Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:06, контрольная работа
По мнению Д.Б. Эльконина, слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается.
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Беседа с родителями
4. Тематическая неделя: «Птицы»
4.1. Понедельник
4.2. Вторник
4.3. Среда
4.4. Четверг
4.5. Пятница
5. Обобщающая беседа с детьми о жизнедеятельности птиц
6. Колыбельные песенки
7. Потешки
8. Загадки
9. Стихи
10. Грачи - куличики (русская народная песенка)
11. Сказки
12. Литература
13. Приложение
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15
Дисциплина:
«Методика развития детской речи с практикумом по логопедии».
Контрольная работа на тему: «Птицы».
Ташаевой Б.С.
Преподаватель:
Учебный год: 2011- 2012г.
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Педагогический колледж № 15
Рецензия
на контрольную работу студенток: Мартишину Галину Константиновну.
Ташаеву Бэлу Саламбековну.
курса ___IV_ отделения З - 403_
дисциплина: «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии».
по теме: «Птицы».
контрольную работу проверил: Почивалова Евгения Игоревна.
Рработа проверена
«________________»____________
______________________________
Содержание:
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Беседа с родителями
4. Тематическая неделя: «Птицы»
4.1. Понедельник
4.2. Вторник
4.3. Среда
4.4. Четверг
4.5. Пятница
5. Обобщающая беседа с детьми о жизнедеятельности птиц
6. Колыбельные песенки
7. Потешки
8. Загадки
9. Стихи
10. Грачи - куличики (русская народная песенка)
11. Сказки
12. Литература
13. Приложение
1.Введение.
По мнению Д.Б. Эльконина, слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается.
Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.).
Развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности.
2. Пояснительная записка.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека (Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. – М.: Русский язык, 1989. С.14-15.)
В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство: 1) общения как формы социального взаимодействия; 2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации; 3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.
Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности; 5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; 6) опосредствования высших психических функций человека; 7) развития познавательных интересов; 8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: 9) осознания человеком собственного «Я» и 10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.
Первая младшая группа.
Направление «Познавательно-речевое
развитие» включает в себя образовательные
области «Познание» (сенсорное развитие;
развитие познавательно-
Содержание образовательных
областей по познавательно-речевому развитию
направлено на развитие у детей познавательных
интересов, интеллектуальное развитие,
овладение конструктивными
Задачи:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;
связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи;
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
3. Беседа с родителями:
Мы даём рекомендации
Родителям рекомендуется:
Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка окраску птиц, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать.
Рассказать, где они живут и чем питаются; Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.
Провести
беседу с ребенком о бережном
отношении к птицам, о необходимости
помощи птицам зимой.
Предложить детям повторить и запомнить новые слова:
Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей.
Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, махать, прыгать.
Прилагательные: зимующие.
Наречия: высоко – низко, далеко – близко, громко – тихо.
Можно предложить поиграть дома в дидактические игры:
Один – много. (образование множественного числа существительных): ворона – вороны, снегирь - ... , галка - ... , воробей - ....
Назови ласково. (упражнение в словообразовании):
воробей - воробушек, синица - … и т.д.
Кто как голос подает? (образование глаголов)
Ворона - «кар-кар» - она каркает,
воробей - ....
Угадай птицу по описанию. Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
Пальчиковая гимнастика:
На дворе
мороз и ветер,
На дворе гуляют дети, Мы похлопаем в ладошки.
Ручки, ручки потирают, Вот как хлопать мы умеем,
Ручки тихо согревают. Вот как ручки мы согреем
Филин
Сидит филин на суку
И кричит бу-бу-бу:-бу.
Руки в кулачок, прижаты.
Большие пальчики – вверх (ушки),
указательные пальцы вместе:
они выставлены на вас (нос).
Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Птенчики
в гнезде.
Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.
Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Мимические упражнения.
Изобразить птиц в морозный день. «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Выразить мимикой состояние голодный и замерзающих птиц.
Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.
Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.
Упражнения для губ и щек.
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка.
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.
Дятел
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.