Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:23, курсовая работа
Целю данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических особенностей работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.
Объектом исследования являются семьи с детьми - инвалидами.
Предметом - проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида.
Гипотеза: мы предположили, что, создавая дополнительные формы работы (социально-педагогические тренинги), семья будет обладать значительными педагогическими, реабилитационными, интеграционными ресурсами развития ребенка-инвалида.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
1.1. Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов ………………………5
1.2. Система социальной помощи и защиты семей, имеющих детей-инвалидов………………………………………………………………………...13
1.3. Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида …………………………………………………………………………18
Выводы по I главе ……………………………………………………………….24
Глава II. Особенности практической работы социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
2.1. Диагностика семей, имеющих ребенка-инвалида ………………………26
2.2. Программа психолого-педагогической работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида ………………………………………………………………….29
2.3. Анализ проведенной социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида ……………………………………………...33
Выводы по II главе ……………………………………………………………...36
Заключение ………………………………………………………………………37
Список использованной литературы …………………………………………..39
Семья, где есть ребенок-
Материальные проблемы - по данным выборочных исследований, всего 5 % родителей в таких семьях относятся к категории высокооплачиваемых, 36 % родителей не имеют постоянного места работы.
Проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования.
На третье место среди основных проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, сами родители выдвигают получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания.
Большой проблемой является низкий уровень информированности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений.
Очень низка и правовая самостоятельность семьи. Родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать
Решающую роль в области защиты прав и интересов семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, играет государственная экономическая и социальная политика. В основе современной социальной политики по защите прав семей в Российской Федерации лежат положения, определяющие основные приоритеты помощи:
1)
денежные выплаты в связи с
рождением, содержанием и
2) многопрофильные льготы семьям с детьми-инвалидами (налоговые, жилищные, транспортные, медицинские, трудовые и др.);
3) бесплатные выдачи семье и детям лекарств, технических приспособлений и др.;
4)
социальное обслуживание семей
(оказание долгосрочных мер
В
работе с семьей социальный педагог
может применять следующие
Таким
образом, социальный педагог играет очень
важную роль в жизни ребенка-инвалида
и его семьи.
2.
Особенности практической
работы социального
педагога с семьями,
воспитывающими ребенка
– инвалида.
2.1.
Диагностика семей,
имеющих ребенка
– инвалида.
Целью социально-педагогической деятельности является реализация программы комплексной поддержки.
Организация социально-педагогической работы осуществляется поэтапно.
На начальном этапе происходит диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи. Сюда относятся материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоотношений между ее членами, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень, распределение обязанностей и наличие свободного времени, характер организации совместной деятельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции.
Основная цель на начальном этапе — формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений психофизического развития ребенка и о возможностях его образования и социализации.
Начальный этап является наиболее значимым, поскольку от уровня его реализации в решающей степени зависит эффективность последующих этапов.
Следующий этап работы можно охарактеризовать как организационный.
На данном этапе решаются следующие задачи:
• обучение
родителей специфическим
• активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации;
• подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений;
• отработка организационных форм работы, условий обучения;
• налаживание стиля семейного общения.
На организационном этапе проводятся специальные занятия, игры, отрабатываются разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов. Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки.
Заключительный этап включает оценку эффективности проделанной работы. В результате работы с родителями необходимо выработать общую позициюв нормализации семейных отношений, определить причины нарушений родительского поведения, если таковые имеются, найти оптимальные пути выхода из проблемной ситуации.
Основными
критериями эффективности социально-
Диагностику микросоциума и воспитательного потенциала семьи мы исследовали с помощью анкеты «Социальный паспорт семьи», в которую входят вопросы о социально-средовом, социально-экономическом положении семьи, составе семьи, генограмма семьи и специальные сведения о ребенке-инвалиде. Эта анкета дает полную информацию о семье, воспитывающей ребенка-инвалида.
База исследования: МБОУ СОШ №9 г. Бирска.
В СОШ №9 воспитываются 7 детей-инвалидов, с различными диагнозами:
Илья Б., 1997 г.р. – нейросенсорная тугоухость IV степени;
Владислав П., 1998 г.р. – ДЦП смешанная форма, эпилепсия;
Виктория П., 1997 г.р. – ДЦП смешанная форма;
Анна Б., 2001 г.р. – синдром Дауна;
Алмаз Ш, 1995 г.р. – ДЦП;
Руслан Р., 1999 г.р. – ДЦП смешанная форма;
Ирина
С., 1999 г.р. – сахарный диабет.
Анализируя данные, полученные после заполнения родителями анкеты, можно сказать, что 60% семей, воспитывающих детей-инвалидов – неполные (по случаю развода – 30%, смерть одного из супругов – 15%, лишение родительских прав – 15 %). Материальные трудности испытывают 57% семей, так как доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. В одной семье опеку над ребенком осуществляют бабушка и дедушка, так как родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем, были лишены родительских прав. Бытовые трудности имеются у 30 % семей, так как на каждого члена семьи приходится меньше 8 кв. метров жилой площади.
Трудности в общении с ребенком испытывает мама Анны Б., в связи с тем, что у ребенка плохо развита речь, маме трудно найти с ней общий язык.
Можно
сделать вывод, что семьи, воспитывающие
детей-инвалидов, испытывают не только
материальные проблемы, но и проблемы
в общении с детьми, в установлении
с ними взаимопонимания. Поэтому
необходимо разработать программу тренинговых
занятий с семьями, направленных на обучение
родителей выходу из стрессовых ситуаций,
на укрепление внутрисемейных связей
и на гармонизацию отношений с ребенком.
2.2.
Программа психолого-
Предлагаемая
нами программа психолого-
Работа
проводилась на базе МБОУ СОШ №9
9-10 января. В организации и проведении
работы большую помощь оказала психолог
школы Анасова Зухра Аузаховна.
Содержание перовой части программы – работа с родителями с использованием методов активного социально-педагогического обучения.
Цели:
• обучение родителей выходу из стрессовых ситуаций;
• снижение тревоги и страха отвержения;
• коррекция личностных нарушений и установок.
• укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений;
• обретение уверенности в своих силах;
• закрепление гармоничного образа семьи;
Форма проведения: психолого-педагогический тренинг.
Время проведения: 9 января 13:00
Место проведения: МБОУ СОШ №9, логопедический кабинет.
Продолжительность: 2 – 2,5 часа.
Участники: мамы детей-инвалидов.
План:
Вводная часть:
Цель: знакомство, установление контакта.
Цель: обучение невербальным формам контакта.
Основная часть:
Цель: развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
Цель: снижение тревоги и страха отвержения,
Цель: переживание в группе своего опыта из реальной жизни, раскрепощение, обмен опытом, советами.
Цель: укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений.
Цель: формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения
Цель: развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
Цель: переживание в группе своего опыта из реальной жизни.
Цель: закрепление гармоничного образа семьи
Цель: снижение
тревоги и страха отвержения, коррекция
личностных нарушений и установок.
Заключительная часть:
Содержание
второй части программы -
Работа с детьми и
родителями с использованием
игровой деятельности.
Цели:
Информация о работе Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида