Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:47, доклад

Краткое описание

Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей
Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату. Эта статья адресована таким взрослым – воспитателям детских домов и интернатов, приемным и патронатным родителям, опекунам – и всем тем, кому небезразличны проблемы детей - «социальных сирот».

Файлы: 1 файл

Психологические проблемы детей.docx

— 33.39 Кб (Скачать)

Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей

    

     Самое  тяжелое событие, которое может  произойти в жизни ребенка  – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату. Эта статья адресована таким взрослым – воспитателям детских домов и интернатов, приемным и патронатным родителям, опекунам – и всем тем, кому небезразличны проблемы детей - «социальных сирот».

    

     1. Утрата  семьи 

    

     Дети, чьи родители лишены родительских  прав, переживают двойную жизненную  травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.

    

     Еще  одно традиционное заблуждение  – считать, что ребенок не  может любить родителей, которые  так плохо с ним обращаются. А если любит – значит, «сам - ненормальный». Однако сохранение  привязанности к родителям как  раз является одним из признаков  «нормальности» ребенка. Потребность  любить и быть любимым естественна  для всякого душевно здорового  человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.

    

     Детям  трудно адекватно оценить причины  изъятия их из семьи, и они  могут воспринимать это как  насилие, а представителей органов  опеки – как агрессоров. Но  даже тогда, когда перемещение  было ожидаемым, дети испытывают  страх и неуверенность, чувствуют  себя зависимыми от внешних  обстоятельств и незнакомых им  людей. В соответствии с особенностями  характера и поведения, после  отобрания из семьи ребенок  может быть подавлен, безучастен  к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его  реакции, взрослым нужно помнить:  уход из семьи – самое значительное  событие из всех, что происходили  до сих пор в жизни ребенка.

    

     Достаточно  спросить себя: «А хотели бы  мы оказаться в такой ситуации? Что бы мы чувствовали, лишившись  привычного окружения людей и  вещей – всего того, что мы  называем «своим»?». И сразу исчезают сомнения относительно того, что такое событие может расцениваться кем-либо как «хорошее», потому что «правильно» и «хорошо» - разные понятия.

    

     Все  дети из неблагополучных семей  хотят, чтобы их родные родители  были нормальными, заботливыми  и любящими.

     Разлука  с семьей по сути является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями – невозможно.

     И утрата  семьи, даже если она была  неблагополучной, - серьезная травма. Приносящая ребенку боль, обиду  на родителей и на «жизнь  вообще», чувство отверженности  и гнев.

    

     2. Привязанность  и семья в жизни ребенка 

    

     «Я  никому не нужен», «Я – плохой  ребенок, меня нельзя любить»,  «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой  момент» - это убеждения, к которым  в большинстве своем приходят  дети, покинутые своими родителями. Один мальчик, попавший в детский  дом, говорил о себе: «Я –  лишенный родительских прав».

    

     Привязанность  – это стремление к близости  с другим человеком и старание  эту близость сохранить. Глубокие  эмоциональные связи со значимыми  людьми служат основой и источником  жизненных сил для каждого  из нас. Для детей же это  - жизненная необходимость в буквальном  смысле слова: младенцы, оставленные  без эмоционального тепла, могут  умереть, несмотря на нормальный  уход, а у детей постарше нарушается  процесс развития.

     Глубокая  привязанность к родителям способствует  развитию у детей доверия к  другим людям, и одновременно - уверенности в себе. Отсутствие  привязанности к конкретному  взрослому дезориентирует ребенка,  заставляет чувствовать свою  малоценность и уязвимость.

    

     Отвергаемые  дети неблагополучны эмоционально  – и это гасит их интеллектуальную  и познавательную активность. Вся  внутренняя энергия уходит на  борьбу с тревогой и приспособление  к поискам эмоционального тепла  в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни  именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.

     Именно  родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей - «социальных сирот», а не «наследственность» и органические нарушения.

    

     Формирование  привязанности у младенцев происходит  благодаря заботе взрослого и  основывается на трех источниках:

удовлетворение потребностей ребенка,

позитивное взаимодействие,

признание. 

