Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:14, курсовая работа
Семья с ребёнком-инвалидом — это се¬мья с особым статусом, особенности и пробле¬мы которой определяются не только личност¬ными особенностями всех её членов и харак¬тером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребен¬ка, закрытостью семьи для внешнего мира, де¬фицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
1.1. Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов ………………………6
1.2. Система социальной помощи и защиты семей, имеющих детей-инвалидов………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида …………………………………………………………………………19
Выводы по I главе ……………………………………………………………….25
Глава II. Особенности практической работы социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
2.1. Диагностика семей, имеющих ребенка-инвалида ………………………27
2.2. Программа психолого-педагогической работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида ………………………………………………………………….30
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида ……………………………………………...34
Выводы по II главе ……………………………………………………………...38
Заключение ………………………………………………………………………39
Список использованной литературы …………………………………………..41
Основная цель на начальном этапе — формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений психофизического развития ребенка и о возможностях его образования и социализации.
Начальный этап является наиболее значимым, поскольку от уровня его реализации в решающей степени зависит эффективность последующих этапов.
Следующий этап работы можно охарактеризовать как организационный.
На данном этапе решаются следующие задачи:
• обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы;
• активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации;
• подбор дидактического
материала для специальных
• отработка организационных форм работы, условий обучения;
• налаживание стиля семейного общения.
На организационном этапе проводятся специальные занятия, игры, отрабатываются разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов. Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки.
Заключительный этап включает оценку эффективности проделанной работы. В результате работы с родителями необходимо выработать общую позицию в нормализации семейных отношений, определить причины нарушений родительского поведения, если таковые имеются, найти оптимальные пути выхода из проблемной ситуации.
Основными критериями эффективности социально-педагогической проблемы на заключительном этапе можно считать:
Диагностику микросоциума и воспитательного потенциала семьи мы исследовали с помощью анкеты «Социальный паспорт семьи», в которую входят вопросы о социально-средовом, социально-экономическом положении семьи, составе семьи, генограмма семьи и специальные сведения о ребенке-инвалиде. Эта анкета дает полную информацию о семье, воспитывающей ребенка-инвалида.
База исследования: семьи с детьми- инвалидами Апшеронского района.
Артем Б., 2003 г.р. – нейросенсорная тугоухость IV степени;
Владислав П., 2000 г.р. – ДЦП смешанная форма, эпилепсия;
Виктория П., 2001 г.р. – ДЦП смешанная форма;
Анна Б., 2001 г.р. – синдром Дауна;
Алмаз Ш, 2002 г.р. – ДЦП;
Руслан Р., 2005 г.р. – ДЦП смешанная форма;
Ирина С., 2003 г.р. – сахарный диабет.
Анализируя данные, полученные после заполнения родителями анкеты, можно сказать, что 60% семей, воспитывающих детей-инвалидов – неполные (по случаю развода – 30%, смерть одного из супругов – 15%, лишение родительских прав – 15 %). Материальные трудности испытывают 57% семей, так как доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. В одной семье опеку над ребенком осуществляют бабушка и дедушка, так как родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем, были лишены родительских прав. Бытовые трудности имеются у 30 % семей, так как на каждого члена семьи приходится меньше 8 кв. метров жилой площади.
Трудности в общении с ребенком испытывает мама Анны Б., в связи с тем, что у ребенка плохо развита речь, маме трудно найти с ней общий язык.
Можно сделать вывод, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, испытывают не только материальные проблемы, но и проблемы в общении с детьми, в установлении с ними взаимопонимания. Поэтому необходимо разработать программу тренинговых занятий с семьями, направленных на обучение родителей выходу из стрессовых ситуаций, на укрепление внутрисемейных связей и на гармонизацию отношений с ребенком.
2.2. Программа
психолого-педагогической
Предлагаемая программа психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, состоит из двух частей:
Работа проводилась на базе МБДОУ д.с.№ 7-10 января. В организации и проведении работы большую помощь оказала психолог Горинская Марина Владимировна.
Содержание перовой части программы – работа с родителями с использованием методов активного социально-педагогического обучения.
Цели:
• обучение родителей выходу из стрессовых ситуаций;
• снижение тревоги и страха отвержения;
• коррекция личностных нарушений и установок.
• укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений;
• обретение уверенности в своих силах;
• закрепление гармоничного образа семьи;
Форма проведения: психолого-педагогический тренинг.
