Профоринтация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников
1.1 История становления профориентации
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

- Методика  “Мотивы выбора профессии”.

- Анкета  “Ориентация” (хочу, могу, надо).

- ЛПП  (автор Пряжников Н.С).

- Исследование  интеллектуальных особенностей  учащихся.

Каждое  занятие включает в себя теоретическую часть, на которой учащиеся знакомятся с необходимыми сведениями по основам психологии и профессиоведения, и практическую часть, где отрабатывают практические навыки принятия решения бесконфликтного общения и т.д.

Если  занятия не построить по такой схеме, то они будут скучными, утомительными, неинтересными. Важно, чтобы подбор практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы, занимал большую часть, чем теория.

Для проведения занятий необходимо использовать следующие формы и методы: беседы, диагностические методики, творческие задания, экскурсии. Очень важно при подборе методик использовать принцип разнообразия. Кроме того, необходимо подобрать такие методики, где учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями.

III. Планирование профессионального пути

1. Современный  рынок труда и его требования.

Понятие рынка профессий. Самостоятельность  и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового  процесса. Профессионализм и самосовершенствование. Возможности получения профессионального образования в нашем регионе.

2. Мотивы  и основные условия выбора  профессии.

Понятие о мотивах выбора профессии. “Хочу  – могу – надо” - необходимые  условия правильного выбора.

3. Перспективы  профессионального старта.

Навыки  самопрезентации. Как правильно  составить резюме. Правила поведения  на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).

4. Построение  образа профессионального будущего.

Планирование  карьеры. Цепочка ближних и дальних  целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей.

5. Подготовка  к будущей карьере.

Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”.

6. Итоговое  занятие “Перелистывая страницы”.

Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.

Таким образом, в соответствии с темой  исследования были выявлены следующие  проблемы: работа по профориентации в  старших классах является малоэффективной, значительное число учащихся не определены с выбором профессии, мало внимания уделяется изучению личностных особенностей школьников, ознакомлению с миром профессий.

На основе анализа данных проблем и существующих программ была составлена программа по профориентации для старшеклассников.

Заключение

Социальная  роль школы как ведущего учебно-воспитательного  учреждения по формированию всесторонне  развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает  ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

Поставленная  в работе цель: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников – достигнута.

В теоретической  части исследования изучены теоретические  аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, раскрыты особенности  данного возраста, содержание, формы  и методы профориентационной работы.

Эмпирическая  часть показала, что, несмотря на то, что в школах ведется разнообразная  работа по профориентации учащихся, она  остается малоэффективной, и, одной  из возможных причин может являться отсутствие единой программы профориентации, которая бы включала себя разнообразные по содержанию формы и методы профориентации.

Разработанная и предложенная программа по профориентации для старшеклассников направлена на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического  самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

Полученные  результаты способствуют повышению  эффективности профессиональной ориентации школьников, а также в возможности использования полученных результатов для разработки рекомендаций и в консультировании старшеклассников. 

Дальнейшая  работа может быть направлена на реализацию данной программы, на проверку ее эффективности.

Список  использованной литературы 

1.   Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. –  267 с.

2.   Божович, Л.И. Избранные психологические  труды / Л.И. Божович. - М.: МПСИ /Воронеж:  МОДЭК, 1995. – 517 с.

3.   Божович, Л.И. Проблемы формирования  личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с.

4.   Вилюнас, В.К. Психологические  механизмы мотивации человека / В.К.  Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.

5.   Захаров, Н.Н. Профессиональная  ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164 с.

6.   Кон, И.С. Психология юношеского  возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 119 с.

7.   Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. – 113 с.

8.    Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

9.  Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация  школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары:  Школа, 1988. – 301 с.

10.  Сафронова,  Г.Я. Технический лицей — новая  форма профессиональной подготовки  молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 1991. - № 3 - С. 69—77.

11.  Обухова,  Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова  — М.: Тривола, 1995. – 360 с.

12.  Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.

13.  Райгородский, Д.Я. Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. – 667 с.

14.  Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский.— М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

15.  Пряжников,  Н.С. Активизирующие опросники  профессионального и личностного  самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической  психологии”, 1997.-80 с.

16.  Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.

17.  Дубровина,  И.В. Практическая психология  образования / И.В. Дубровина. —  СПб.: Питер, 1998. – 219 с.

18.   Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. – 269 с. 

19.   Реан, А.А. Социальная педагогическая  психология / А.А. Реан, Я П. Коломинский.  — СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

20.   Саруханов, Э.Р. Проблемы управления  профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.

21.   Дубровина, И.В.Формирование личности  старшеклассника / И.В. Дубровина.  — М.: Педагогика, 1989. – 169 с.

22.  Чернявская, А.П. Психологическое консультирование  по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.

23.  Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. — Ярославль: ЯрГУ, 1991. – 173 с.

24.   Чистякова, С.Н. Профессиональное  самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Т.Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.

25.  Шавир,  Л.Ф. Психология профессионального  самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1980. – 99 с.

26.   www.redline.ru/education.old/rubricator 

27.   www.infomost.ru/pmuz/number 

Приложение 1

Анкета  по профессиональному самоопределению

1.         Выбрали ли Вы свою будущую  профессию?

2.         Ваши намерения после окончания  школы:

- буду  работать

- попробую  поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ

- затрудняюсь  ответить

3. Назовите  источники ваших знаний о профессиях.

4. Почему  Вы выбрали именно этот профиль  обучения?

5. Как  вы связываете профиль Вашего  обучения со своей будущей  работой?

6. Предпринимаете  ли Вы что-нибудь для подготовки  себя к будущей профессии?

7. Если  вы готовитесь к будущей профессии,  то укажите, каким образом Вы  это делаете.

Приложение 2

Примерные вопросы для учителей

1.          Ведется ли Вами систематическая  работа по профессиональной ориентации учащихся?

2.          Какие формы профессиональной  ориентации старшеклассников Вы  используете в своей работе?

3.          Какие методы профессиональной  ориентации старшеклассников Вы  используете в своей работе?

4.          Проводите ли вы индивидуальную работу с учащимися?

5.          Существуют ли у вас собственные  программы профориентации старшеклассников?

Информация о работе Профоринтация