    

     Систематическая  и правильная забота взрослого  об удовлетворении потребностей  приводит к стабилизации нервной  системы младенца и уравновешиванию  процессов возбуждения-торможения. Кроме того, благодаря правильному  уходу, по реакциям взрослых  дети учатся распознавать свои  потребности и запоминают, что  нужно делать, чтобы их удовлетворить  - так формируются навыки самообслуживания. Соответственно, дети из неблагополучных  семей, где нуждами детей пренебрегают, значительно отстают в навыках  самообслуживания от сверстников,  о которых хорошо заботились.

     В младенчестве  и раннем детстве (до трех  лет) привязанность легко возникает  в отношении того, кто постоянно  ухаживает за ребенком. Однако  укрепление или разрушение привязанности  будет зависеть от того, как  эмоционально окрашена эта забота.

    

     "Круг  позитивного взаимодействия":

     Родитель  инициирует положительное взаимодействие  с ребенком

     Ребенок  реагирует положительно

     Если  взрослый тепло относится к  ребенку, привязанность будет  крепнуть, ребенок будет учиться  у взрослого положительному взаимодействию  с другими, т.е. тому, как общаться  и получать удовольствие от  общения. Если взрослый безразличен,  или испытывает к ребенку раздражение  и неприязнь, то привязанность  формируется в искаженном виде (см. "Типы нарушенной привязанности").

     Результатом  заботы о ребенке и эмоционального  отношения к нему становится  базовое чувство доверия к  миру, формирующееся у младенца  к 18 месяцам. Дети, получившие  в раннем детстве опыт эмоционального  отвержения, испытывают недоверие  к миру и большие трудности  в поддержании близких отношений.

    

     Признание  - это принятие ребенка как  "своего", как "одного из  нас", "похожего на нас". Такое  отношение дает ребенку чувство  сопричастности, принадлежности своей  семье. Удовлетворенность родителей  своим браком, их желание иметь  ребенка, семейная ситуация в  момент рождения, сходство с одним  из родителей, даже пол новорожденного - все это оказывает влияние на чувства взрослых. При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения.

    

     Основные  характеристики привязанности (по  Д.Боулби):

     конкретность - привязанность всегда обращена  к какому-то конкретному человеку;

     эмоциональная  насыщенность - значимость и сила  чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний:  радость, гнев, печаль;

     напряжение - появление объекта привязанности  уже может служить разрядкой  негативных чувств младенца (голод,  страх). Возможность ухватиться за  мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение  родителей усиливает проявления  привязанности ребенка ("цепляние");

     продолжительность  - чем сильнее привязанность, тем  дольше она длится. Детские привязанности  человек помнит всю жизнь;

     врожденный  характер потребности в отношениях  привязанности;

     ограниченность  способности устанавливать и  поддерживать привязанность к  людям - если до трех лет  ребенок по каким-то причинам  не имел опыта постоянных близких  отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз - способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться. 

  

     Потребность  в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать  и поддерживать может нарушиться  из-за враждебности или холодности  взрослых.

    

     Типы  нарушенной привязанности: 
 

     Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, ищет "негативного" внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки. 

  

     Амбивалентная  - ребенок постоянно демонстрирует  двойственное отношение к близкому  взрослому: "привязанность-отвержение", то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении  являются частыми, полутона и  компромиссы отсутствуют, а сам  ребенок не может объяснить  своего поведения и явно страдает  от него. Характерно для детей,  чьи родители были непоследовательны  и истеричны: то ласкали, то  взрывались и били ребенка  - делая и то, и другое бурно  и без объективных причин, лишая  тем самым ребенка возможности  понять их поведение и приспособиться  к нему. 

  

     Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не  допускает доверительных отношений  со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок "застрял" в нем; либо если разрыв воспринимается как "предательство", а взрослые - как "злоупотребляющие" детским доверием и своей силой. 
 

     «Размытая» - так мы обозначили часто встречающуюся  особенность поведения у детей  из детских домов: ко всем  прыгают на руки, с легкостью  называют взрослых «мама» и  «папа», - и так же легко отпускают.  То, что внешне выглядит как  неразборчивость в контактах  и эмоциональная прилипчивость,  по сути представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей, в сумме получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие. 
 

     Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности. 
 

     Если  вышеприведенные особенности наблюдаются  у детей, разлученных со своими  семьями, надо учесть, что для  первых четырех групп детей  требуется помощь приемных семей  и специалистов, для 5 - прежде  всего внешний контроль и ограничение  разрушительной активности, а затем  уже реабилитация.

    

     3. Этапы  переживания горя и потери 

Информация о работе Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей