Профоринтация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников
1.1 История становления профориентации
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

- профпросвещение  предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся  о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;»

- в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей

народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и  профессиональных учебных заведений;

- профессиональное  просвещение молодежи должно  основываться на реальной потребности  в конкретных профессиях;

- ознакомление  с миром профессий следует  тесно увязывать с профессиональными  интересами, склонностями и способностями  молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу [27].

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное  место в работе по профпросвещению  занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники  или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся. 

Изучение  школьников в целях профориентации

Изучение  учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная  консультация учащихся

В широком  смысле слова профконсультация - это  система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная  профконсультация должна подвести  учащихся к осознанному выбору  профессии, ведется она в течение  всего периода школьного обучения.

2. Цель  завершающей профконсультации - оказание  помощи в выборе профессии  в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими  способностями ученика. Эту консультацию  в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты  совместно с учителями школы.

3. Уточняющая  профконсультация нередко выходит  за рамки школы и осуществляется  в средних профессионально-технических  училищах, вузах, на предприятиях  и т.п.

На каждом из этих этапов профконсультация носит  разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима  без развития самооценки и положительных  качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий  характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную [22].

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников.

Третий  этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное  заведение или непосредственно  на работу. Его можно назвать еще  формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу [21].

Профессиональная  консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

Профессиональный  отбор (подбор) учащихся

Составная часть профориентации - профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые  с наибольшей вероятностью смогут успешно  освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических  и интеллектуальных различий.

Профессиональная  пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение  вопросов о пригодности к профессии  того или иного лица в форме  “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест [16].

Социально-профессиональная адаптация молодежи

Профессиональная  адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения  человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью [15].

Профессиональная  адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии  в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.

В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:

- ознакомление  с новой ситуацией;

- стадия  приспособления к этой ситуации - работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”

- стадия  ассимиляции - полное приспособление  к трудовому коллективу, усвоение  его установок [24].

Глава II. Организация опытно-экспериментальной  работы по профессиональной ориентации старшеклассников

2.1.     Организация исследования

Вопрос  о выборе профессии - это вопрос о  том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается она реализовать в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор.

Цель  данного эмпирического исследования - выявить как проводится профориентационная работа в школе.

Задачи  эмпирического исследования:

1. Разработать  анкету для учащихся.

2. Провести  беседу с классными руководителями.

3. Провести  анкетирование на профессиональное  самоопределение учащихся.

4. Проанализировать полученные результаты. 

5. Разработать  программу по профессиональной  ориентации для старшеклассников.

В соответствии с темой исследования была разработана  анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, а также каким образом ведется подготовка к будущей профессии.

Для обобщения  опыта учителей по профориентации была проведена беседа среди классных руководителей десятых классов.

Всего в исследовании приняли участие 47 учащихся десятых классов и 10 классных руководителей.

2.2 Анализ  и интерпретация полученных результатов 

По результатам  беседы, проведенной с классным руководителем, в школах ведется следующая работа по профессиональной ориентации старшеклассников:

- большое  внимание уделяется таким методам  профориентации как проведение  экскурсий на различные предприятия,  вузы, ПТУ, а также практикуются  индивидуальные беседы с учащимися,  позволяющие выявить их интересы;

- создаются  профильные классы с углубленным  изучением отдельных предметов (классы с углубленным изучением английского языка, математические, гуманитарные классы);

- организация  факультативов;

- классные  руководители проводят классные  часы в данном направлении,  оформляют стенды;

- проводятся  различные тесты, опросники, помогающие ребятам определиться с выбором будущей профессии, определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности учащихся;

- проводятся коллективные и индивидуальные беседы, консультирование.

На вопрос, «Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете?», были получены следующие результаты, представленные в таблице 1:

Таблица 1. Формы профориентации старшеклассников

Варианты  ответов  Кол-во человек  Показатели в %

1. Просвещение   6  60

2. Изучение  школьников  4  40

3. Консультирование   2  20

Наглядно  полученные результаты можно увидеть  на рисунке 1.

Рис.1 Формы  профориентации старшеклассников

Согласно  полученным данным, 60 % классных руководителей используют в качестве формы профориентации старшеклассников – профессиональное просвещение, что составило 6 человек, 40 % - изучение школьников, что составило 4 человека, 20 % - профессионально консультирование, что составило 2 человека. 

Таким образом, основной формой профессиональной ориентации старшеклассников является профессиональное просвещение - сообщение  школьникам сведений о различных  профессиях, их значении для народного  хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

На вопрос, «Какие методы Вы используете для  профессиональной ориентации старшеклассников», были получены следующие данные, представленные в таблице 2:

Таблица 2. Методы профориентации старшеклассников

Варианты  ответов  Кол-во человек  Показатели в %

1. Профориентационные  экскурсии  10  100

2.Диагностика  учащихся  5  50

3.Индивидуальные  беседы  8  80

Информация о работе Профоринтация