Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:02, доклад
Ф. Энгельс писал: «Полная свобода при заключении браков может ...стать общим достоянием только после того, как уничтожение капиталистического производства и созданных им отношений собственности устранит все побочные, экономические соображения, оказывающие теперь еще столь громадное влияние на выбор супруга. Тогда уже не останется больше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности».
Далее учитель говорит, что и в наше время встречаются отдельные сторонники подобной тенденции. Они считают, что семейное воспитание необходимо заменить общественным в силу следующих обстоятельств: многие родители не обладают необходимыми педагогическими способностями; они недостаточно глубоко понимают задачи и методы нравственного воспитания детей; далеко не все матери и отцы имеют для воспитания достаточно времени; наконец, затрачиваемый на семейное воспитание труд является весьма непроизводительным.
Правы ли они? В чем их ошибочность? Учащиеся делают выводы: те, кто выступает против семейного воспитания, аргументируют свои взгляды, ссылаясь в основном на его недостатки, на педагогическую неподготовленность родителей, на то, что воспитательский труд родителей является якобы непроизводительным, на наличие в семейном быту пережитков прошлого.
Учитель резюмирует: большинство
из этих и подобных замечаний справедливы.
Указанные трудности и
Противники семейного
воспитания не учитывают ряд важных
его особенностей. Опираясь на знания
учащихся, учитель раскрывает их суть.
Семейное воспитание по своей сущности
всегда имеет общественный характер,
ведь семья — коллектив, связанный
с обществом. Воспитательному воздействию
семьи подвержены не только дети, но
и взрослые. Следует отметить его
непрерывность, продолжительность, разносторонность.
В этом с семьей не может сравниться
ни один воспитательный институт. Действительно,
человек связан с семьей и подвергается
ее воздействию (в разных формах и
с разной интенсивностью) со дня
рождения и до конца своей жизни.
Незаменимость воздействия
Людей, недооценивающих роль
семейного воспитания, сейчас считанные
единицы. Но, к сожалению, у них
есть немало стихийных союзников. Правда,
таковыми они себя не считают. Мы имеем
в виду взрослых, которые просто-напросто
не понимают, в чем сущность влияния
семьи на ребенка. И этот «грех» присущ,
пожалуй, многим родителям. Это скорее
наша беда, чем вина: сами условия
человеческой жизни таковы, что далеко
не всегда даже родителю можно увидеть
и осознать свое влияние на ребенка.
Трудность этого заключается
в том, что ребенок испытывает
на себе в одно и то же время много
разнообразных влияний. Как он воспринимает
их, как они сказываются на его
развитии? Распознать все это —дело
чрезвычайно сложное. Еще мало изучено
влияние родителей, семьи на детей
раннего возраста. Его истинная суть
далеко не соответствует сложившимся
за десятки тысяч лет
Время от времени газеты и журналы публикуют сообщения о поразительных случаях, когда дитя человека довольно продолжительное время росло в логове зверя. Об одном таком случае рассказывается в книге Ю. Дружникова «Спрашивайте, мальчики» (М, 1974).
В Северной Индии в 1956 г. охотники обнаружили среди волков непонятное существо. Его удалось поймать. Это был мальчик, одичалый, обросший. Он кусался, вырывался, пытался убежать. Первое время пришлось держать его в клетке. Он пил из таза, ел сырое мясо, подбирая его ртом с пола, ходил и бегал на четвереньках. Обнаружились родители ребенка: они узнали сына по шрамам на голове. Оказывается, в 1951 г. мать была с ним в поле. Внезапно на них набросилась волчица, искусала мать, схватила и унесла малыша. И вот он вернулся в общество. Родители и врачи окружили ребенка заботой. Воспитывали его. Но их усилия не дали хороших результатов. За год мальчик научился произносить только несколько слов. Большим достижением в его развитии считалось то, что он стал играть с братьями и сестрами.
Более известна история двух девочек, которые тоже были обнаружены в волчьем логове. Одной было в это время примерно около двух лет, другой — восемь-девять. Младшая через год умерла, а старшая — Камала — прожила в человеческом обществе еще восемь лет. Ей были присущи многие звериные повадки: она ходила и бегала на четвереньках, боялась яркого света, пила лакая, ела сырое мясо... Несмотря на большие старания воспитателей, девочка только на третьем году обучения «стала на ноги». Людей она полюбила, но не воспринимала их как себе подобных. В семнадцать лет Камала по уровню развития была четырех - пятилетним ребенком. Особенно безуспешным было обучение речи: девочка научилась произносить немногим более пятидесяти слов.
По известному выражению В. Г. Белинского, «воспитание— великое дело: им решается участь человека». А здесь оно не дало почти никаких результатов.
Считается, что известно около
тридцати подобных случаев. Судьба всех
детей, попавших на воспитание к животным,
трагична. И это понятно. Английский
писатель Вильям Годвин утверждал: «Все,
чем человек со своим разумом
отличается от животного, является результатом
жизни в обществе». Еще более
глубокую мысль высказал К. Маркс: «Если
человек по природе своей общественное
существо, то он, стало быть, только
в обществе может развить свою
истинную природу...». В настоящее
время большинство психологов считают:
«Без усвоения опыта человечества,
без общения с себе подобными
не будет развитых, собственно человеческих
чувств, не разовьется способность
к произвольному вниманию и памяти,
способность к абстрактному мышлению,
не сформируется человеческая личность...
