Психологическая готовность к отцовству

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но социальной звучание. Практически каждый мужчина, достигший половой зрелости, имеет потенциальную возможность стать отцом. Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка - значимое событие в жизни. Важность этого события часто недооценивается. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОТЦОВСТВУ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ............................................................................................6
1.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ..................6
1.2. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОТЦОВСТВУ 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I.......................................................................................................................

ГЛАВА 2. 0
2.1. 0
2.2. 0
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 0
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 0

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ лето 2011.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    Саморазвитие - является основополагающей составляющей зрелой личности. Эта идея является  чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А. Брушлинский). Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность, что является показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. С наличием выраженного стремления к саморазвитию связана и успешность профессиональной деятельности, и профессиональное долголетие. Проявляется самоактуализация различными способами - в служении делу, любви к другому человеку (В.Франкл), увлеченность значимой работой (А.Маслоу) или утверждение собственной жизни свободы и развития происходит через способность человека любить (Э.Фромм) [11,с.15].

    Данная  точка зрения перекликается с  концепцией Э. Эриксона о восьми основных стадиях развития человека, на каждой из которых личности предстоит сделать для себя определенный выбор, решить определенную для каждого возраста задачу, при этом нередко сталкиваясь с различными трудностями. Так на стадии ранней взрослости это - установление интимности, в широком смысле этого слова, то есть установление близких отношений, что так или иначе связано со статусом личности в обществе, если вспомнить концепцию жизненных задач П. Хейманса, и с социальным одобрением - то есть, является просоциальным поведением [11,с.17].

    В. Вайллент, разделяя точку зрения Э. Эриксона относительно периодизации жизни личности,  вносит дополнение  к его теории. Он высказал предположение, что перед установлением близости и развитием генеративности лежит период относимого внутреннего покоя. В. Вайллент назвал эту стадию упрочением карьеры (в отечественной психологии Е.А. Климов рассматривает упрочнение карьеры как стадию профессионального самоопределения), так как индивидуум сосредоточивается на учебе, укреплении своего профессионального статуса и обеспечении своей семьи. Как только его карьера сложилась, он вернётся к вопросам идентичности, а именно к генеративности [11,с.22].

    Согласно  позиции Д.Левинсона, чтобы стать  взрослым, мужчина должен 
справиться с четырьмя задачами развития: увязать мечты с реальностью, найти наставника, обеспечить себе карьеру, наладить интимные отношения.

    Помимо  становления мечты и приобретения наставника, молодой человек сталкивается со сложным социопсихологическим процессом  построения карьеры, выходящим за рамки простого выбора профессии. Д. Левинсон считал это задачей развития на протяжении всего периода начинаний. Подобно Э.Эриксону, он смотрел на многочисленные компоненты формирования карьеры как на средство к достижению самоопределения в период взрослости.

    Г.С. Абрамова рассматривает основные задачи периода взрослости через призму интимных отношений, где основными задачами в ранней взрослости, являются создание семьи, достижение интимности, данная точка зрения  поддерживается, экзистенциальными психологами и представителями гуманистического направления в психологии.

    А.А. Бодалев выделяет следующие психологические характеристики личности, достигшей зрелости. Познавательная сфера характеризуется активным отражением действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. Продуктивно работающий интеллект, позволяет на высоком уровне объективности фиксировать все основные связи в этой действительности, беспристрастно субординировать по степени важности процессы, которые в ней происходят. В картинах мира, которые у них при этом формируются, запечатлевается прежде всего все существенное в окружающих их природной и социальной средах [11,с.32].

    Проявляя  умение одновременно и пребывать в потоке жизни, и быть вне его, не увязать в собственных переживаниях, а, поняв их причины, оказываться над ними, зрелая личность демонстрирует в каждой возникающей на её жизненном пути ситуации способность находить оптимальное решение и умение его осуществлять.

    Проведенный анализ теоретических подходов к  проблеме зрелости позволяет резюмировать, что, достижение зрелости, как интегративной характеристики личности, является центральным направлением развития в период ранней взрослости. Зрелая личность  - это личность трезвого интеллекта и таких же «умных» чувств, побуждаемая к выстраиванию и осуществлению жизненных перспектив усвоенными общечеловеческими ценностями и умеющая свои цели обязательно реализовывать. В период ранней взрослости закладывается фундамент для достижения зрелости в последующие периоды развития личности.           

1.2. Проблема психологической готовности к отцовству

 

    Исследование  проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но социальное звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: М. Мид – культурологическая концепция; И.С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский: педагогические аспекты отцовства; О. А. Шаграева: исследование материнства и в связи с ним отцовства. Однако целенаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось.

    Однако  проблема отцовства в психологии является слабо разработанной  и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства [6,с.15].

    Начиная со  второй половины XX века, в общественном сознании распространился стереотип о слабости и неадекватности современных отцов, отцовской некомпетентности. В частности, ученые и публицисты констатируют:

    1) рост безотцовщины, частое отсутствие  отца в семье;

    2) незначительность и бедность  отцовских контактов с детьми  по сравнению с материнскими;

    3) педагогическую некомпетентность, неумелость отцов;

    4) незаинтересованность и неспособность  отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми. 

