Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 20:00, реферат
Педагогика и психология столетиями развивались как теоретические основы обучения, воспитания и развития индивида. Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной, так как возрастная и педагогическая психология остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса. Однако психология - не единственная наука, влияющая на эффективность учебного процесса, поскольку действительная жизнь обусловлена и социально-историческими условиями, определяющими и психолого-педагогические закономерности развития личности. Эти закономерности носят конкретный исторический характер и поэтому при изменении социально-политических условий меняются и закономерности развития личности. Психолого-педагогические знания могут достигать разной степени интеграции.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
I - II УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ
Введение.
В
настоящее время учебный
Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях вуза 1-2 уровня аккредитации, что предопределило актуальность данной темы.
Педагогика
и психология столетиями развивались
как теоретические основы обучения,
воспитания и развития индивида. Связь
педагогики с психологией является
наиболее традиционной, так как возрастная
и педагогическая психология остается
важнейшим источником научного обоснования
образовательного процесса. Однако психология
- не единственная наука, влияющая на эффективность
учебного процесса, поскольку действительная
жизнь обусловлена и социально-историческими
условиями, определяющими и психолого-педагогические
закономерности развития личности. Эти
закономерности носят конкретный исторический
характер и поэтому при изменении социально-политических
условий меняются и закономерности развития
личности. Психолого-педагогические знания
могут достигать разной степени интеграции.
Первый уровень - теоретический - отражает
самый высокий уровень обобщенности системно-теоретических
знаний; второй уровень - частно- дидактический
- прямое прикладное значение психолого-педагогических
знаний; третий - конкретно-методический
- дающий средства реализации этих знаний
в педагогической действительности. Область
знаний, не составляющих систему, не может
претендовать на знание науки. Педагогика
длительный срок страдала от недостаточной
системности при всем богатстве накопленных
в ней теоретических идей и практических
средств. Задача данной работы - систематизировать
и обобщить представления о психолого-педагогических
основах обучения на конкретно-дидактическом
уровне с учетом специфики обучения математике.
В качестве объекта изучения предлагаемая
работа, как и педагогика, имеет не индивида
и его психику, а систему педагогических
явлений, влияющих на его развитие. Объектом
работы выступают те явления действительности,
которые обуславливают развитие студентов
в процессе обучения высшей математике.
Предмет исследования - это обучение математике
как реальный целостный педагогический
процесс, целенаправленно организованный
в специальных социальных институтах.
Цели:
1. изучение сущности, закономерностей,
тенденций и перспектив развития
педагогического процесса как фактора
и средства развития студентов в процессе
обучения высшей математике
2. разработка технологических основ, форм
и методов совершенствования деятельности
педагога и различных видов деятельности
студентов.
Функции исследования обусловлены его
предметом. Это теоретические и технологические
функции, которые реализуются на трех
уровнях.
Теоретическая функция:
1 уровень - описательный или объяснительный
- изучение новаторского и передового
опыта;
2 уровень - диагностический - выявление
состояния психологических и педагогических
явлений успешности или эффективности
деятельности преподавателя или студентов,
установление условий и причин, их обеспечивающих;
3 уровень - прогностический - экспериментальные
исследования педагогической действительности
и построение на их основе моделей преобразования
этой действительности.
Технологическая
функция:
1 уровень - проективный - связан с разработкой
соответствующих методических материалов,
учебных планов, программ и пособий;
2 уровень - преобразовательный - направлен
на внедрение достижений психолого-педагогической
науки и методики математики в образовательную
практику;
3 уровень - рефлексивный и корректировочный
- предполагает оценку влияния
результатов научных исследований на
практику обучения и воспитания и
последующую коррекцию научной теории
и практической деятельности.
Обучение
- специфический процесс
психологии используют термин "научение",
которым называют любой процесс
получения знаний, как в результате организованной
учебно-познавательной
деятельности, так и стихийное получение
знаний, умений, навыков. Познавательная
деятельность - это единство чувственного
восприятия, теоретического мышления
и практической деятельности. Педагогический
процесс - это специально организованное
целенаправленное взаимодействие педагогов
и воспитанников, направленное на решение
развивающих и образовательных задач.
Эффективность педагогического процесса
закономерно зависит от условий, в которых
он протекает (материальных, гигиенических,
морально-психологических и т.д.). Во многом
эти условия зависят от социально-экономического
положения в стране, а также от действия
субъективного фактора ( личности преподавателя
,руководителей органов
образования и т.д.) Основной закон педагогического
процесса состоит в обязательном присвоении
подрастающими поколениями социального
опыта старших поколений.
Для непосредственной практики организации
педагогического процесса большое значение
имеет уяснение внутренних закономерных
связей между компонентами педагогического
процесса. Например, закономерность соответствия
содержания форм и методов обучения возрастным
особенностям и возможностям студентов,
определение формы организации педагогического
процесса по его содержанию и т.д.
Сущность педагогической закономерности
состоит в том, что результаты обучения
и воспитания зависят от характера деятельности,
в которую на том или ином этапе своего
развития включается студент. Закономерности
педагогического процесса находят свое
конкретное выражение в основных положениях,
определяющих его общую организацию, содержание,
формы и методы, т.е. в принципах. В современной
науке принцип - это основное исходное
положение какой-либо теории (правила
поведения, действия, руководящие идеи).
Таким образом, принципы педагогического
процесса отражают основные требования
к организации педагогической
деятельности, указывают ее направление,
а в конечном итоге помогают творчески
подойти к построению педагогического
процесса. С принципами тесно связаны
педагогические правила. Они вытекают
из принципов, подчиняются им и их конкретизируют.
Правила не обладают силой всеобщности
и обязательности, они используются в
зависимости от конкретной педагогической
ситуации.
Психолого-педагогические особенности преподавания математики.
Познание- процесс творческий. Обучение может быть эффективным только в том случае, когда оно сопровождается целенаправленным и напряженным мышлением. Отсюда следует важный педагогический вывод: если при освоении нового не активизировать мыслительную деятельность студентов, то у них не только не выработается умение мыслить, но и запоминание окажется неполноценным, поскольку будет отсутствовать его основа- понимание. Фундаментальное значение для практики преподавания точных наук, имеет также следующее положение психологии: запоминание, осуществленное до того, как достигнут необходимый уровень понимания, не только не полезно, но даже вредно, так как оно обычно мешает дальнейшему углублению понимания.
Возможности совершенствования методики работы преподавателя существенно зависят от его умения целенаправленно управлять мыслительной деятельностью студентов, активизируя ее. Осуществлять такое управление преподаватель, очевидно, может, опираясь на психолого-педагогические знания, т. е. на систему закономерностей, концентрирующую в себе сведения по психологии и дидактике, и соответствующую методику применения этой системы при обучении математике.
В этих закономерностях раскрываются взаимосвязи между внутренними процессами, протекающими в сознании студентов, и внешними, дидактическими условиями, в которых проходит учебная деятельность. К внешним условиям относятся содержание упражнений, их последовательность, приемы организации занятия, к внутренним — мыслительная деятельность, процессы запоминания, восприятия и т. п.
Поскольку в закономерностях отражаются взаимосвязи между внутренними процессами учебной деятельности студентов и внешними, дидактическими условиями, то, опираясь на эти закономерности, преподаватель может путем видоизменения внешних условий координировать внутренние процессы, протекающие в сознании студентов.
Таким образом,
у преподавателя возникает
Тем самым
преподаватель может выбирать методы
обучения, наиболее подходящие к условиям
своей работы, предвидеть, прогнозировать
возможные последствия их применения,
находить выходы из многочисленных затруднений,
встречающихся на практике, а затем практически
проверять свои выводы.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Ассоциация в психологии, связь, образующаяся при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи - актуализация ассоциации - состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологической основой ассоциации считается условный рефлекс.
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий), раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Методика учебного предмета, частная дидактика, теория обучения определённому учебному предмету. Объектом исследования методики учебного предмета является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом - связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету.
Система психолого-дидактических закономерностей.
Рассмотрим понятия, используемые в нашей системе закономерностей.
Обозначение: (Р1 Р2), где P1 — первый член ассоциации; Р2 — второй.
Константные ассоциации играют весьма существенную роль в обучении иностранному языку, или, например, биохимии. В обучении математике они тоже необходимы, но применяются гораздо реже. (раздел «Арифметика»). При изучении математики студент должен научиться не просто воспроизводить знания в неизменном виде. Он должен умело применять эти знания, быстро, мгновенно видоизменяя свои выводы в зависимости от условия решаемой задачи. При этом студент может не вспоминать соответствующие определения и теоремы, но действовать в полном соответствии с ними.
Пример 1. При изучении нового понятия студенты выполняют упражнения «на распознавание», например: при решении каких интегралов необходимо интегрировать по частям?
; ; ; ; ; ; ; .
Позже, при решении самостоятельной работы, или ИДЗ, студенты самостоятельно распознают типы интегралов без каких – либо рассуждений, но по требованию преподавателя легко обосновывают решение.
Пример2. Вычислить предел: . Студенты дают ответ «1», со ссылкой на первый замечательный предел. На самом деле . Причина данной ошибки следующая: решение многих однотипных примеров по данной теме подряд, отсутствие необходимости делать выбор, что вызывает образование константной ассоциации.