Профилактика правонарушений подростков в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить особенности организации работы по профилактике правонарушений подростков в условиях образовательного учреждения
Задачи:
1.Определить сущность основных понятий.
2. Рассмотреть разные формы профилактической работы

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Профилактика правонарушений подростков: понятийный аппарат……………………………………………………………………..…5

1.1. Проблема правонарушений подростков……………………………...…5
1.2. Характеристика профилактической деятельности правонарушений подростков…………………………………………………………………..…8

Выводы…………………………………………………………………….…..10

Глава II. Основные направления профилактики правонарушений подростков в образовательном учреждении………………………………………………………………...…10

2.1. Задачи и принципы деятельности образовательного учреждения по профилактике правонарушений подростков……………………………..…10
2.2. Описание форм и методов профилактики правонарушений подростков в условиях образовательного учреждения……………………………………13

Выводы………………………………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………...18

Литература………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

-Ирина Резенькова приступила к своим служебным обязанностям. Капитан милиции с 10-летним стажем теперь педагог.

- В иркутской школе №77 появился школьный инспектор. Главные требования - педагогическое образование и опыт работы с несовершеннолетними.

Материалы с такими анонсами появились в региональной прессе. Приведем в качестве примера интервью с И. Резеньковой.

 

- Я думаю, что это очень ответственно. Тем более это эксперимент. Будем учиться работать совместно - школа и милиция. Будем больше внимания уделять трудным подросткам, чтобы они всегда были на глазах.

 

По словам Ирины Резеньковой, ребята очень удивились, когда узнали, что в школе появился учитель в погонах. Педагоги признаются, со своими проблемами ученики обращаются к ним редко, особенно старшеклассники. А преступлений, которые совершают дети, становится все больше. В основном это вымогательства и грабежи среди своих же сверстников.

 

- Совершаются вымогательства имущества - это вымогательства или кражи сотовых телефонов, вымогательства денег, побои. То есть подростки не знают законодательную базу и законы, - говорит начальник отдела по делам несовершеннолетних отдела милиции №2 Свердловского РУВД Иркутска Марина Иванова.

 

Объяснить, какое наказание грозит за конкретное правонарушение. Главное здесь профилактика, говорят школьные инспекторы. Помимо лекций и консультаций они будут присутствовать на классных часах и родительских собраниях. По мнению милиционеров, таким образом, появится возможность уменьшить число преступлений, совершаемых подростками. За февраль этого года их стало на порядок больше, чем за тот же период 2005 года.

 

Пока в школах города работает 10 педагогов в погонах. Основными критериями отбора стал уровень криминогенной обстановки в районе и количество правонарушителей в самом учебном заведении. Если эксперимент удастся, инспекторы появятся во всех школах Иркутска.

 

ВЫВОД

Таким образом, профилактика правонарушений подростков в образовательных учреждениях  требует пристального внимания проблеме не только учителей и родителей. Разрабатывать подобные программы и реализовывать их на базе школ – важная задача и власти, и общества.

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних требует времени и опыта. Классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, к работе привлекается родительский комитет класса. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.

Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД (участковые милиционеры), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                                             Заключение

 

Профилактика правонарушений подростков  - важная задача современного общества. Актуальность проблемы определяется сложившейся социальной ситуацией в России. Рост числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, является лишь отражением социальной напряженности в стране. Отмечаемый социологами кризис социальной сферы в силу противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, группы сверстников, средств массовой информации) на молодых людей, делает актуальным проведение проектов, направленных на привлечение внимания общественности к проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних. Необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей и подростков, а с другой стороны, на оздоровление их внутреннего мира. Работа с несовершеннолетними правонарушителями должна осуществляться интегрировано, т.е. являться центром воздействия всех сфер нашего общества. Решение этих задач предполагает: во-первых, выявление причин деформаций в поведении детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка; во-вторых, построение адекватного процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.

Гарантированная помощь детям и подросткам, совершившим правонарушение, должна осуществляться через работу специальных государственных служб. Организация помощи этими службами должна основываться на работе не только с самим подростком, но и с его микро социальным окружением, главной составляющей которого является семья, как основная ячейка общества и главный институт социализации.

Однако практика показывает, что в настоящее время ни в одном субъекте Российской Федерации не скомпонован комплекс государственных служб, которые бы эффективно решали проблему преступности несовершеннолетних.

Таким образом, если в школе выявлена группа чаще всего подростков с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести с этим явлением решительную борьбу; постараться развести этих подростков в разные классы. Используя влияние других учеников в классе, надо добиться выхода из группы всех колеблющихся ее членов: вести с ними индивидуальные беседы, привлекать к участию в коллективных мероприятиях класса, давать ответственные поручения.

Борьба с такими групповыми правонарушениями в школе требует постоянного внимания и последовательных действий, причем, не только социального педагога. Здесь нельзя ограничиваться разовой акцией.

Чтобы профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения подростков была эффективной необходимо сформировать их личную и социальную компетентность, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу, укрепить чувство самоуважения, уметь принимать ответственные решения.

В современной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера. В этих случаях воспитатель использует разные методы и приемы педагогического влияния.

Для выбора нужного метода и приема весьма важно определить характер и преобладающие мотивы поведения и поступков, психическое состояние и внутренний мир воспитанника. Затем необходимо создать ситуацию, в которой ребенок вынужден, будет менять свое поведение. Действия и поведение воспитателя должны вызвать у ребенка положительный эмоциональный отклик, новое отношение к своим поступкам, что и послужит причиной дальнейших изменений в поведении к лучшему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кравченко А.И. Социология / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2000. – 237с.

2. Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко – Свердловск: СГУ, 1987.- 152с.

3. Областное государственное учреждение «Центр профилактики наркомании» «добровольческое движение» Иркутск 2010

4. Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми / Л.И. Белозерова - Киров: Проспект, 1994.– 239с.

5.  Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь В.В. Бойко. - СПб: Издательство «Союз», 2002.– 479с.

6.  Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях / Т.В. Болотина.- М.: АПК и ПРО, 2003.– 340с.

7.  Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности С.А. Быков /Социологические исследования.– 2000.– № 4.– С.16-26

8.  Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я.И. Гилинский / Социологические исследования –1999.–№ 4.– С. 11-19

9.  Гоголева А.В. Аддитивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева – М.: МГУ, 2002. – 448с.

10.  Горхова В.А. Комплексная диагностика в реабилитационном центре / В.А. Горхова // Семья в России 1997.–№1. – С. 74-83.

11. Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л.А. Журавлева // Социологические исследования.– 1999.– № 5.– С.18-22

12. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / Кащенко В.П. - М.: Просвещение, 1994.– 279с.

13. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 379с.

14. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени / Т.В. Ковалева, О.К. Степанова // Социологические исследования.–1998.–№ 8.– С. 21-30

15. Коррекция «детско-подростковой» дезадаптации посредством социально-психологических тренингов: Материалы областного семинара 19 ноября 2002 года/ составитель: Н.И. Бокунь. - Гомель, 2002.

16. Немов «психология»./ Просвещение, 1979.–345с.

17.   Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина.- М.: Генезис, 1997.– 342с.

18. Крупенин А.Л., Крохина И.М., Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов / А.Л. Крупенин, И.М. Крохина.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1995.– 502с.

19. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления / В.Н. Кудрявцев.– М.: Просвещение, 1998.– 412с.

20. Лебедев О.Е, Золотухина В.И. и др. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования / О.Е. Лебедев, В.И. Золотухина и др.- М.: Интеллект-центр, 2003.– 116с.

21. Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях / Под ред. Е.И. Холостовой. – М: Социально технологический институт, 1998.– 420с.

22. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева // Социологические исследования.– 2007.– №3.– С. 87-95

13

 



Информация о работе Профилактика правонарушений подростков в образовательном учреждении