    Однако, по мнению И.С.Кона, из всех перечисленных выше элементов стереотипной «модели ослабления отцовского начала» единственной безусловной и грустной реальностью является рост безотцовщины, связанный в первую очередь с динамикой разводов и увеличением числа одиноких матерей. Абсолютное число и удельный вес детей, воспитывающихся без отцов, в большинстве индустриально-развитых стран неуклонно растет [8,с.120].          

    С точки зрения психоанализа ослабление отцовской власти в семье - величайшая социальная катастрофа, поскольку вместе с отцовством оказались подорваны все внешние и внутренние структуры власти, дисциплина, самообладание и стремление к совершенству. "Общество без отцов" означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность и т. п. 

    В настоящее время во многих странах  пытаются преодолеть «безотцовое» общество. Однако выход видят не в возврате к патриархальным отношениям, а в максимальном приближении мужчины к семье. Таким образом, возникает проблема: с одной стороны  отцовство – широко распространенное явление, а с другой – отсутствие структурированной теории по данному вопросу.

    Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно скудны. На фоне относительной изученности материнства, отцовство остаётся “белым пятном”. Зачастую в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери.

    В частности А. С. Спиваковская говорит о том, что воспитательная позиции отца в своём формировании несколько отстаёт от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребёнку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего либо рождённого ребёнка, это любить жену. (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).

    К. Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта “невключённость” вызывает у мужчины ощущение одиночества и причиняет ему боль. В то же время К. Флейк-Хобсон считает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребёнка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося нечто неординарное в их отношения.

    Дж. Хесс полагает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре своего рода водоразделом. С одной стороны находятся те, кто разделяет точку зрения Б. Малиновский , который утверждал, что самое важное моральное и юридическое правило относительно психологического положения сыновства в том, что ни один ребёнок не должен приходить в мир без мужчины - единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребёнком и окружающим миром. Он пояснил, что это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом законнорожденности, и что ребёнку необходим отец, точно так же, как и мать. Потому что группа, состоящая из женщины и её потомства, социологически неполноценна и незаконна.

    С другой стороны выстраиваются те, кто пытается определить отцовство  по-новому. В своём позитивном выражении  это определение объявляет отцовство обыденным и ненужным, в агрессивной же формулировке - первоисточником социального зла.

    То, как общество станет решать проблему узаконенного отцовства, имеет решающее значение, потому что от этой функции  зависит семья, общество и цивилизация. Д. Бленкенхорн, сторонник движения укрепления семей, и Дж. Гидлер, занимающийся философией экономики, полагают, что брак и вытекающее из него отцовства - это первоочередные механизмы, формирующие мужскую значимость. Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивные наклонности и привязывая поведение к фундаментальным целям общества, преимущественно к защите и её обеспечению.

    Как часть личностной сферы отцовство  является необходимым условием полноценного развития личности мужчины. Д. С. Акивис считает, что только в соприкосновении  с ребёнком полностью созревают  мужские черты личности - потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Переживание отцовской любви приводит к развитию в человеке таких качеств, как исполнительность, ответственность.

    Отцовство формирует основу самого насущного требования общества социализации мужчин, связывая их обстоятельствами со своими детьми. Это обязательство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем благосостоянии детей, которое, в свою очередь, определяет будущее самого общества. Во-первых, оно обеспечивает родительскую защиту в физическом смысле. Во-вторых, даёт ребёнку финансовый и прочие материальные источники. В-третьих, оно обеспечивает детей “передачей культуры”, осуществлять которую отец определённо способен. Родительский вклад также даёт ежедневную подпитку: пищей, игрой, сказкой на ночь и т.д.

    “Инстинкт отцовства” предполагает наличие комплекса  врождённых реакции, предопределяющих поведение отца в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Только ожидаемый или новорожденный ребёнок уже даёт отцу возможность почувствовать наличие “отцовского инстинкта”, ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Считают, что отец в этом процессе также подвержен психологическим кризисам, и в том случае, если у него самого не решены проблемы детской привязанности к собственному отцу и матери, то для него возрастает риск психопатологических нарушений.

    Если  рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство  не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определённому типу культуры, а не биологическую функцию. И. С. Кон условно делит человеческие культуры на “отцовские” (в которых такая роль мужчины значительна), и “безотцовские” (где мужчина в большей мере выступает как самец, чем отец). “Безотцовские культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее тёплыми отношениями между всеми членами семьи.

    В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение иное. Как работает отец, дети не видят. А количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

    В традиционной патриархальной семье  отец выступает как кормилец,…  персонификация власти, высший дисциплинатор  и пример для подражания, а нередко  и как непосредственный наставник  в несемейной, общественно-трудовой деятельности.

    В современной городской семье  эти традиционные ценности отцовства  заметно ослабевают под давлением  таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для  отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщённость труда и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти инструментальной эффективности.

Информация о работе Психологическая готовность к отцовству