Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:02, доклад
Ф. Энгельс писал: «Полная свобода при заключении браков может ...стать общим достоянием только после того, как уничтожение капиталистического производства и созданных им отношений собственности устранит все побочные, экономические соображения, оказывающие теперь еще столь громадное влияние на выбор супруга. Тогда уже не останется больше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности».
1. Общество проявляет заботу о семье, престиж материнства и отцовства ставит вровень с гражданскими обязанностями человека.
2. Уже в школьном возрасте
подрастающее поколение
3. Структура семьи соответствует
потребностям общества и
4. Основой жизни семьи
является честный общественно
полезный труд взрослых. Ценность
такого труда незаметно,
5. Основой отношений между
супругами является взаимная
любовь, долг друг перед другом,
доверие, ответственность за
6. Семья — дружный коллектив,
где один за всех и все
за одного. Этот коллектив имеет
общие перспективы,
7. Семья стремится к тому, чтобы круг общения взрослых и детей был как можно более широким и содержательным.
8. Родители постоянно повышают
уровень своей педагогической
культуры, занимаются педагогическим
самообразованием, принимают активное
и примерно равное участие
в воспитании детей, имеют
9. В семье существуют
единство и согласованность
10. Родители, воспитывая детей,
постоянно контролируют свою
педагогическую деятельность, учитывают
ошибки своего прошлого опыта
воспитания; предвидят то, как нынешние
воздействия скажутся на детях
через несколько лет, в
11. Родители стремятся
принимать посильное,
12. Общество постоянно
осуществляет тактичное
Над чем подумать, что обсудить
1. Прочитайте статью А.
С. Макаренко «Общие условия
семейного воспитания» и
Подберите к следующему занятию стихи о матери.
2. Поразмышляйте над следующими
высказываниями индийских
«Не забывайте, что самые важные встречи человека— это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Ребенок — это не тиран, который завладевает всею твоею жизнью. Не идол, для которого ты отрежешь себя от всего мира и весь мир от себя, чтобы создать замкнутую тесную ячейку семьи, связанную одними личными интересами: любовью к «своим». Ребенок — это новая связь любви со всем миром, со всей Вселенной. Это раскрепощенная любовь матери и отца...
Не забывайте, что дети, родившиеся у вас,— не только плоды плоти и крови, принадлежащие вам. Но это те драгоценные чаши, которые Жизнь дала вам на хранение, улучшение и развитие в них их творческого огня. Не прилепляйтесь к ним, как улитка к раковине. Всегда думайте, что в вашем доме им пожить и погостить суждено какое-то время, чтобы созреть к собственной жизни.
Дети не только цветы земли. Они еще и дары ваши всей Вселенной. Через них вы или помогаете возвышаться человечеству, или остаетесь инертной массой».
Навигация по статьям
Назад | Оглавление | ВпередНа плечах отца держится мир
Начиная беседу, учитель может
спросить учащихся: «Нет ли в формулировке
нашего вопроса преувеличения, как
вы ее понимаете в широком и
узком смысле? Вдумайтесь еще раз:
на плечах отца держится мир...» У
учащихся этот вопрос особого затруднения
не вызывает, и их ответы обычно сводятся
к следующему. Действительно, отцы стоят
на страже мира в прямом смысле этого
слова. Они охраняют рубежи нашей
страны, стоят на боевых постах, дежурят
у штурвалов кораблей и подводных
лодок. Словом, защита Родины в основном
лежит на выносливых плечах мужчины.
Но это только часть мужской миссии.
Важнейшая и очень
«Не умаляет ли это роль женщины, матери?» — могут спросить отдельные учащиеся. Нет и нет! Величие матери незыблемо. Здесь следует показать учащимся, что матери и отцы выполняют свои, только им присущие роли. И всякое противопоставление отца матери или наоборот нельзя считать правильным.