В то время как маленькая обезьянка,
волею случая оставшаяся одна, без
стада, все равно будет проявлять
себя как обезьянка, человек только
тогда станет человеком, если его
развитие проходит среди людей». Значит,
с рождением ребенка еще не
рождается личность; личность формируется
только в человеческом окружении. А
ближайшее окружение
В настоящее время многие
физиологи, медики и психологи считают,
что дети до трех лет особенно предрасположены
к воздействию семьи, в первую
очередь — матери. Мать с первого
дня жизни ребенка
Это еще одно доказательство того, что именно семья в первые годы жизни ребенка оказывает на его развитие решающее влияние. И это понятно: в силу гибкости и пластичности нервной системы и мозга дети раннего возраста наиболее восприимчивы к различным видам воздействия; так как у детей этого возраста еще отсутствует собственный опыт, то их восприятия воздействий среды (т. е. в это время семьи) являются весьма важными и глубокими.
Вот почему можно утверждать — формирование личности начинается в семье. Ее основу закладывают родители и в первую очередь — мать!
Навигация по статьям
Назад | Оглавление | ВпередОшибки в семейном воспитании
«Перечислите, пожалуйста, наиболее часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании» — таким обращением к учащимся можно начать рассмотрение данного вопроса. Старшеклассники высказывают различные мнения: «Некоторые родители плохо знают душу ребенка», «Забывают, что мы уже взрослые», «Слишком много читают нотаций» и др.
Обобщая высказывания учащихся, целесообразно отметить, что влияние семьи на ребенка, как показано выше, не ограничивается воспитательной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а и на уровне воспитанности личности в целом.
Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы:
неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера;
неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.
Как-то научные сотрудники попросили группу родителей школьников перечислить ошибки, встречающиеся в семейном воспитании. Отцы и матери отметили более 50 разнообразных ошибок. Наиболее серьезными и довольно часто встречающимися являются следующие.
На воспитание сына (дочери) обращалось мало внимания в первые годы его (ее) жизни (в дошкольный период).
Отсутствие единых требований и четкой линии в воспитании сына (дочери).
Слепая, неразумная любовь к сыну (дочери).
Единственный сын (дочь) является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи.
У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) оно должно быть беззаботным, легким.
Нетребовательность родителей к сыну (дочери).
Из-за болезни сына (дочери) родители не предъявляют нужные требования, боясь ухудшить его (ее) здоровье.
Родители основное внимание сосредоточили на улучшении материально-бытовых условий жизни семьи, а воспитанию сына (дочери) придавали второстепенное значение.
Семья плохо представляет цель, задачи, средства и методы воспитания.
Сын (дочь) избалован (а) хорошими
материальными условиями в
Противоречивость
Чрезмерная строгость (грубая родительская власть, применение физических наказаний, остатки авторитаризма и т. д.) по отношению к сыну (дочери).
Родители поддерживают недовольство сына (дочери) школой, учителями.
Родители делят детей на любимых и «постылых».
Кроме указанных выше, в числе серьезных ошибок родители также отметили: перекладывание забот о воспитании детей на ясли, детсад, школу; отстранение детей от .посильного домашнего труда; неумение пользоваться поощрениями и наказаниями, применение физических наказаний; отсутствие такта в отношениях с ребенком; ссоры родителей в присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство отцов); переоценка родителями своих воспитательных возможностей; неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный»); равнодушие к детям; материальная избалованность и др.
Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействует на успеваемость и общественную активность школьников, на формирование у них трудолюбия, коллективизма, честности, самостоятельности и многих других качеств.
Условия эффективности семейного воспитания
В одной из школ родителей учащихся двух пятых классов попросили ответить письменно на следующий вопрос: каковы, по вашему мнению, пути преодоления ошибок в семейном воспитании детей?
Только около 30% (!) отцов и матерей высказали различные позитивные и реже — негативные мнения. Вот пять из них. «Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос так же невозможно, как и невозможно даже назвать все встречающиеся в практике семейного воспитания ошибки»; «Исправление каждой конкретной ошибки требует своего особого решения»; «Осознание того, что ты, родитель, допустил в воспитании ребенка ошибку, и обдумывание, почему это произошло, помогает найти путь исправления ошибки в каждом конкретном случае»; «Отцы и матери должны знать ошибки других родителей и не поступать так, как они»; «Исправлять ошибки семейного воспитания необходимо, но главное— предупреждать их появление. И родителям этому надо учиться».
В каждом из приведенных ответов есть доля истины. Действительно, бессмысленно искать панацею, которая избавит от разнообразнейших ошибок, встречающихся в семейном воспитании детей. Универсального рецепта здесь быть не может. Верно и то, что исправление каждой такой ошибки требует своего особого решения или — чаще всего! — выбора оптимального средства из нескольких возможных. Глубокий смысл и в том, что осознание и отсюда верное истолкование своей ошибки подсказывает родителю и путь ее устранения. Все это так. Но при этом особого внимания заслуживает последний из пяти приведенных выше ответов родителей. В нем, пожалуй, ключ к решению проблемы.
Предупредить педагогические ошибки родителей — вот наиболее оптимальный путь совершенствования воспитания детей в семье. Это не отрицает необходимости исправления таких ошибок. Но этот второй путь более сложен и менее эффективен. Ведь, как известно, каждая совершенная родителем ошибка уже оказала свое отрицательное воздействие на ребенка. Для нейтрализации и устранения последствий требуется чрезвычайно много усилий. Да и успехи здесь не всегда очевидны. Итак, главное—предупреждение ошибок.
В чем основной смысл этого
предупреждения? Ответы учащихся учитель
направляет так, что они приходят
к выводу: предупреждение ошибок в
воспитании — это не какая-то особая
деятельность, а соблюдение простых
и в то же время сложных педагогических
истин, о которых уже говорилось
на предыдущих занятиях. Необходимы при
этом также педагогически