Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:53, курсовая работа
Цель – определить особенности организации работы по профилактике правонарушений подростков в условиях образовательного учреждения
Задачи:
1.Определить сущность основных понятий.
2. Рассмотреть разные формы профилактической работы
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Профилактика правонарушений подростков: понятийный аппарат……………………………………………………………………..…5
1.1. Проблема правонарушений подростков……………………………...…5
1.2. Характеристика профилактической деятельности правонарушений подростков…………………………………………………………………..…8
Выводы…………………………………………………………………….…..10
Глава II. Основные направления профилактики правонарушений подростков в образовательном учреждении………………………………………………………………...…10
2.1. Задачи и принципы деятельности образовательного учреждения по профилактике правонарушений подростков……………………………..…10
2.2. Описание форм и методов профилактики правонарушений подростков в условиях образовательного учреждения……………………………………13
Выводы………………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………...18
Литература………………………………………………………
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Иркутский государственный педагогический колледж № 1»
ДЦК социально-педагогических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
Профилактика правонарушений подростков в образовательном учреждении.
Выполнила:
студентка 3 Д курса
Специальности 050710
Педагогика дополнительного образования.
Кугук Карина
Руководитель:
Тихонова Татьяна Николаевна,
преподаватель социально-педагогических дисциплин
Иркутск
2011
Введение…………………………………………………………
Глава I. Профилактика правонарушений подростков: понятийный аппарат……………………………………………………………
1.1. Проблема правонарушений подростков……………………………...…5
1.2. Характеристика профилактической деятельности правонарушений подростков……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Основные направления профилактики правонарушений подростков в образовательном учреждении……………………………………………………
2.1. Задачи и принципы деятельности образовательного учреждения по профилактике правонарушений подростков……………………………..…10
2.2. Описание форм и методов профилактики правонарушений подростков в условиях образовательного учреждения……………………………………13
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Профилактика правонарушений несовершеннолетних актуальная проблема на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. По данной правоохранительными органами статистике, уровень преступлений был самым высоким за последние 30 лет, и составил 1856 преступлений на 100 тыс. человек. Социологи фиксируют кризис социальной сферы в силу противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, группы сверстников, средств массовой информации) на молодых людей. Несмотря на конфликты с родителями, семья является для них значимой сферой жизни. Она влияет на ее членов через традиции, сложившийся стиль общения, эмоциональную атмосферу, самим укладом жизни программируя дальнейший жизненный путь детей. Среди традиционно выполняемых семьей функций на первое место в условиях нестабильного общества выходит психотерапевтическая, «поддерживающая» функция, дающая ее членам чувство защищенности и психологического комфорта. Второй по значимости субъект влияния на поведение молодежи - образовательное учреждение (и прежде всего школа), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современных молодых людей.
Интерес автора курсовой работы к проблеме профилактики правонарушений подростков в образовательном учреждении определяется остротой темы, ее социальной значимостью, осознанием собственных профессиональных компетенций и специфики будущей профессиональной деятельности . В зависимости от того, как реализует себя ребенок в социуме, зависит его будущее и будущее других. Очень важно уделять большое внимание ребенку и тому чем ребенок занимается, что его интересует, каковы его взгляды, способности, какого отношение ребенка к окружающему миру, что он хочет достичь в своей жизни. Вопросы организации досуга детей и подростков, социализации в обществе, самовыражения напрямую взаимосвязаны с функциями педагога дополнительного образования, организатора детских и молодежных объединений.
Объект исследования – проблема профилактики правонарушений подростков
Предмет – профилактика правонарушений подростков в образовательном учреждении
Цель – определить особенности организации работы по профилактике правонарушений подростков в условиях образовательного учреждения
Задачи:
1.Определить сущность основных понятий.
2. Рассмотреть разные формы профилактической работы
3. Определить (вывить) роль образовательного учреждения по профилактике правонарушений подростков
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, сравнение.
Практические: интервью.
Практическая значимость работы видится в следующем:
- основные выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы студентами специальности «педагогика дополнительного образования в области деятельности молодежная политика, организаторами работы с молодежью и молодежными объединениями» при подготовке к прохождению практики,
- материалы данной работы помогут автору исследования в будущей учебной профессиональной деятельности.
Глава I. Профилактика правонарушений подростков: понятийный аппарат
1.1. Проблема правонарушений подростков
Прежде чем перейти к исследованию проблемы, определим сущность основных понятий. В Большом юридическом словаре понятие «правонарушение» объясняет как «родовое понятие, означающее любое деяние, которое нарушает какие-либо нормы права». Правонарушения подразделяются на: гражданские (причинение вреда личности, имуществу гражданина или организации) (см. Гражданское правонарушение), административные (напр., нарушение правил дорожного движения), дисциплинарные проступки (прогул).[10]
В свободной энциклопедии «Википедия» правонарушение определяется как деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое право дееспособным (деликт способным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.
