгосрочных мер комплексной помощи: юридической, социально-бытовой, медико-социальной, психолого-педагогической и др.). [12,c.112]
Социальная защита семей,
имеющих детей-инвалидов, имеет в
своей основе соответствующую нормативно-
Выделение детей-инвалидов
в отдельную категорию
Закон дифференцирует льготы, предоставляемые исключительно инвалиду (ребенку-инвалиду) и его семье, т. е. всем совместно проживающим членам семьи. Дополнительные льготы родителям предоставляются законом для того, чтобы обеспечить им возможность максимально полноценного ухода за ребенком-инвалидом.
В ряду наиболее важных мер социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, являются денежные выплаты.
Все социальные выплаты детям-инвалидам делятся на две группы:
• общие (полагаются всем детям независимо от состояния здоровья и жизнедеятельности);
• специальные (выплачиваются
исключительно детям-инвалидам)
К общим выплатам относятся:
1) единовременное пособие при рождении ребенка;
2) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет;
3) ежемесячное пособие на ребенка (70 % минимального размера оплаты труда);
4) компенсация расходов
на приобретение молочных
К специальным выплатам относятся:
1) пенсия ребенка-инвалида; размер социальной пенсии детям-инвалидам соответствует размеру минимальной пенсии по старости и изменяется пропорционально изменению (повышению) минимального размера оплаты труда;
2) компенсационная выплата в размере 60 % от установленного минимального размера оплаты труда неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом.
К числу многопрофильных льгот семьям с детьми-инвалидами относятся следующие:
1) жилищно-коммунальные льготы:
2) транспортные льготы:
3) лечебно-медицинские льготы:
4) трудовые и пенсионные льготы (для родителей детей-инвалидов):
5) налоговые льготы:
Бесплатные выдачи семье и детям-инвалидам сосредоточены в одном из важнейших направлений деятельности государства по обеспечению социальной защиты этих самых уязвимых категорий населения — в лечебно-медицинской сфере:
1) бесплатная или
на льготных условиях
2) бесплатное обеспечение лекарственными средствами;
3) бесплатное изготовление
и ремонт протезно-
Социальное обслуживание семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в разнообразных формах:
1) предоставление материальной помощи в виде денежных средств, продуктов питания, средств гигиены, одежды, обуви и т. д.;
2) социальное обслуживание на дому путем оказания различных услуг (доставка продуктов, поддержание условий проживания, содействие в получении медицинской помощи и т.д.);
3) полустационарное социальное обслуживание (бытовое, медицинское, культурное обслуживание, организация питания и отдыха, обеспечение участия инвалидов в посильной трудовой деятельности);
4) социальное обслуживание
5) предоставление временного
приюта в специализированных
учреждениях для детей-
Дети-инвалиды имеют право на бесплатное обслуживание во всех вышеуказанных формах. [11,c.35]
Социальная защита семьи, имеющей ребенка-инвалида, ориентирована не только на решение ее конкретных проблем, но прежде всего на укрепление и развитие ее собственного потенциала. В этом процессе особенно значимой становится роль социального педагога, который должен не только помогать семье преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, помогать им строить свой жизненный сценарий в соответствии с максимально высоким уровнем качества жизни. [15, c. 156]
Информация о работе Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка инвалида