Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:55, контрольная работа
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым «психолингвистикой».
Введение 3
1. Речь и общение 4
2. Виды и функции речи 5
3. Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи
4. Теория научения 13
5. Преформистская теория развития речи 15
6.Конструктивистская теория усвоения языка 16
7. Этапы построения развернутой речи 17
8. Речь как инструмент мышления 20
Заключение 22
Литература 23
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
По дисциплине: «Основы нейрофизиологии и ВНД»
Тема: «Психология речи, функции
речи»
Министерство образования и науки РФ
ВГОУ ВПО «СИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Факультет: Гуманитарный
Кафедра: Экономика
и менеджмент
Контрольная работа по экономике
(вариант
10)
Руководитель:
Содержание
Введение
1. Речь
и общение
2. Виды
и функции речи
3.
Основные психологические теории, рассматривающие
процесс формирования речи
4. Теория
научения
5.
Преформистская теория развития речи
6.Конструктивистская
теория усвоения языка
7.
Этапы построения развернутой речи
8.
Речь как инструмент мышления
Заключение
Литература
Введение
В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым «психолингвистикой».
Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны.
Язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и, то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
В этой
связи, термин «вербальный» (от лат.
vеrbalis - словесный, устный) в психологии
служит для обозначения информации, выраженной
знаковой, а именно словесной, языковой
системой (в отличие от невербальной информации,
например, образной), а вербализация сознания
- процесс преобразования бессознательного
психического, а также эмоционального,
логически не оформленного содержания
сознания в словесно-логические формы.
Речь и общение
У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Птицы поднимают крик в случае опасности, и у них есть особые песни, с помощью которых они подзывают и распознают потенциальных партнеров, когда для этого приходит время. Пчелы в своих ульях исполняют особые танцы, благодаря которым, как выяснили этологи, они сообщают другим пчелам о направлении и расстоянии до источника нектара. У некоторых стадных обезьян существует более 20-ти сигналов с вполне определенным значением. Когда опасность грозит с воздуха, эти обезьяны издают одни крики, а когда с земли – другие. Каждый из этих сигналов имеет значение для выживания группы.
Однако во всех этих случаях сигналы лишь запускают какие-то врожденные поведенческие реакции. Иными словами, они связаны с конкретной ситуацией, на которые животные из сообщества реагируют более или менее «механически». Такого рода сигналы есть и у человека. Очевидными примерами этого служат крики боли или непроизвольные восклицания, предупреждающие об опасности.
Но человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в наличной ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно рассказывать не только о текущих, но и о прошлых или будущих событиях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего.
Однако главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения - это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение.
Необходимым условием
такой лингвистической
Эти закономерности языка касаются трех основных сторон речи:
- фонологии, или знания звуков языка;
- синтаксиса, или
понимания взаимосвязи и
- семантики, т.е. понимания значения слова и фраз.
Задача психолингвиста состоит в том, чтобы понять, каким образом на основе этих трех типов закономерностей язык усваивается, понимается и воспроизводится людьми. Что же касается специалистов в области языковой психологии, то их больше интересует, каким образом человек более или менее эффективно общается на своем языке.
Речь является
основным средством человеческого
общения. Без нее человек не имел
бы возможности получать и передавать
большое количество информации, в частности
такое, которое несет большую смысловую
нагрузку или фиксирует в себе то, что
невозможно воспринять с помощью органов
чувств (абстрактные понятия, непосредственно
не воспринимаемые явления, законы, правила).
Без письменной речи человек был бы лишен
возможности узнать, как жили, что думали
и делали люди предыдущих поколений. У
него не было бы возможности передать
другим свои мысли и чувства. Благодаря
речи как средству общения индивидуальное
сознание человека, не ограничиваясь личным
опытом, обогащается опытом других людей,
причем в гораздо большей степени, чем
это может позволить наблюдение и другие
процессы неречевого, непосредственного
познания, осуществляемого через органы
чувств.