Возможно и такое замечание учащихся: выше речь шла о производственной деятельности мужчины, а не о роли отца. Верно, наш разговор начат с производственной деятельности мужчин. Однако она неотделима от их отцовской миссии. Речь об этом впереди. А сейчас рассмотрим: в чем суть отцовства, каковы особенности миссии отца?
О том, что имеется «великая разница в семейном значении женщины и мужчины», ярко и образно писал еще В. Г. Белинский. На прошлом уроке мы отмечали, что мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, всем существом своим. Сравнивая с этим отцовское чувство, В. Г. Белинский отмечал: «...в любви женщины больше кровного, а потому и больше страстного, тогда как в любви мужчины больше мыслительного, если можно так выразиться». Это не принижает значимость отцовского чувства, а показывает, что оно имеет несколько иную основу: «...и отец может страстно любить детей своих, когда его с ними соединит нравственное, духовное родство...».
Естественно, что и отцовское чувство, и духовное родство возникают постепенно. Начинается этот процесс задолго до рождения ребенка. Раньше на занятиях мы уже приводили парадокс: «Ребенок— отец мужчины». Его основное зерно: дети оказывают сильное влияние на формирование отцовского чувства, многих качеств мужчины. Но правдиво и другое утверждение: отцом мужчину делает отец. К этому, конечно, имеют прямое отношение и мать, и жена, а также другие члены семьи. Здесь любой категоричный вывод будет односторонним. «Не удивительно: принять на себя роль отца, научиться быть отцом и чувствовать себя отцом — трудно, это не приходит в одно мгновение, в один день и в один год. Мы учимся быть отцами всю жизнь. Постепенно и не без труда овладеваем мы этим искусством, самым простым и самым трудным,— искусством быть отцом».
Прав был В. А. Сухомлинский,
когда писал: «Счастье отцовства
и материнства — не манна небесная,
оно не приходит праздничным гостем,
как только вы, юноша и девушка,
стали мужем и женой. Оно трудное
и выстраданное — это счастье,
оно приходит только к тем, кто
не боится однообразного, многолетнего
труда до самозабвения. Сложность
этого труда состоит в том,
что он, этот труд, представляет собой
влияние разума и чувств, мудрости
и любви, умение, наслаждаясь нынешним
мгновением, тревожно заглядывать в
будущее. Там, где утрачена эта мудрая
отцовская и материнская
Отец! Это центральная
фигура истории! Хозяин, начальник, педагог,
судья, а иногда и палач, это он
вел семью со ступеньки на ступеньку,
это он, собственник, накопитель и
деспот, не знавший никаких конституций,
кроме божеских, обладал страшной
властью, усиленной любовью». Разумеется,
надо иметь в виду, что это абстрагированный
образ, нарисованный без нюансов
и полутонов. Но такова правда истории.
Замечательный советский
В социалистическом обществе, как нами отмечалось, семья не может быть отцовской монархией. Вспомните, почему. Учащиеся отвечают: исчезла старая экономическая база, установлены новые брачно-семейиые отношения, главной сутью которых является добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, свободный от экономических расчетов, основанный на любви и долге... Все это не могло не сказаться на функциях отца. Об этом уже говорилось на предыдущих уроках. Сейчас отметим, что отцовство в условиях социалистического общества — это благородная и ответственная миссия мужчины. Наши отцы стремятся с достоинством выполнять свой долг. М. Горький писал: «...Мне кажется, что я не ошибаюсь, замечая, что отцы начинают все более заботливо и нежно относиться к детям, и, на мой взгляд, это вполне естественно, ибо впервые за всю жизнь человечества дети являются наследниками не денег, домов и мебели родителей, а наследниками действительной и могущественной ценности—социалистического государства, созданного трудом отцов и матерей».
Это очень важная основа для зарождения у детей уважения к отцам. Труд отца, его общественное лицо, уровень культуры, выполнение домашних обязанностей, неустанная воспитательная деятельность, отношение к матери, к другим людям, его образ жизни в целом — вот далеко не полный перечень слагаемых его истинного авторитета, той почвы, на которой возникает уважение к нему детей. Для этого отцу также необходимо быть естественным, уметь общаться с детьми и воспитывать их, уметь быть их другом. Правда., тут надо иметь в виду следующее: «Отец и сын могут быть друзьями, должны быть друзьями. Но отец все же остается отцом, а сын остается сыном, то есть мальчиком, которого нужно воспитывать и которого воспитывает именно отец, приобретающий, благодаря этому, некоторые признаки, дополнительные к его положению друга».
А почему, собственно, так необходимо, чтобы дети глубоко уважали отцов? Конечно, это правда, что для каждого отца уважение детей — это проверка всех его качеств, оценка всей его деятельности, а нередко — и всей его жизни. И человек, которого искренне уважают дети, даже в трудную годину не считает себя несчастным. Совесть его чиста: он дал обществу свое достойное продолжение. И поэтому уважение детей к отцам всегда рассматривалось как признак силы и могущества народа. Кто уважает отца, тот уважает нечто большее — он уважительно относится к опыту и политическим традициям и взглядам, которые олицетворяются в отце-гражданине. Это самое личное чувство, но это всегда и чувство общественное. В уважении к отцу — сила общества.
Здесь истоки и священного долга детей — уважать отцов. Когда мы думаем о свершениях наших предков и наших современников, то чаще всего называем родную страну — Отечество. Отечество — земля отцов. Значит, в нашем сыновнем и дочернем уважении к достойному отцу выражается и наше отношение к Отчизне.
Учителю здесь целесообразно
заметить, что наша страна может
гордиться героическими поколениями
отцов. Они оставили детям достойное
наследство. Десятиклассникам известно
о революционной и
Однажды Александр Дмитриевич неподалеку от Казани, где задержался эшелон, встретил девочку лет восьми, очень худенькую, в лохмотьях. У нее не было ни родителей, ни дома. Нарком взял ее в свою семью, которая жила впроголодь, если не сказать больше.
В. И. Ленин обратился к членам Президиума ЦИК с запиской: «Цюрупа получает 2000 руб., семья 7 чел., обеды по 12 руб. (и ужин), в день 84x30 = 2520 рублей.
Не доедают! Берут 4 обеда, этого мало. Дети — подростки, нужно больше, чем взрослому.
Прошу увеличить жалованье ему... и дать сверх того пособие... единовременно семье, приехавшей из Уфы без платья».
Несмотря на невероятную перегруженность работой, на громадное нервное напряжение и безмерную усталость, Александр Дмитриевич в семье всегда оставался ровным и спокойным. Он уделял детям много внимания, для каждого у. него находилась и душевная теплота и ласка.
Пример отца, семейная атмосфера доверия и взаимного уважения были главными средствами воспитания детей, которые выросли патриотами, достойными тружениками. Старший сын, Дмитрий, шестнадцатилетним вступил в Красную гвардию. Всю гражданскую' войну сражался на Южном фронте. Летом 1936 г. отправился в Испанию. В годы Великой Отечественной войны подполковник Д. А. Цюрупа командовал стрелковым полком, и погиб смертью храбрых.
Подростком вступил в
ряды действующей Красной Армии
и сражался на фронтах гражданской
войны Петр Александрович Цюрупа,
второй сын наркома. В первые дни
Великой Отечественной войны
он добровольно вступил в народное
ополчение и спустя год погиб.
Младший сын наркома — Всеволод
Александрович — тоже сражался с
фашистами. Ныне он журналист. На заслуженном
отдыхе после долгих лет самоотверженного
труда находится Валентина
«...Однажды в начале 1920 года Александр Дмитриевич Цюрупа поздно пришел домой и стал просматривать новые книги.. Среди них он обратил внимание на небольшую брошюру. Это была первая Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Александр Дмитриевич хорошо знал эту книжку. В ней было записано все, во.имя чего он жил и боролся, что было завоевано в упорной борьбе и что должно было теперь беречь и защищать новое поколение советских людей.