Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка инвалида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Семья с ребёнком-инвалидом — это се¬мья с особым статусом, особенности и пробле¬мы которой определяются не только личност¬ными особенностями всех её членов и харак¬тером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребен¬ка, закрытостью семьи для внешнего мира, де¬фицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
1.1. Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов ………………………6
1.2. Система социальной помощи и защиты семей, имеющих детей-инвалидов………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида …………………………………………………………………………19
Выводы по I главе ……………………………………………………………….25
Глава II. Особенности практической работы социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
2.1. Диагностика семей, имеющих ребенка-инвалида ………………………27
2.2. Программа психолого-педагогической работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида ………………………………………………………………….30
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида ……………………………………………...34
Выводы по II главе ……………………………………………………………...38
Заключение ………………………………………………………………………39
Список использованной литературы …………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенкаинвалида.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Основная цель на начальном  этапе — формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений психофизического развития ребенка и о возможностях его образования и социализации.

Начальный этап является наиболее значимым, поскольку от уровня его реализации в решающей степени  зависит эффективность последующих этапов.

Следующий этап работы можно  охарактеризовать как организационный.

На данном этапе решаются следующие задачи:

• обучение родителей  специфическим способам и приемам  работы с ребенком на основе индивидуальной программы;

• активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации;

•  подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений;

• отработка организационных  форм работы, условий обучения;

•  налаживание стиля  семейного общения.

На организационном  этапе проводятся специальные занятия, игры, отрабатываются разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов. Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки.

Заключительный этап включает оценку эффективности проделанной работы. В результате работы с родителями необходимо выработать общую позицию в нормализации семейных отношений, определить причины нарушений родительского поведения, если таковые имеются, найти оптимальные пути выхода из проблемной ситуации.

Основными критериями эффективности  социально-педагогической проблемы на заключительном этапе можно считать:

    1. устойчивость психоэмоционального состояния ребенка и родителей;
    2. уровень сформированности совместной деятельности;
    3. уровень развития навыков общения.

Диагностику микросоциума и воспитательного потенциала семьи мы исследовали с помощью анкеты «Социальный паспорт семьи», в которую входят вопросы о социально-средовом, социально-экономическом положении семьи, составе семьи, генограмма семьи и специальные сведения о ребенке-инвалиде. Эта анкета дает полную информацию о семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

База исследования: семьи  с детьми- инвалидами Апшеронского района.

Артем Б., 2003 г.р. – нейросенсорная тугоухость IV степени;

Владислав П., 2000 г.р. – ДЦП смешанная форма, эпилепсия;

Виктория П., 2001 г.р. – ДЦП смешанная форма;

Анна Б., 2001 г.р. – синдром  Дауна;

Алмаз Ш, 2002 г.р. – ДЦП;

Руслан Р., 2005 г.р. – ДЦП смешанная форма;

Ирина С., 2003 г.р. – сахарный диабет.

 

Анализируя данные, полученные после заполнения родителями анкеты,  можно сказать, что 60% семей, воспитывающих  детей-инвалидов – неполные (по случаю развода – 30%, смерть одного из супругов – 15%, лишение родительских прав – 15 %). Материальные трудности испытывают 57% семей, так как доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. В одной семье опеку над ребенком осуществляют бабушка и дедушка, так как родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем, были лишены родительских прав. Бытовые трудности имеются у 30 % семей, так как на каждого члена семьи приходится меньше 8 кв. метров жилой площади.

Трудности в общении  с ребенком испытывает мама Анны Б., в связи с тем, что у ребенка  плохо развита речь, маме трудно найти с ней общий язык.

Можно сделать вывод, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, испытывают не только материальные проблемы, но и проблемы в общении с детьми, в установлении с ними взаимопонимания. Поэтому необходимо разработать программу тренинговых занятий с семьями, направленных на обучение родителей выходу из стрессовых ситуаций, на укрепление внутрисемейных связей и на гармонизацию отношений с ребенком.

 

 

 

2.2. Программа  психолого-педагогической работы  с семьями, имеющими ребенка-инвалида.

 

Предлагаемая программа  психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, состоит из двух частей:

  1. Работа с родителями с использованием методов активного социально-педагогического обучения;
  2. Работа с детьми и родителями с использованием игровой деятельности.

Работа проводилась на базе МБДОУ д.с.№ 7-10 января. В организации и проведении работы большую помощь оказала психолог Горинская  Марина Владимировна.

 

Содержание  перовой части программы –  работа с родителями с использованием методов активного социально-педагогического обучения.

Цели:

• обучение родителей  выходу из стрессовых ситуаций;

• снижение тревоги и  страха отвержения;

• коррекция личностных нарушений и установок.

• укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений;

• обретение уверенности в своих силах;

• закрепление гармоничного образа семьи;

Форма проведения: психолого-педагогический тренинг.

Время проведения: 9 января 13:00

Место проведения: МБДОУ №7, логопедический кабинет.

Продолжительность: 2 – 2,5 часа.

Участники: мамы детей-инвалидов.

План:

Вводная часть:

  1. Приветствие. Знакомство с правилами работы в группе.
  2. Упражнение «Здравствуй, я рад тебя видеть»

Цель: знакомство, установление контакта.

  1. Пантомима «Разговор через стекло»

Цель: обучение невербальным формам контакта.

Основная часть:

  1. Игра «Комплименты, или скажи, что я хорошая»

Цель: развитие уверенности  в себе, повышение самооценки.

  1. Обсуждение рассказа «Кто виноват?»

Цель: снижение тревоги и страха отвержения,

  1. Свободная беседа родителей

Цель: переживание в группе своего опыта из реальной жизни, раскрепощение, обмен опытом, советами.

  1. Игра «Волшебный папа»

Цель: укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений.

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения

  1. Игра «Диалог»

Цель: развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

  1. Обсуждение рассказа «Папа, поиграй со мной»

Цель: переживание в группе своего опыта из реальной жизни.

  1. Беседа с родителями

Цель: закрепление гармоничного образа семьи

  1. Арт-терапия

Цель: снижение тревоги  и страха отвержения, коррекция личностных нарушений и установок.

 

Заключительная  часть:

  1. Подведение итогов.

Содержание  второй части программы - Работа с  детьми и родителями с использованием игровой деятельности.

 

Цели:

    • групповое взаимодействие, знакомство, развитие координации, органов осязания и обоняния.
    • укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений;
    • обретение уверенности в своих силах;
    • развитие мелкой моторики, телесного контакта,
    • повышение самооценки.

Форма проведения: психолого-педагогический тренинг с элементами игровой деятельности.

Время проведения: 10 января, 13:00

Место проведения: МБДОУ д.с.№7, логопедический кабинет.

Продолжительность: 1,5 часа.

Участники: дети-инвалиды и мамы.

План:

Вводная часть:

  1. Приветствие. Повторение правил работы в группе.
  2. Игра «Веселый апельсин»

Цель: знакомство, установление контакта.

 

Основная часть:

  1. Игра с мячами в круге

Цель: групповое  взаимодействие, телесный контакт.

  1. Упражнение «Лепим маму»

Цель: коррекция личностных нарушений и установок.

  1. Упражнение «Сладкое заключение»

Цель: групповое  взаимодействие, развитие органов осязания и обоняния.

  1. Игра "Зеркало"
  2. Игра с клубком нитей

Цель: развитие мелкой моторики, телесного контакта, повышение самооценки.

  1. Дружные ручки

Цель: укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений.

  1. Арт – терапия «Портрет ладошки»

Цель: развитие мелкой моторики, телесного контакта.

  1. Игра «Угадай, где, чья ладошка»

Цель: укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений.

  1. Игра «Паутинка»

Цель: групповое взаимодействие, коррекция взаимоотношений в  семье.

 

Заключительная  часть:

  1. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ проведенной  психолого-педагогической работы.

 

 

Содержание занятий  соответствовало цели, форме проведения. Родители принимали активное участие в обсуждении проблем, делились опытом. Дети так же очень заинтересовались работой, активно участвовали во всех играх и упражнениях.

Использование методов активного социально-педагогического обучения родителей детей с отклонениями в развитии способствовало гармонизации семейного воспитания, формированию уверенности и ответственности родителей, повышению внимания семьи к воспитанию социальных качеств ребенка с ограниченными возможностями развития.

Анализ работы  показал, что дети стали более восприимчивы и легче поддаются психолого-педагогическому воздействию семьи после проведения целенаправленного воздействия. По данным родителей была отмечена тенденция свободного самовыражения своих чувств у детей с отклонениями в развитии

Практически у  всех учащихся с отклонениями в развитии после проведения социально-педагогического обучения родителей отмечается оптимизация эмоциональных отношений с людьми ближайшего социального окружения, самооценка становится более адекватной.

Близкие эмоциональные  контакты с родителями на совместных занятиях, более глубокое понимание членами семьи психологических особенностей ребенка приводит к гармонизации взаимоотношений в семье, что, в свою очередь, влечет собой интенсификацию общения ребенка вне семьи с авторитетными взрослыми и референтными сверстниками.

В конце второго  занятия, попросили родителей написать отзыв о проделанной работе, рассказать о впечатлениях, полученных за время работы группы, описать эмоции, которые они испытывали на всем протяжении занятий.

 

Некоторые отзывы родителей:

Бортникова Наталья  Васильевна:

"Думаю, что выражу  не только собственное, но и мнение других родителей, сказав, что занятия оказались очень полезными и интересными. Тот факт, что я оказалась в эту субботу вне дома, в очень приятной компании людей, имеющих аналогичные проблемы, оказалось замечательной психологической разгрузкой! Мы общались, делились своими проблемами – это очень ценно для родителей, для которых порой важно просто выговориться, узнать про чей то опыт. Но помимо этого мы еще и рисовали, играли, учились слушать и слышать себя. Прекрасные впечатления! Ценность подобных встреч несомненна. Большая благодарность организаторам занятий".

 

Плотникова Наталья  Анатольевна:

" Очень хочется  понять себя глубже, с каким-то  внутренним смыслом, и вдруг,  как в какой-то детской сказке, попадаешь в новую страну, где  нет оценок и названий, а есть просто друзья, готовые поделиться своими размышлениями. Этой страной решений для нас - мам и пап явился тренинг, в котором участвовала родительская группа, и где каждый приобрел для себя входной билет в свой внутренний мир.

Информация о работе Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка инвалида