Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:47, доклад
Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей
Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату. Эта статья адресована таким взрослым – воспитателям детских домов и интернатов, приемным и патронатным родителям, опекунам – и всем тем, кому небезразличны проблемы детей - «социальных сирот».
Разлука
с семьей, даже неблагополучной,
- утрата для ребенка, которая
сопровождается процессом
Боль
и потеря – реальные
Процесс
переживания горя – достаточно
длительный (около года), особенности
его протекания и проявлений
носят индивидуальный характер,
однако структура,
Основная
сложность при работе с детьми
состоит в том, что у них
нет моделей поведения в
Поэтому
мы вначале приведем обычную
последовательность стадий
По
изменению силы чувств и
1) Начальная (шок) – Оцепенение, тревога, отрицание.
Кратковременная
стадия, когда ошеломление нарушает
восприятие реальности, происходит
своего рода «отключение»
Если человек «застрял» на стадии отрицания более 3-6 месяцев, требуется помощь специалистов.
2) Острая (дезорганизация) – Амбивалентность. Боль и отреагирование. Поиск. Агрессия. Отчаяние. Утомление. Нарушения регуляции деятельности.
В этой фазе горе обрушивается на человека всей тяжестью. Чем большее место в жизни занимала потеря, тем труднее в этот период, длящийся от 2-х месяцев до года.
Возникают
сильные переживания тоски и
муки, связанные с необходимостью
отказаться и желанием
постоянные
всепоглощающие мысли об
поиск мест его бывшего присутствия и ожидание возможной встречи в какой-либо форме;
нецеленаправленная
беспокойная деятельность («занять
время ожидания»).
Постоянное
столкновение надежды с
Очевидно,
что эффективно работать и
учиться в это время
Затем наступает спад эмоционального напряжения, изнеможение и апатия:
снижение физической активности (упадок сил);
мотивационные нарушения (все теряет смысл по сравнению с горем);
интеллектуальные
проблемы (аффект тормозит интеллект).
В эмоциональном
плане изнеможение выражается
депрессией, утратой интереса к
жизни, незащищенностью и
Сочетание
отчаяния и утомления может
привести к появлению мыслей
о самоубийстве как способе
покончить с болью и
Если
на стадии шока важна
3) Утихающая
(реорганизация) –
В это
время происходит свыкание с
потерей: человек способен
Происходит осознание того, что наихудшее случилось, человек принял это и уцелел, и теперь снова готов жить и расти – с памятью об ушедшем и ради него.
Признаки реорганизации:
меньше слез;
возврат
физической активности и
сосредоточение на настоящем и будущем, а не на прошлом;
появление положительных эмоций, повышение эмоциональной экспрессии;
восстановление самооценки;
чувство
защищенности.
Способность
ребенка справляться со
социальное и эмоциональное благополучие ребенка в момент травмы;
опыт
привязанности и близких
присутствие
и забота близких ребенку
индивидуальная
динамика переживаний и
Способы отреагирования и снятия напряжения в стрессе:
(по Мерфи и Мориэ)
удаляться в безопасное место;
отойти от окружающих на некоторое время, чтобы «прийти в себя»;
использовать
различные приемы для
отреагировать
с помощью символических игр
и фантазии;
Личностные характеристики, помогающие пережить стресс:
активность и самостоятельность ребенка
самоуважение и вера в себя;
уживчивость и способность обращаться за помощью, когда это необходимо;
гибкость
и способность
ответственность
за кого-то, кроме себя.
* * *
Для
ребенка отчуждение от родной
семьи начинается не в момент
изъятия, а в момент помещения
в новую семью или учреждение.
Дети начинают чувствовать
Отрицание
Главная
особенность поведения ребенка
на этой стадии состоит в
том, что он бессознательно
не воспринимает потерю. Такой
ребенок может быть послушен,
даже весел, вызывая удивление
у взрослых: "ему все нипочем".
Для вновь принятых в семью
детей это может означать то,
что они привыкают не выражать
болезненные чувства,
Гнев и смешение чувств
Этот
этап характеризуется
Тоска.
Это чувство может вызвать
у детей стремление увидеться
с членами родной семьи и
повсюду их разыскивать.
Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодавлеюшим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. Они могут гневаться на "предавших" их родителей. На "разлучников" - милицию и детский дом, которые "вмешались не в свое дело". Наконец, на приемных воспитателей как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.
Депрессия.
Боль потери может вызвать
чувство отчаяния и потерю
уважения к себе. Помогая принятому
в семью ребенку выразить свою
печаль и понять ее причины,
воспитатели помогают ему тем
самым преодолеть состояние
Вина.
Это чувство отражает реальное
или предполагаемое отвержение
или обиду, причиненную
Тревога.
В критических случаях она
может перерасти в панику. Принятый
в семью ребенок может бояться
отвержения приемными
Информация о работе Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей