Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников
1.1 История становления профориентации
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы
- Методика “Мотивы выбора профессии”.
- Анкета “Ориентация” (хочу, могу, надо).
- ЛПП (автор Пряжников Н.С).
- Исследование интеллектуальных особенностей учащихся.
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, на которой учащиеся знакомятся с необходимыми сведениями по основам психологии и профессиоведения, и практическую часть, где отрабатывают практические навыки принятия решения бесконфликтного общения и т.д.
Если занятия не построить по такой схеме, то они будут скучными, утомительными, неинтересными. Важно, чтобы подбор практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы, занимал большую часть, чем теория.
Для проведения занятий необходимо использовать следующие формы и методы: беседы, диагностические методики, творческие задания, экскурсии. Очень важно при подборе методик использовать принцип разнообразия. Кроме того, необходимо подобрать такие методики, где учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями.
III. Планирование профессионального пути
1. Современный рынок труда и его требования.
Понятие
рынка профессий. Самостоятельность
и ответственность в
2. Мотивы и основные условия выбора профессии.
Понятие о мотивах выбора профессии. “Хочу – могу – надо” - необходимые условия правильного выбора.
3. Перспективы профессионального старта.
Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).
4. Построение
образа профессионального
Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей.
5. Подготовка к будущей карьере.
Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”.
6. Итоговое
занятие “Перелистывая
Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.
Таким образом, в соответствии с темой исследования были выявлены следующие проблемы: работа по профориентации в старших классах является малоэффективной, значительное число учащихся не определены с выбором профессии, мало внимания уделяется изучению личностных особенностей школьников, ознакомлению с миром профессий.
На основе анализа данных проблем и существующих программ была составлена программа по профориентации для старшеклассников.
Заключение
Социальная
роль школы как ведущего учебно-воспитательного
учреждения по формированию всесторонне
развитого, готового к трудовой деятельности
подрастающего поколения
Поставленная в работе цель: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников – достигнута.
В теоретической части исследования изучены теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, раскрыты особенности данного возраста, содержание, формы и методы профориентационной работы.
Эмпирическая часть показала, что, несмотря на то, что в школах ведется разнообразная работа по профориентации учащихся, она остается малоэффективной, и, одной из возможных причин может являться отсутствие единой программы профориентации, которая бы включала себя разнообразные по содержанию формы и методы профориентации.
Разработанная и предложенная программа по профориентации для старшеклассников направлена на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.
Полученные
результаты способствуют повышению
эффективности профессиональной ориентации
школьников, а также в возможности использования
полученных результатов для разработки
рекомендаций и в консультировании старшеклассников.
Дальнейшая работа может быть направлена на реализацию данной программы, на проверку ее эффективности.
Список
использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с.
2.
Божович, Л.И. Избранные
3.
Божович, Л.И. Проблемы
4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
5.
Захаров, Н.Н.
6.
Кон, И.С. Психология
7.
Кон И.С. Психология
8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
9. Максимов,
В.Г. Профессиональная
10. Сафронова,
Г.Я. Технический лицей —
11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова — М.: Тривола, 1995. – 360 с.
12. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.
13. Райгородский,
Д.Я. Практикум по
14. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский.— М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
15. Пряжников,
Н.С. Активизирующие опросники
профессионального и
16. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.
17. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. — СПб.: Питер, 1998. – 219 с.
18.
Райс, Ф. Психология подросткового и
юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер,
2000. – 269 с.
19.
Реан, А.А. Социальная
20.
Саруханов, Э.Р. Проблемы
21.
Дубровина, И.В.Формирование
22. Чернявская,
А.П. Психологическое
23. Чирков,
В.И. Мотивация учебной
24.
Чистякова, С.Н.
25. Шавир,
Л.Ф. Психология
26. www.redline.ru/education.old/
27. www.infomost.ru/pmuz/number
Приложение 1
Анкета
по профессиональному
1. Выбрали ли Вы свою будущую профессию?
2.
Ваши намерения после
- буду работать
- попробую поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ
- затрудняюсь ответить
3. Назовите
источники ваших знаний о
4. Почему
Вы выбрали именно этот
5. Как вы связываете профиль Вашего обучения со своей будущей работой?
6. Предпринимаете
ли Вы что-нибудь для
7. Если
вы готовитесь к будущей
Приложение 2
Примерные вопросы для учителей
1.
Ведется ли Вами
2.
Какие формы профессиональной
ориентации старшеклассников
3.
Какие методы профессиональной
ориентации старшеклассников
4. Проводите ли вы индивидуальную работу с учащимися?
5.
Существуют ли у вас