Время проведения: 9 января 13:00
Место проведения: МБДОУ №7, логопедический кабинет.
Продолжительность: 2 – 2,5 часа.
Участники: мамы детей-инвалидов.
План:
Вводная часть:
Цель: знакомство, установление контакта.
Цель: обучение невербальным формам контакта.
Основная часть:
Цель: развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
Цель: снижение тревоги и страха отвержения,
Цель: переживание в группе своего опыта из реальной жизни, раскрепощение, обмен опытом, советами.
Цель: укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений.
Цель: формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения
Цель: развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
Цель: переживание в группе своего опыта из реальной жизни.
Цель: закрепление гармоничного образа семьи
Цель: снижение тревоги и страха отвержения, коррекция личностных нарушений и установок.
Заключительная часть:
Содержание второй части программы - Работа с детьми и родителями с использованием игровой деятельности.
Цели:
Форма проведения: психолого-педагогический тренинг с элементами игровой деятельности.
Время проведения: 10 января, 13:00
Место проведения: МБДОУ д.с.№7, логопедический кабинет.
Продолжительность: 1,5 часа.
Участники: дети-инвалиды и мамы.
План:
Вводная часть:
Цель: знакомство, установление контакта.
Основная часть:
Цель: групповое взаимодействие, телесный контакт.
Цель: коррекция личностных нарушений и установок.
Цель: групповое взаимодействие, развитие органов осязания и обоняния.
Цель: развитие мелкой моторики, телесного контакта, повышение самооценки.
Цель: укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений.
Цель: развитие мелкой моторики, телесного контакта.
Цель: укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений.
Цель: групповое взаимодействие, коррекция взаимоотношений в семье.
Заключительная часть:
2.3 Анализ проведенной
психолого-педагогической
Содержание занятий соответствовало цели, форме проведения. Родители принимали активное участие в обсуждении проблем, делились опытом. Дети так же очень заинтересовались работой, активно участвовали во всех играх и упражнениях.
Использование методов активного социально-педагогического обучения родителей детей с отклонениями в развитии способствовало гармонизации семейного воспитания, формированию уверенности и ответственности родителей, повышению внимания семьи к воспитанию социальных качеств ребенка с ограниченными возможностями развития.
Анализ работы показал, что дети стали более восприимчивы и легче поддаются психолого-педагогическому воздействию семьи после проведения целенаправленного воздействия. По данным родителей была отмечена тенденция свободного самовыражения своих чувств у детей с отклонениями в развитии
Практически у всех учащихся с отклонениями в развитии после проведения социально-педагогического обучения родителей отмечается оптимизация эмоциональных отношений с людьми ближайшего социального окружения, самооценка становится более адекватной.
Близкие эмоциональные контакты с родителями на совместных занятиях, более глубокое понимание членами семьи психологических особенностей ребенка приводит к гармонизации взаимоотношений в семье, что, в свою очередь, влечет собой интенсификацию общения ребенка вне семьи с авторитетными взрослыми и референтными сверстниками.
В конце второго занятия, попросили родителей написать отзыв о проделанной работе, рассказать о впечатлениях, полученных за время работы группы, описать эмоции, которые они испытывали на всем протяжении занятий.
Некоторые отзывы родителей:
Бортникова Наталья Васильевна:
"Думаю, что выражу не только собственное, но и мнение других родителей, сказав, что занятия оказались очень полезными и интересными. Тот факт, что я оказалась в эту субботу вне дома, в очень приятной компании людей, имеющих аналогичные проблемы, оказалось замечательной психологической разгрузкой! Мы общались, делились своими проблемами – это очень ценно для родителей, для которых порой важно просто выговориться, узнать про чей то опыт. Но помимо этого мы еще и рисовали, играли, учились слушать и слышать себя. Прекрасные впечатления! Ценность подобных встреч несомненна. Большая благодарность организаторам занятий".
Плотникова Наталья Анатольевна:
" Очень хочется понять себя глубже, с каким-то внутренним смыслом, и вдруг, как в какой-то детской сказке, попадаешь в новую страну, где нет оценок и названий, а есть просто друзья, готовые поделиться своими размышлениями. Этой страной решений для нас - мам и пап явился тренинг, в котором участвовала родительская группа, и где каждый приобрел для себя входной билет в свой внутренний мир.
Информация о работе Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка инвалида