Профоринтация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников
1.1 История становления профориентации
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

4. Групповые  беседы  8  80

5.Игры   7  70

Наглядно  полученные результаты можно увидеть  на рисунке 2.

Рис.2 Методы профориентации старшеклассников

Согласно  полученным данным, профориентационные экскурсии проводятся всеми классными  руководителями, и является основным методом профориентации старшеклассников; диагностика учащихся проводится 5 учителями, что составило 50 % опрошенных классных руководителей; индивидуальные и групповые беседы, в целях профориентации, практикуются 8 опрошенными классными руководителями, что составило 8 человек; игры проводятся 7 классными руководителями, что составило 70 % опрошенных учителей.

Таким образом, значительное внимание уделяется  классным руководителями профориентационным экскурсиям, тогда как диагностике  учащихся отводится незначительное место.

На вопрос «Существуют ли у Вас собственные программы профориентации?», положительные ответы даны не были.

Чтобы убедиться в эффективности профориентационной работы, которую проводят классные руководители, было проведено анкетирование  учащихся на профессиональное самоопределение.

На вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?»  были получены следующие данные, представленные в таблице 3:

Таблица 3. «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»

«Выбрали  ли Вы свою будущую профессию?»  Кол-во человек  Показатели в %

Да  18  38,2

Нет  29  61,7 

Наглядно  полученные результаты можно увидеть  на рисунке 3 

Рис. 3 Ответ  на вопрос «Выбрали ли вы свою будущую  профессию?»

Согласно  полученным данным, 61,7 % учащихся, что  составляет 29 человек, еще не определились с выбором профессий; тогда как 38,2 % учащихся, что составляет 18 человек, имеют варианты своей будущей профессии. То есть большинство учащихся не выбрали свою будущую профессию.

На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены следующие данные, представленные в таблице 4.

Таблица 4. Источники знаний о профессиях

Варианты  ответов  Кол-во человек  Показатели в %

1. беседы  с родителями  17  36,1

2. экскурсии   10  21,2

3. средства  массовой информации  7  14,8

4. школа   13  27,6

Наглядно  полученные результаты можно увидеть на рисунке 4.

Рис.4 Источники  знаний о профессиях

Согласно  полученным данным, 36,1 % учащихся называют в качестве источника знаний о  профессиях беседы с родителями, что  составило 17 человек; 27,6 % в качестве источника знаний о профессиях называют школу, что составило 13 человек; 21,2 % как источник знаний о профессиях выделяют различные профориентационные экскурсии на предприятия, в вузы, что составило 10 человек; 14,8 % источником знаний о профессиях называют средства массовой информации, что составило 7 человек. То есть, беседы с родителями, является основным источником знаний учащихся о профессиях.

Из 100 % опрошенных старшеклассников, 72,3 % учащихся, т.е. 34 человека, связывают профиль  обучения со своей будущей профессией.

На вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?», были получены следующие данные, представленные в таблице 5:

Таблица 5. «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»

Варианты  ответов  Кол-во человек  Показатели в %

1. буду  работать по этой специальности   9  26,4

2. буду  работать по схожей специальности   8  23,5

3. пойду  учиться в данном направлении   17  50

Наглядно  полученные результаты можно увидеть  на рисунке 5

Рис. 5 Ответ  на вопрос «Как вы связываете профиль  вашего обучения со своей будущей работой?»

Таким образом, согласно полученным данным, 26,4 % дали ответ «буду работать по этой специальности», что составило 9 человек; 23,5 % дали ответ «буду работать по схожей специальности», что составило 8 человек; 50 % дали ответ «пойду учиться в данном направлении», что составило 17 человек.

Тогда как, 27,7 %, что составляет 13 человек, не связывают профиль обучения со своей будущей профессией, и собираются выбрать другую специальность.

На вопрос «Каким образом вы готовите себя к своей будущей профессии?» были получены следующие данные, представленные в таблице 6:

Таблица 6. Подготовка к будущей профессии

Варианты  ответов  Кол-во человек  Показатели в %

1. профильное  обучение  47  100

2.посещение  факультативов, курсов  22  46,8

3. знакомство  с учебными заведениями и правилами  приема  8  17

Наглядно  полученные результаты можно увидеть  на рисунке 6

Рис. 6 Подготовка к будущей профессии

Согласно  полученным данным, 100 % учащихся обучаются  в профильных классах, что составило  47 человек; 46,8 % учащихся посещают факультативы, что составило 22 человека; 17 % учащихся посещают курсы, что составило 8 человек.

Таким образом, инициативу и самостоятельность  в подготовке к будущей профессии  проявляет незначительное число  учащихся, то есть наблюдается

Таким образом, деятельность классных руководителей  является малоэффективной, т. к. больше половины учащихся, не определены с  выбором профессии, многими учащимися  не связывается профиль обучения с их будущей профессией, а также  больше информации о профессиях ребята узнают посредством бесед с родителями. Очень мало внимания уделяется самопознанию учащихся. Одной из причин может служить отсутствие единой программы профориентации, т.к. классные руководители не могут проводить профориентацию в полной мере, в силу наличия других обязанностей.

Формирование  готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых  решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка  проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача  школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Разработанная программа по профориентации направлена на изучение личностных особенностей школьников, ознакомление с миром  профессий, с требованиями рынка  труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

Цели  программы:

1.          приобретение учащимися знаний  и умений, необходимых для адекватного  выбора будущей профессии;

2.         планирование своего профессионального  пути;

3.         формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии;

4.         содействие личностному развитию. 

Задачи:

1. Актуализация  процесса профессионального самоопределения  учащихся благодаря специальной  организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

2. Помощь  учащимся в формировании собственной  позиции к миру профессий, рынку  труда, создание на ее основе  портфеля достижений, выбор маршрута  профессионального становления.

3. Активизация  и развитие процесса самопознания  личности учащихся с целью  ориентации на адекватный профессиональный  выбор.

4. Развитие  у учащихся способности к профессиональной  адаптации в современных социально-экономических  условиях.

5. Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.

В процессе преподавания курса используются разнообразные  формы организации занятий и  методы обучения: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций.

Изучение  курса предполагает активное участие  школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.

Примерный перечень формируемых знаний и умений:

- учащиеся  должны знать: значение профессионального  самоопределения, требования к  составлению профессионального  плана; правила выбора профессии;  понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

- учащиеся  должны уметь: соотносить свои  индивидуальные психологические  и физиологические особенности  с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Учебно-тематический план программы:

I. Мир профессий. Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность

Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”. Знакомство с профессиограммами (занятие  с элементами практикума).

Дать  определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда, средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”. Опросник ДДО Климова, Карта интересов.

1. Профессия  типа “Человек – техника”.

2. Профессия  типа “Человек – природа”.

3. Профессия  типа “Человек – знаковая  система”.

4. Профессия  типа “Человек – человек”.

5. Профессия  типа “Человек – художественный  образ”.

6. Пути  получения профессии

 Значительное  место необходимо отвести активизирующим  методикам, которые направлены  на формирования школьника и  на вооружение его доступными средствами для реализации своих перспектив. Это профориентационные игры, игровые упражнения, дискуссии, активизирующие и ценностно-смысловые опросники.

II. Диагностика личностных особенностей, интересов, способностей, направленности личности школьников

Для данной работы могут использоваться следующие  методики. Достоинством данных методик  является то, что кроме диагностической  информации, они несут в себе и  активизирующий потенциал.

- Исследование  направленности личности (методика  Кейрси).

- “Карта  интересов”.

- Методика  исследования социальной направленности  личности Дж. Голланда.

Информация о работе Профоринтация