Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Целю данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических особенностей работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.

Объектом исследования являются семьи с детьми - инвалидами.

Предметом - проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида.

Гипотеза: мы предположили, что, создавая дополнительные формы работы (социально-педагогические тренинги), семья будет обладать значительными педагогическими, реабилитационными, интеграционными ресурсами развития ребенка-инвалида.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.

1.1. Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов ………………………5

1.2. Система социальной помощи и защиты семей, имеющих детей-инвалидов………………………………………………………………………...13

1.3. Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида …………………………………………………………………………18

Выводы по I главе ……………………………………………………………….24

Глава II. Особенности практической работы социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.

2.1. Диагностика семей, имеющих ребенка-инвалида ………………………26

2.2. Программа психолого-педагогической работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида ………………………………………………………………….29

2.3. Анализ проведенной социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида ……………………………………………...33

Выводы по II главе ……………………………………………………………...36

Заключение ………………………………………………………………………37

Список использованной литературы …………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

       Семья, где есть ребенок-инвалид  испытывают огромные проблемы, в  число которых входят:

     Материальные  проблемы - по данным выборочных исследований, всего 5 % родителей в таких семьях относятся к категории высокооплачиваемых, 36 % родителей не имеют постоянного места работы.

     Проблемы  обучения и реабилитации ребенка  средствами образования.

     На  третье место среди основных проблем  семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, сами родители выдвигают получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания.

     Большой проблемой является низкий уровень  информированности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений.

     Очень низка и правовая самостоятельность семьи. Родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать

     Решающую роль в области защиты прав и интересов семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, играет государственная экономическая и социальная политика. В основе современной социальной политики по защите прав семей в Российской Федерации лежат положения, определяющие основные приоритеты помощи:

     1)  денежные выплаты в связи с  рождением, содержанием и воспитанием детей (детские пособия и пенсии по инвалидности);

     2)  многопрофильные льготы семьям  с детьми-инвалидами (налоговые, жилищные, транспортные, медицинские, трудовые и др.);

     3)  бесплатные выдачи семье и  детям лекарств, технических приспособлений и др.;

     4) социальное обслуживание семей  (оказание долгосрочных мер комплексной помощи: юридической, социально-бытовой, медико-социальной, психолого-педагогической и др.).

     В работе с семьей социальный педагог  может применять следующие формы  и методы работы:

      • индивидуальные беседы;
      • составление контракта (договора);
      • патронаж;
      • консультации;
      • групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги;
      • посредническая помощь

     Таким образом, социальный педагог играет очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности практической  работы социального  педагога с семьями,  воспитывающими ребенка  – инвалида. 

2.1. Диагностика семей,  имеющих ребенка  – инвалида. 

     Целью социально-педагогической деятельности является реализация программы комплексной поддержки.

     Организация социально-педагогической работы осуществляется поэтапно.

     На  начальном этапе происходит диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи. Сюда относятся материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоотношений между ее членами, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень, распределение обязанностей и наличие свободного времени, характер организации совместной деятельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции.

     Основная  цель на начальном этапе — формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений психофизического развития ребенка и о возможностях его образования и социализации.

     Начальный этап является наиболее значимым, поскольку  от уровня его реализации в решающей степени зависит эффективность последующих этапов.

     Следующий этап работы можно охарактеризовать как организационный.

     На  данном этапе решаются следующие  задачи:

• обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы;

• активизация  участия одного из членов семьи как  организатора реабилитации;

•  подбор дидактического материала для специальных  занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений;

• отработка  организационных форм работы, условий  обучения;

•  налаживание  стиля семейного общения.

     На  организационном этапе проводятся специальные занятия, игры, отрабатываются разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов. Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки.

     Заключительный  этап включает оценку эффективности  проделанной работы. В результате работы с родителями необходимо выработать общую позициюв нормализации семейных отношений, определить причины нарушений родительского поведения, если таковые имеются, найти оптимальные пути выхода из проблемной ситуации.

     Основными критериями эффективности социально-педагогической проблемы на заключительном этапе можно  считать:

    1. устойчивость психоэмоционального состояния ребенка и родителей;
    2. уровень сформированности совместной деятельности;
    3. уровень развития навыков общения.

     Диагностику микросоциума и воспитательного потенциала семьи мы исследовали с помощью анкеты «Социальный паспорт семьи», в которую входят вопросы о социально-средовом, социально-экономическом положении семьи, составе семьи, генограмма семьи и специальные сведения о ребенке-инвалиде. Эта анкета дает полную информацию о семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

     База  исследования: МБОУ СОШ №9 г. Бирска.

     В СОШ №9 воспитываются 7 детей-инвалидов, с различными диагнозами:

     Илья  Б., 1997 г.р. – нейросенсорная тугоухость IV степени;

     Владислав П., 1998 г.р. – ДЦП смешанная форма, эпилепсия;

     Виктория  П., 1997 г.р. – ДЦП смешанная форма;

     Анна  Б., 2001 г.р. – синдром Дауна;

     Алмаз Ш, 1995 г.р. – ДЦП;

     Руслан  Р., 1999 г.р. – ДЦП смешанная форма;

     Ирина С., 1999 г.р. – сахарный диабет. 

     Анализируя  данные, полученные после заполнения родителями анкеты,  можно сказать, что 60% семей, воспитывающих детей-инвалидов  – неполные (по случаю развода – 30%, смерть одного из супругов – 15%, лишение родительских прав – 15 %). Материальные трудности испытывают 57% семей, так как доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. В одной семье опеку над ребенком осуществляют бабушка и дедушка, так как родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем, были лишены родительских прав. Бытовые трудности имеются у 30 % семей, так как на каждого члена семьи приходится меньше 8 кв. метров жилой площади.

     Трудности в общении с ребенком испытывает мама Анны Б., в связи с тем, что  у ребенка плохо развита речь, маме трудно найти с ней общий язык.

     Можно сделать вывод, что семьи, воспитывающие  детей-инвалидов, испытывают не только материальные проблемы, но и проблемы в общении с детьми, в установлении с ними взаимопонимания. Поэтому  необходимо разработать программу тренинговых занятий с семьями, направленных на обучение родителей выходу из стрессовых ситуаций, на укрепление внутрисемейных связей и на гармонизацию отношений с ребенком. 
 
 

2.2. Программа психолого-педагогической  работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида. 

   Предлагаемая  нами программа психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, состоит из двух частей:

  1. Работа с родителями с использованием методов активного социально-педагогического обучения;
  2. Работа с детьми и родителями с использованием игровой деятельности.

   Работа  проводилась на базе МБОУ СОШ №9  9-10 января. В организации и проведении работы большую помощь оказала психолог школы Анасова Зухра Аузаховна. 

   Содержание  перовой части  программы – работа с родителями с  использованием методов активного социально-педагогического обучения.

Цели:

• обучение родителей выходу из стрессовых ситуаций;

• снижение тревоги и страха отвержения;

• коррекция  личностных нарушений и установок.

• укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений;

• обретение уверенности в своих силах;

• закрепление  гармоничного образа семьи;

Форма проведения: психолого-педагогический тренинг.

Время проведения: 9 января 13:00

Место проведения: МБОУ СОШ №9, логопедический кабинет.

Продолжительность: 2 – 2,5 часа.

Участники: мамы детей-инвалидов.

План:

Вводная часть:

  1. Приветствие. Знакомство с правилами работы в группе.
  2. Упражнение «Здравствуй, я рад тебя видеть»

Цель: знакомство, установление контакта.

  1. Пантомима «Разговор через стекло»

Цель: обучение невербальным формам контакта.

Основная  часть:

  1. Игра «Комплименты, или скажи, что я хорошая»

Цель: развитие уверенности в себе, повышение  самооценки.

  1. Обсуждение рассказа «Кто виноват?»

Цель: снижение тревоги и страха отвержения,

  1. Свободная беседа родителей

Цель: переживание в группе своего опыта из реальной жизни, раскрепощение, обмен опытом, советами.

  1. Игра «Волшебный папа»

Цель: укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений.

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения

  1. Игра «Диалог»

Цель: развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

  1. Обсуждение рассказа «Папа, поиграй со мной»

Цель: переживание в группе своего опыта из реальной жизни.

  1. Беседа с родителями

Цель: закрепление гармоничного образа семьи

  1. Арт-терапия

Цель: снижение тревоги и страха отвержения, коррекция  личностных нарушений и установок. 

Заключительная  часть:

  1. Подведение итогов.

Содержание  второй части программы - Работа с детьми и  родителями с использованием игровой деятельности. 

Цели:

    • групповое взаимодействие, знакомство, развитие координации, органов осязания и обоняния.
    • укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений;
    • обретение уверенности в своих силах;
    • развитие мелкой моторики, телесного контакта,
    • повышение самооценки.

Информация о работе Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида