Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:47, доклад

Краткое описание

Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей
Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату. Эта статья адресована таким взрослым – воспитателям детских домов и интернатов, приемным и патронатным родителям, опекунам – и всем тем, кому небезразличны проблемы детей - «социальных сирот».

Файлы: 1 файл

Психологические проблемы детей.docx

— 33.39 Кб (Скачать)

     В целом,  в период адаптации к новой  жизненной ситуации и свыкания  с потерей поведение ребенка  характеризуется противоречивостью  и неуравновешенностью, присутствием  сильных чувств (которые могут  подавляться) и расстройством  учебной деятельности. Обычно адаптация  происходит в течение года. На  протяжении этого периода воспитатели  могут оказать существенную помощь  ребенку, и это послужит "цементом", скрепляющим новые отношения.  Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, имеет смысл обратиться за помощью к специалистам.

    

     Что  могут сделать воспитатели

    

     Определенность: ребенку важно знать, что будет  дальше, какие порядки в том  месте, куда он попал. Постарайтесь  заранее рассказать ребенку о  других членах вашей семьи,  показать их фотографии. Покажите  ребенку его комнату (либо часть  комнаты), его кровать и шкаф, куда  он может сложить личные вещи, объясните, что это - его пространство. Спросите, хочет ли он теперь  побыть один или вместе с  вами. Старайтесь все время кратко, но внятно рассказывать ребенку  о том, что будет дальше происходить: "Сейчас мы покушаем и ляжем  спать, а завтра еще раз посмотрим  квартиру, сходим погулять во  двор и в магазин".

    

     Утешение: если ребенок подавлен и проявляет  другие признаки горя, постарайтесь  мягко обнять его и скажите о том, что вы понимаете, как грустно расстаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда. Подумайте вместе, что могло бы ребенку помочь. Важно: если ребенок расплакался - не останавливайте его сразу. Побудьте с ним вместе и через некоторое время успокойте: если слезы есть внутри, лучше их выплакать.

    

     Физическая  забота: узнайте, что любит ребенок  из еды, обсуждайте с ним  меню и по возможности учитывайте  его пожелания. Последите, чтобы  ночью в коридоре горел ночник, и если ребенок боится темноты,  то и в его комнате тоже. Укладывая спать, посидите с  ребенком подольше, поговорите с  ним, подержите за руку или  погладьте по голове, если возможно, подождите, пока уснет. Если  ночью вам кажется, что ребенок,  даже не маленький, плачет, обязательно  зайдите к нему, но не включайте  свет, чтобы не смутить. Тихонько  посидите рядом, попробуйте поговорить  и утешить. Малыша можно просто  обнять и даже остаться с  ним на ночь (в первое время). Важно: будьте внимательны, если  ребенок напрягается от физического  контакта, выразите свое сочувствие  и заботу просто словами.

    

     Инициатива: инициируйте положительное взаимодействие  с ребенком, проявляйте первыми  внимание и заинтересованность  его делами и чувствами, задавайте  вопросы и выражайте тепло  и участие, даже если ребенок  кажется равнодушным или угрюмым.  Важно: не ждите ответного тепла  сразу.

    

     Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить  о том, что с ним было, о  своей семье. Важно: отложите, если возможно, свои дела на  потом или выделите специальное  время, чтобы поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает  у вас сомнения или смешанные  чувства, помните - ребенку важнее  быть внимательно выслушанным,  чем получить совет. Просто  подумайте, что мог переживать  ваш ребенок тогда и что  он чувствует во время разговора  с вами, - и посочувствуйте этому.

    

     Памятные  вещи: фотографии, игрушки, одежда - все это связывает ребенка  с прошлым, является материальным  воплощением значительной части  его жизни. Важно: каждый ребенок,  переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это,  тем более без его согласия.

    

     Помощь  в организации дел: дети часто  чувствуют себя растерянными  в новом месте и при таких  серьезных изменениях в своей  жизни. Вы можете обсуждать  и планировать их дела вместе, давать им конкретные советы  по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д.  Важно: поддерживать ребенка,  если он злится на себя за  свои промахи: "то, что происходит  с тобой - нормальная реакция  на ненормальные обстоятельства", "мы справимся" и т.д.

    

     В характере  вашего приемного ребенка могут  быть черты, про которые вы  смело можете сказать: "это уже не его горе, а мое!". Пожалуйста, помните, исправить все сразу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.

     Вышеприведенное  описание имеет отношение прежде всего к внутренним переживаниям ребенка. При этом существует четкая динамика в процессе выстраивания отношений с людьми, которые заботятся о ребенке и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.

    

     Адаптация  ребенка в замещающей семье

    

     Опыт  показывает, что адаптация ребенка  к новой семье происходит примерно  в течение года и условно  делится на три стадии.

    

     Первую  стадию можно было бы обозначить  как "Идеализированные ожидания", - как у ребенка, так и у  приемной семьи. Каждая из сторон  полна надежд и старается понравиться  другой. Примерно через месяц  трудности реальных отношений  разрушают образ "сбывшейся  мечты", наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой  семье еще сохраняется, а к  новой пока не сформировалась, привыкание к сменившимся требованиям  и правилам трудно для него  и вызывает протест. В результате  возникают "установочные конфликты", которые являются естественной  частью приспособления семьи  и ребенка друг к другу.

    

     Достаточно  часто в первые дни после размещения дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом. Подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств. Это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль над ситуацией ("я решаю, где мне быть" - потребность в безопасности), и проверка отношений ("действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать"), наконец, ребенок просто может соскучиться по людям, которые заботились о нем. Обычно мы советуем родителям уточнить у ребенка, хочет ли он съездить в гости или "насовсем", потом предложить подумать до утра, а утром сказать ему, что "теперь твой дом - здесь, и мы хотим, чтоб ты жил с нами, но удерживать тебя насильно не станем". Если ребенок маленький, достаточно просто сказать: "Ты теперь живешь с нами, и мы тебя никуда не отдадим, а в детский дом мы съездим в гости через несколько дней, чтобы навестить твоих друзей и показать им твои новые фотографии".

    

     "Установочные  конфликты", поначалу нарастая  и учащаясь, после какого-то основательного  кризиса и "разборок" постепенно  становятся реже и возникают  только по значительным поводам.  Так наступает стадия "Вживания" или собственно адаптации. Происходит  выстраивание границ допустимого,  привыкание к взаимным потребностям  и особенностям, привычкам и правилам  поведения. Кроме того, на этой  стадии фактически формируется  привязанность к новой семье.  Вспышки негативного поведения  в это время могут иметь  следующие причины:

    

     Дети, пережившие утрату семьи, боятся  повторения этого и в новой,  приемной семье. Иногда они  провоцируют воспитателей на  разрыв, демонстрируя своим поведением  двойственность - привязанность и  отвержение одновременно, поскольку  это именно то, что они пережили  на своем опыте.

     Они  колеблются между надеждой и  страхом быть обманутыми снова,  пытаются контролировать возникающие  у них теплые чувства поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью.

     Вспышки  негативного поведения могут  быть частью процесса реагирования  на утрату кровной семьи, ребенок  может тосковать и злиться.

     Дети таким образом могут демонстрировать, чему они научились в родной семье, свои представления о том, как надо себя вести.

     Проверяют,  до каких пределов они могут  дойти в своем плохом поведении,  сохраняя принятие со стороны  взрослых.

    

     У таких  детей очень много оснований  для того, чтобы вести себя "плохо", и это становится дополнительной  нагрузкой для воспитателя, осложняющей  появление у него привязанности  к ребенку. Поэтому очень важно  для воспитателя:

     Не  ждать быстрых "результатов".

     Сосредоточиться  на изменениях к лучшему, замечать  и ценить их.

     Обращаться  за помощью к социальным работникам  и специалистам, не боясь, что  вас сочтут "некомпетентными".

    

     Необходимо  сказать, что, в отличие от  начальной стадии, в это время  заботящиеся взрослые уже больше  знают ребенка, начинают лучше  понимать его и чувствуют себя  более уверенными. Ребенок, в свою  очередь, начинает дорожить семьей (или семейной группой), уже не  думает всерьез об уходе и  больше доверяет воспитателям. Ощущение  контакта с ребенком, взаимное  понимание и теплые чувства  - все это появляется по мере  решения проблем. 

     Главное  достижение этой стадии, длящейся  чуть более полугода, - взаимное  доверие и субъективное ощущение  постоянства отношений, появляющееся  у обеих сторон, которые начинают  воспринимать себя как целостность. 

    

     Таким  образом, наступает некое "Равновесие", которое представляет собой третью  стадию адаптации в семье, принявшей  ребенка. В этот период семья  становится достаточно самостоятельной,  реже обращается за помощью  к специалистам. Дети обычно начинают  активно интересоваться своим  прошлым, много вспоминают и  даже сочиняют, беря за основу  настоящее - "а мы с мамой  тоже в цирк ходили, каждый  месяц!", "а у нас тоже машина  была", и т.п. 

     Желаемое  и действительное, помноженное на  особенности детского восприятия, смешиваются в этих рассказах,  суть которых сводится к следующему: ребенок нуждается в создании  приемлемого варианта своего  прошлого. В обычных семьях этой  цели служат устные "предания", воспоминания родственников, фотоальбомы  и т.п. Особенность прошлого  детей из неблагополучных семей  состоит во фрагментарном характере, "выпадении" целых периодов  жизни - некоторые из них дети  не помнят в силу раннего  возраста, а некоторые "вытеснены"  как что-то ужасное.

    

     Новая  семья может помочь ребенку,  воссоздавая "линию жизни"  в специальном альбоме воспоминаний. Там могут быть сохранившиеся  или добытые у родственников  ребенка фотографии, записи рассказов  самого ребенка и других лиц  о нем, рисунки, иллюстрирующие  какие-то события, лист с наложенными  одна на другую "обводками"  контура руки ребенка в разных  возрастах, и т.п. Важны любые  сведения о прошлом, факты и  комментарии патронатных воспитателей  к ним о чувствах самого  ребенка в связи с этими  фактами и их личном отношении,  сопереживании ребенку в связи  с тем, что излагается. Обычно  дети с большим интересом и  благодарностью воспринимают составление такой "Книги жизни", и это укрепляет их положительные отношения с воспитателями.  

   

Информация о работе Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей