Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:47, доклад

Краткое описание

Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей
Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату. Эта статья адресована таким взрослым – воспитателям детских домов и интернатов, приемным и патронатным родителям, опекунам – и всем тем, кому небезразличны проблемы детей - «социальных сирот».

Файлы: 1 файл

Психологические проблемы детей.docx

— 33.39 Кб (Скачать)

    

     Разлука  с семьей, даже неблагополучной, - утрата для ребенка, которая  сопровождается процессом переживания  горя.

     Боль  и потеря – реальные составляющие  жизни. Дети, теряющие семью, узнают  об этом слишком рано. Подобная  травма оказывает разрушительное  воздействие на все уровни  жизнедеятельности - физический, психологический,  социальный.

     Процесс  переживания горя – достаточно  длительный (около года), особенности  его протекания и проявлений  носят индивидуальный характер, однако структура, последовательность  стадий – общая для всех  людей независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.

    

     Основная  сложность при работе с детьми  состоит в том, что у них  нет моделей поведения в скорби, они не знают, что должны  делать и чувствовать. Кроме  того, их опыт не позволяет  понять, что утрата означает полную  перемену жизни, отсутствие изо  дня в день и навсегда того  тепла и защиты, которые давали  отношения с ушедшим человеком  (или людьми). Облечь свои переживания  в слова дети тоже не могут.  Они как бы «замирают», и их  поведение может выглядеть таким  же, как всегда – что сбивает  с толку взрослых, ошибочно полагающих, что «дети не понимают» или  «им все равно».

    

     Поэтому  мы вначале приведем обычную  последовательность стадий переживания  горя, а затем подробно остановимся  на особенностях переживаний  детей, перемещенных из семьи  в учреждение или приемную  семью.

     По  изменению силы чувств и степени  контроля над ситуацией процесс  переживания горя подразделяют  на следующие стадии:

     1) Начальная  (шок) – Оцепенение, тревога, отрицание.

     Кратковременная  стадия, когда ошеломление нарушает  восприятие реальности, происходит  своего рода «отключение» чувствительности  – эмоциональной и физической. Длится от нескольких минут  до 2-3 недель. В это время человек  не чувствует душевной боли  за счет защитной реакции психики  – «диссоциации», но характерны  вегетативные реакции тревоги:  сердцебиение, напряжение мышц, потение,  сухость во рту, нарушения сна  и аппетита, желудочные расстройства. На интеллектуальном уровне возникают  реакции отрицания («не верю»,  «может, он оживет», «ничего не  случилось»): человек уже знает,  но не в состоянии понять, как  такое могло произойти. Повышенный  мышечный тонус может приводить  к гиперактивности как к форме отрицания: избегание психической нагрузки путем изменения физического состояния (убегание, драки, мастурбация, алкоголь и наркотики).

     Если  человек «застрял» на стадии  отрицания более 3-6 месяцев, требуется  помощь специалистов.

    

     2) Острая (дезорганизация) – Амбивалентность.  Боль и отреагирование. Поиск. Агрессия. Отчаяние. Утомление. Нарушения регуляции деятельности.

     В этой  фазе горе обрушивается на  человека всей тяжестью. Чем большее  место в жизни занимала потеря, тем труднее в этот период, длящийся от 2-х месяцев до года.

     Возникают  сильные переживания тоски и  муки, связанные с необходимостью  отказаться и желанием удержать  привязанность. В человеке как  бы борются две реальности: реальность  любви и реальность смерти. Боль  и попытки ее утолить вызывают  специфическую реакцию поиска:

     постоянные  всепоглощающие мысли об ушедшем;

     поиск  мест его бывшего присутствия  и ожидание возможной встречи  в какой-либо форме;

     нецеленаправленная  беспокойная деятельность («занять  время ожидания»). 

    

     Постоянное  столкновение надежды с реальностью  утраты постепенно подтверждает  ее бесповоротность. Протест против  факта потери, против вызванной  этим боли, гнев на ушедшего, поиск «виноватых» и причин происшедшего, враждебность к тем, кто пытается помочь и ненависть к себе – характерные признаки подстадии острого аффекта.

     Очевидно, что эффективно работать и  учиться в это время невозможно. Расстройство деятельности отмечается  также на бытовом уровне, страдают  не только высшие психические  функции – мышление, внимание, память  – но и физические процессы  на уровне нарушения автоматизмов.

    

     Затем  наступает спад эмоционального  напряжения, изнеможение и апатия:

     снижение  физической активности (упадок сил);

     мотивационные  нарушения (все теряет смысл  по сравнению с горем);

     интеллектуальные  проблемы (аффект тормозит интеллект). 

  

     В эмоциональном  плане изнеможение выражается  депрессией, утратой интереса к  жизни, незащищенностью и безнадежностью.

     Сочетание  отчаяния и утомления может  привести к появлению мыслей  о самоубийстве как способе  покончить с болью и воссоединиться  с ушедшим.

     Если  на стадии шока важна физическая  забота, то на стадии острого  горя необходимо находится рядом  с человеком, оказывать эмоциональную  поддержку (в т.ч. возможна работа  с медиками и психологами) и  помощь в организации дел. Если  адаптация к потере не происходит  более года, и признаки острого  горя не смягчаются, участие специалистов  становится обязательным.

    

     3) Утихающая  (реорганизация) – Восстановление.

     В это  время происходит свыкание с  потерей: человек способен вновь  войти в жизнь, которая принимает  в расчет утрату, но не заполнена  ею целиком. Важное значение для прохождения этой стадии имеет отыскание смысла в утрате, чтобы соотнести ее со своим пониманием жизни, Бога или добра.

     Происходит  осознание того, что наихудшее  случилось, человек принял это  и уцелел, и теперь снова готов  жить и расти – с памятью  об ушедшем и ради него.

    

     Признаки  реорганизации:

     меньше  слез;

     возврат  физической активности и интереса  к жизни;

     сосредоточение  на настоящем и будущем, а  не на прошлом;

     появление  положительных эмоций, повышение  эмоциональной экспрессии;

     восстановление  самооценки;

     чувство  защищенности. 

    

     Способность  ребенка справляться со стрессом  зависит от следующих факторов

     социальное  и эмоциональное благополучие  ребенка в момент травмы;

     опыт  привязанности и близких отношений  с другими взрослыми;

     присутствие  и забота близких ребенку людей  в момент травмы;

     индивидуальная  динамика переживаний и способы  отреагирования. 

    

     Способы  отреагирования и снятия напряжения в стрессе:

     (по  Мерфи и Мориэ)

     удаляться  в безопасное место;

     отойти  от окружающих на некоторое  время, чтобы «прийти в себя»;

     использовать  различные приемы для успокоения  самого себя;

     отреагировать  с помощью символических игр  и фантазии; 

    

     Личностные  характеристики, помогающие пережить  стресс:

     активность  и самостоятельность ребенка

     самоуважение  и вера в себя;

     уживчивость  и способность обращаться за  помощью, когда это необходимо;

     гибкость  и способность приспосабливаться  к новому;

     ответственность  за кого-то, кроме себя. 

    

     * * *

     Для  ребенка отчуждение от родной  семьи начинается не в момент  изъятия, а в момент помещения  в новую семью или учреждение. Дети начинают чувствовать себя  отличающимися от обычных детей  - тех, которые не лишились семьи.  Осознание этого может проявляться  по-разному. Этим, по-видимому, объясняется  тот факт, что многие адаптирующиеся  к новым жизненным условиям  дети начинают вести себя заметно  хуже в школе и внезапно  становятся мрачными и агрессивными.

    

     Отрицание

     Главная  особенность поведения ребенка  на этой стадии состоит в  том, что он бессознательно  не воспринимает потерю. Такой  ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление  у взрослых: "ему все нипочем". Для вновь принятых в семью  детей это может означать то, что они привыкают не выражать  болезненные чувства, обращаясь  к опыту прошлого. Они живут,  изо всех сил стараясь не  думать о том, что произошло,  плывут по течению. Но такое состояние тянется не долго - либо последует "взрыв", когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности, требующей сосредоточенности и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения - "аффект тормозит интеллект"), капризы и слезы "без повода", ночные кошмары, расстройств желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т. п.

    

     Гнев  и смешение чувств

     Этот  этап характеризуется появлением  сильных, иногда взаимоисключающих  эмоций. Жить ребенку с чувствами,  вызывающими тревогу и беспокойство, сложно и тяжело. Дети в этот  период чрезвычайно чувствительны,  и они особенно нуждаются в  помощи, чтобы эти подавленные  чувства не нанесли вреда. Дети  испытывают следующие эмоции, причем  иногда все сразу:

    

     Тоска.  Это чувство может вызвать  у детей стремление увидеться  с членами родной семьи и  повсюду их разыскивать. Нередко  утрата обостряет привязанность,  и ребенок начинает идеализировать  даже тех родителей, которые  обращались с ним жестоко.

    

     Злость. Это чувство может проявляться  против чего-то определенного  или быть самодавлеюшим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. Они могут гневаться на "предавших" их родителей. На "разлучников" - милицию и детский дом, которые "вмешались не в свое дело". Наконец, на приемных воспитателей как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.

    

     Депрессия.  Боль потери может вызвать  чувство отчаяния и потерю  уважения к себе. Помогая принятому  в семью ребенку выразить свою  печаль и понять ее причины,  воспитатели помогают ему тем  самым преодолеть состояние стресса.

    

     Вина. Это чувство отражает реальное  или предполагаемое отвержение  или обиду, причиненную потерянными  родителями. Даже у взрослых людей  боль может ассоциироваться с  наказанием за что-то. "Почему  это случилось со мной?", "я  - плохой ребенок, со мной что-то  не так", "я не слушался  родителей, плохо помогал им - и меня забрали". Такие и  подобные им утверждения высказывают  дети, лишившиеся родителей. Суть  происходящего в том, что ребенок  в попытке осмыслить ситуацию  ошибочно принимает ответственность  за происшедшее на себя. С другой  стороны, он может также чувствовать  вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит  приемных родителей и наслаждается  материальным комфортом, в то  время как его родители живут  в бедности.

    

     Тревога.  В критических случаях она  может перерасти в панику. Принятый  в семью ребенок может бояться  отвержения приемными родителями; или испытывать иррациональный  страх за свое здоровье и  жизнь, а также за жизнь приемных  воспитателей и/или родных родителей.  Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, - в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т.д.

    

Информация о работе Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей