Психология ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:02, доклад

Краткое описание

Ф. Энгельс писал: «Полная свобода при заключении браков может ...стать общим достоянием только после того, как уничтожение капиталистического производства и созданных им отношений собственности устранит все побочные, экономические соображения, оказывающие теперь еще столь громадное влияние на выбор супруга. Тогда уже не останется больше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности».

Файлы: 1 файл

Семейное неблагополучие и его причины.docx

— 52.17 Кб (Скачать)

 

В комнате было тихо. Младшие  дети спокойно спали, старшие были на фронте. Александр Дмитриевич постоял  возле спящих детей, потом вернулся к письменному столу и на титульном  листе первой Советской Конституции  написал своим твердым и ровным почерком: «Моим детям — вместо завещания».

 

С глубоким уважением и  благодарностью относятся к отцам  и современные поколения сыновей. Как-то в «Правде» своими раздумьями об отце поделился военнослужащий В. Старостин:

 

«Первый раз я осознанно  произнес слово «отец» в сорок  четвертом году, когда еще ходил  в детский сад. Наша группа шла  по усыпанной крупным речным песком дорожке, а навстречу, сияя серебром орденов и медалей, двигался невысокий  широкоплечий военный. Что-то такое  я, несмышленыш, прочитал в его смеющихся  глазах. И уже в следующую секунду, подхваченный сильными руками, повторял: «Папа, папочка...»

 

Короткий, как летняя ночь, отпуск отца пролетел незаметно. Он уехал, и вскоре к нам стали приходить  от него письма из Австрии, Германии. Я  горжусь, что на одной из колонн поверженного рейхстага рукой отца написана и  наша фамилия.

 

Израненный, обожженный войной, не раз побывавший в атаках, мой  отец остался жив. Каждый раз, когда  бывает трудно, обращаюсь к нему за советом. Перед тем как сделать  важный шаг в жизни, думаю: а как  бы поступил на моем месте отец...

 

После войны его, бывшего  замполита полка, партия направила  восстанавливать сельское хозяйство. Работал, отец в МТС, был секретарем райкома партии. Сутками пропадал в поле, там, где шла битва за хлеб.

 

Жили мы тогда, как и  все, несладко. Мать, вечно ломавшая голову, чем накормить нас, пятерых  детей, однажды робко намекнула  отцу:

 

— Ты ведь большой пост занимаешь. Неужели ничего нельзя придумать, детишек  пожалел бы...

 

Никогда не видел отца таким  рассерженным, как после этих слов мамы.

 

— Ты думаешь, наши дети ничего не понимают? — резко отчитывал  он ее.— Они же видят, что все  кругом живут в нужде... Не могу позволить, чтобы мои дети ели хлеб, добытый  нечестным путем.

 

Отцы иной раз и не представляют, как сказывается на формировании детских душ их поведение. Наши первые наставники, они на всю жизнь остаются эталоном поведения для сыновей».

 

Каждый ли из нас осознает это? Готовы ли мы нести эстафету родителей? И не только производственную, общественную, но и семейную!

 

Навигация по статьям

Назад | Оглавление | ВпередВозрастная периодизация развития человека

 

Возрастная психология изучает  факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно  принято разделять его жизненный  цикл на следующие периоды:

 

1) пренатальный (внутриутробный);

 

2) детство;

 

3) отрочество;

 

4) зрелость (взрослое состояние);

 

5) преклонный возраст,  старость.

 

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих  ряд характерных особенностей.

 

Все эти этапы имеют  свою специфику, связанную с уровнем  физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его  психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами  поведения и деятельности.

 

 

 

Пренатальный период делят  на 3 стадии:

 

♦ предзародышевую;

 

♦ зародышевую (эмбриональную);

 

♦ стадию плода.

 

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной  яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного  канатика. Вторая — с начала третьей  недели после оплодотворения до конца  второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая  дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту  родов. В это время происходит формирование систем организма, которые  позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в  воздушной среде плод приобретает  в начале седьмого месяца, и с  этого времени его уже называют ребенком. Период детства включает стадии:

 

♦ рождение и младенчество (от рождения до 1 года);

 

♦ раннее детство (или «первое детство» — с 1 года до 3 лет) — период развития функциональной независимости и речи;

 

♦ дошкольный возраст (или «второе детство» — от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

 

♦ младший школьный возраст (или «третье детство» — с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

 

 

 

Отрочество подразделяется на два периода:

 

♦ подростковый (или пубертатный);

 

♦ юношеский (ювениальный).

 

Первый период соответствует  половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под  влиянием конституционных сдвигов  у подростка формируется новое  представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С  биологической точки зрения юноша  уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно  чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных  решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии  и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения  и самосознания, избрание спутника жизни.

 

 

 

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические  периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений  человека с окружающим миром и  формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями  для самого человека и его социального  окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

 

 

 

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь  и профессиональную деятельность. Это  период «становления», самоутверждения  себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

 

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них —  кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного  социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации — от 35 до 40-43 лет, когда  человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и  материального достатка, нормализуются  его здоровье, семейное положение  и сексуальные отношения.

 

 

 

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать  приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает  отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего  не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого  возникает чувство усталости  от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать  свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий  период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это  период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается  преклонным: человек переосмысливает  всю свою жизнь, осознает свое Я в  духовных раздумьях о прожитых годах  — и либо принимает свою жизнь  как неповторимую судьбу, которую  не надо переделывать, либо понимает, что  жизнь прошла зря.

 

 

 

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три  под-кризиса. Первый из них — переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

 

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль  о смерти.

 

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них — отрицания. Мысль «Нет, не я!» — обычная и нормальная реакция человека на объявление ему  смертельного диагноза. Затем наступает  стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая  стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства  вовне.

 

Следующая стадия — «торга». Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом  или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью  достижений медицины и покаяния перед  Богом за свои грехи и ошибки.

 

 

 

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются  в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

 

После разрешения этого кризиса  умирающий вступает в стадию депрессии. Он осознает: «Да, на этот раз умереть  предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность  плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить  смерть, принимая ее как свой последний  жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, — наступает состояние «социальной  смерти» (от общества, от людей человек  уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

 

 

 

Пятая стадия — «принятие  смерти». Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой  смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти»  (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

 

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного  мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая  смерть соответствует угасанию последних  функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным  воззрениям и мнению ряда ученых, с  гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что  она в виде информационного сгустка  продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым  информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность  сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние  исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.


Информация о работе Психология ребенка