Психологическая готовность к отцовству

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но социальной звучание. Практически каждый мужчина, достигший половой зрелости, имеет потенциальную возможность стать отцом. Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка - значимое событие в жизни. Важность этого события часто недооценивается. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОТЦОВСТВУ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ............................................................................................6
1.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ..................6
1.2. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОТЦОВСТВУ 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I.......................................................................................................................

ГЛАВА 2. 0
2.1. 0
2.2. 0
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 0
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 0

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ лето 2011.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    Наблюдение  за поведением родителей по отношению  к новорожденным показывает, что, хотя психофизиологические реакции мужчин и женщин на младенцев весьма сходны, их поведенческие реакции различны: женщина тянется к ребёнку, стремится приласкать его, тогда как мужчина отстраняется и часто испытывает при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт. Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе наблюдений за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребёнком, старается, прежде всего, успокоить, унять его; материнская игра - своего рода продолжение и форма ухода за ребёнком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребёнка.

    Согласно  исследованиям И. С. Кона, женщины эмоционально более чувствительны и отзывчивы по сравнению с мужчинами. Именно по этой причине большинство матерей легче налаживают эмоциональные взаимоотношения с ребёнком, чем большинство отцов. Как правило, матери превосходят их в способности к эмпатии и самораскрытию. Вследствие этого матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребёнка, в его внутреннем мире и более чётко и адекватно реагируют на его потребности.

    Кроме того матери более эмоционально и  явно проявляют свою любовь к ребёнку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах; отцы в этом отношении более “холодны” и “сухи”, в то время как внутреннее их переживание по своей силе может не отличаться от материнского. В результате нередко создаётся впечатление того, что мама “больше любит своего ребёнка”.

    Переход к нормальной модели семьи в России произойдёт только тогда, когда наряду с равенством прав ответственность за воспитание и содержание детей ляжет на отца при сохранении за матерью и за детьми других семейных обязанностей. Однако в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за неё ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания. Следовательно, нужно создать социальные условия для проявления мужской активности вне семьи, чтобы мужчина нёс основную юридическую ответственность за семью и защищал её интересы, мог бы обеспечить её экономическое благосостояние и социальное положение членов семьи.

    По  мнению И.А. Савченко, отцы сегодня имеют  неплохой шанс изменить ситуацию в свою пользу:

    Во-первых, большинство опрошенных подростков (свыше 90%) утверждают, что отец зарабатывает больше, чем мать, хотя она доминирует в семье и домашнем хозяйстве. Декларируя, что в семье "главой" является отец, они указывают, что фактически в ней распоряжается мать. У отца нет реальной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним они имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей считают, что мама любит их больше, и в семейных конфликтах дети принимают её сторону.

    Во-вторых, папы чаще играют с детьми, участвуют в общих развлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за детей.

    Как правило, отцы не осуществляют непосредственного  ухода за новорождёнными; активный контакт у них с ребёнком обычно начинается с 1,5 - 2 лет, а то и позже. Рождение ребёнка приносит мужчине много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности вроде стирки пелёнок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и т.п.) и практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорождёнными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, чаще это происходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить неуклюжесть и стесняются собственной нежности) и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за младенцем. Это способствует и возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребёнку. Предполагается, что чем раньше отец приобщается к такому уходу и чем увлечённее он это делает, тем сильнее становиться его родительская любовь. Во многих родильных домах за рубежом (а сейчас и у нас) отцы даже присутствуют при родах.

    Таким образом, в современной России модель семьи имеет шанс принять такой  вид: доминирует мать, следующим идёт отец, дети подчинены. Отвечает за семью (благополучие, социальную защиту) отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу.

    Д. С. Акивис в своей работе "Отцовская  любовь" подчёркивает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиции в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды.

    На  формирование представлений об отцовстве  юношей оказывают влияние отношение к отцу, взаимоотношения в семье, жизненные смыслы родителей и родительское влияние.

    Позитивное  отношение к семье в целом  способствует устремлённости на развитие, достижения, сохранение собственной индивидуальности, к формированию образа отца - главы семьи, и наоборот.

    Молодые люди, выросшие в семье без отца, в основном отрицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это влияет на их взгляды, и отцовство представлено такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению. В отношениях это эгоистичный человек, ставящий свои интересы превыше всего; он стремится к самореализации в профессии и сфере образования. При этом придаёт большое значение семье как основе жизни.

    Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к  отцу. Отношения в семьях благополучны, они представляют отца как личность, для которой имеют большое  значение все аспекты человеческих взаимоотношений. Он стремится реализовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное - это благополучие семьи. Решению её проблем отдаётся много сил и времени. Как следствие - заинтересованность в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом. При некоторой схожести представлений об идеальном отце имеется существенная разница в расстановке акцентов. В представлении молодых людей из полных семей отец - это сильная и ответственная личность, которая уважает детей, способна сотрудничать с ними, помогать им и обучать их. Юноши из неполных семей считают, что отец должен гордиться своими детьми, быть любящим, добрым, интересоваться ими, уметь прощать их. Он должен быть готовым к родительству, быть справедливым и благоразумным человеком.

ГЛАВА 2.

2.1.

2.2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Акивис, Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – С. 26-42.
  2. Овчарова ,Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -  М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
  3. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс;  Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. – 512 с.
  4. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис… канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ. – 1986. – 206 с.
  5. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.-  №11. – С. 72-79.
  6. Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис…канд. психол. наук. – Казань: Изд-во КГТУ, 2004. – 22 с.
  7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики,2004. – 320 с.
  8. Кон, И.С. Этнография родительства. – М., 2000.
  9. Крайг, Г. Психология развития: [Текст]/Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2008. – 992с.
  10. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность: [Текст]/ А.Н. Леонтьев.- М., 2005.
  11. Маслоу, А.Г. Мотивация личности: [Текст]/ А.Г. Маслоу.- СПб., 2005.
  12. Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология: [Текст]/А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2007. – 480с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 625с.
  14. Холостова, Е.И. Ценностные ориентации и мотивы труда: [Текст]/ Е.И. Холостова.-М., 2004.-№4.-С. 34-40.

Информация о работе Психологическая готовность к отцовству