В Толковом словаре Ожегова дается следующее определение -«правонарушение, ср. (офиц.) - нарушение права, проступок, преступление..[12]
Таким образом , рассмотрев ряд определений понятия «правонарушение» в различных источниках можно составить общее представление о том, что правонарушение- это несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами. Оно может заключаться в совершении запрещенного действия или, наоборот, в невыполнении предписанной законом обязанности. Другими словами, правонарушение — любое неисполнение не только нравственных, но и правовых норм, требований закона о должном поведении. Энциклопедический словарь экономики и права выделяет ряд видов правонарушений - дисциплинарные проступки - нарушения учебной или производственной дисциплины, внутреннего распорядка, установленного и соответствующей организации, гражданско-правовые проступки - причинение имущественного вреда, нарушение иных имущественных или личных интересов, защищаемых законом, административные проступки - нарушения установленною государством порядка в общественных местах, а та порядка управления всеми другими сферами жизнедеятельности общества, преступления - общественно опасные действия или бездействия, за которые в законе предусмотрено уголовное наказание.
Следующее понятие, которое мы рассмотрим, связано с определением подросткового возраста. Кто такие подростки? Почему этот возраст особенный, с эти вопросом мы обратимся к возрастной психологии. Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью 11–15, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.[1] Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя "это будущее представляется ему еще очень туманно". Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Благодаря исследованию подросткового возраста можно сказать, что подростковый возраст достаточно сложный возраст, насыщенный своими определенными новообразованиями.[13]
Неблагоприятная социальная среда воздействует, прежде всего, на личность, не способную по своим свойствам ей противостоять. Незанятость как определенное состояние, интегрирующее многие негативные стороны действительности, заключает в себе сильный криминогенный заряд. С незанятостью в значительной степени связан наблюдаемый рост правонарушающего поведения среди несовершеннолетних. Незанятость как одна из форм изолированности от общества выполняет для определенной части подростков и молодежи функции объединяющего начала. Связанные с возрастом психологические особенности не позволяют подросткам, попавшим в отвергнутое положение, находиться в изоляции, вызывают стремление найти равные по социальному статусу лиц и объединиться с ними [14; 76].
Существует ряд причин совершения правонарушений несовершеннолетними: [4;1].неблагополучная социально-экономическая обстановка как в области, так и в районе, отсутствие рабочих мест, особенно для несовершеннолетних; проживание подростков, совершивших преступления, в неблагополучных семьях (каждый третий из участников преступлений живет в неблагополучной семье), а, следовательно, отсутствие контроля за их поведением со стороны родителей, бродяжничество подростков в вечерне-ночное время; передача криминального опыта из поколения в поколение; широкое использование судами практики применения принудительных мер воспитательного воздействия, неоднократное применение условной меры наказания, отсутствие в ряде случаев вменения дополнительных обязанностей, что порождает у них чувство безнаказанности и вседозволенности и является одной из причин совершения повторных преступлений; отсутствие в районе врача-нарколога, что затрудняет работу по профилактике пьянства и токсикомании среди несовершеннолетних, что также является одной из основных причин преступности подростков; недостаточная работа по профилактике «ранней» преступности среди несовершеннолетних, отсутствие какой-либо информации и не направление ее в РОВД из учебных заведений по фактам правонарушений, систематических пропусков, исключений из школ, формирующимся группам подростков с антиобщественной направленностью; отсутствие комплексного подхода служб МОБ и КМ в профилактике групповой и повторной преступности несовершеннолетних [8; 2].
Согласно определению социологического словаря, « Правонарушение подростков представляет собой совокупность преступлений, совершенных несовершеннолетними на определенной территории, в определенный период времени, на момент достижения ими возраста привлечения к уголовной ответственности, то есть 16 лет по общим правилам и 14 лет за составы преступлений, перечисленных в ст.21 УК РМ». [4;11]
1.2. Характеристика профилактической деятельности правонарушений подростков.
В свободной энциклопедии «Википедия» понятие профилактика трактуется как комплекс психологических, медицинских и социальных мероприятий, направленных на предупреждение развития зависимости. Психологи выделяют, что профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Педагоги, психологи ответственно утверждают, что логика профилактики доказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Для организации социальной психологической помощи подросткам и молодежи необходимы и создаются:
- социально-психологические службы, центры;
- телефоны доверия;
- реабилитационные центры;
- клубы по месту жительства;
- консультативные службы.
Большое значение стоит уделять обучению региональных тренеров, супервизоров, телефонных консультантов, созданию общественных организаций, Центров социально-психологической реабилитации детей и подростков, социально-психологических служб, реабилитационных Центров.
Альтернативной формой для отвлечения детей от улицы являются клубы по месту жительства. Проблема организации досуга в клубах по месту жительства решается в следующих основных направлениях:
- изучение интересов и потребностей «трудных» подростков, посещающих клубы;
- расширение видов творческой деятельности в клубах по месту жительства для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов подростка;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально значимой деятельности детей, подростков, молодежи по месту жительства, разработка нравстве6нно – правовых мероприятий,
- организация работы районной детской молодежной организации в клубах по месту жительства.
В основе организации досуга детей лежит создание единого воспитательного пространства в микрорайоне, целью которого является адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу. Организация досуга подростков группы «риска» представляет собой определенную систему и включает в себя:
- создание ситуации успеха для подростков группы «риска»;
- специфические средства и способы вовлечения подростков в клубную деятельность,
Информация о работе Профилактика правонарушений подростков в образовательном учреждении