Профилактика правонарушений подростков в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить особенности организации работы по профилактике правонарушений подростков в условиях образовательного учреждения
Задачи:
1.Определить сущность основных понятий.
2. Рассмотреть разные формы профилактической работы

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Профилактика правонарушений подростков: понятийный аппарат……………………………………………………………………..…5

1.1. Проблема правонарушений подростков……………………………...…5
1.2. Характеристика профилактической деятельности правонарушений подростков…………………………………………………………………..…8

Выводы…………………………………………………………………….…..10

Глава II. Основные направления профилактики правонарушений подростков в образовательном учреждении………………………………………………………………...…10

2.1. Задачи и принципы деятельности образовательного учреждения по профилактике правонарушений подростков……………………………..…10
2.2. Описание форм и методов профилактики правонарушений подростков в условиях образовательного учреждения……………………………………13

Выводы………………………………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………...18

Литература………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

- организацию досуговой деятельности подростков в условиях клуба.

Клуб - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха [14, с. 223]. Главные принципы клуба - добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в то же время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное - клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) - постоянным местом самоутверждения, развития.

Организации могут активно заниматься профилактикой правонарушений подростков, осуществляя досуг, а так же проводить в образовательных учреждениях различные лекции, беседы, круглые столы, дискуссии и другие формы профилактики. 

Глава II. Основные направления профилактики правонарушений подростков в образовательном учреждении

2.1. Задачи и принципы деятельности образовательного учреждения по  профилактике правонарушений подростков.

  Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (закон об образовании РФ)  Федеральным  законом  "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.

Рассмотрим систему по  профилактике правонарушений в образовательном учреждении, который описан в методической литературе.[22]

Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися

 

На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:

·         что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;

·         какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

·         с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;

·         были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.

 

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.

      На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, эффективность системы профилактики правонарушений в значительной мере зависит от ее организации. Формы организации профилактики реализуются главным образом на управляющем уровне деятельности. Они выступают в виде обезличенных категорий, подразумевающих разнообразные мероприятия по организации аналитической работы, создание системы сбора информации, рациональному использованию сил и средств по  предупреждению преступности, расширению связи с общественностью.

Формы осуществления профилактики предполагают исполняющий уровень деятельности. Они представляют собой конкретные категории, охватывающие различные соответствующие меры и мероприятия.

 

2.2. Описание форм и методов профилактики правонарушений подростков в условиях образовательного учреждения

 

В настоящее время педагогами, сотрудниками инспекций по делам несовершеннолетних   предлагаются разные профилактические программы, использующие традиционные методы(лекции, беседы), которые далеко не всегда результативны. По мнению исследователей, одним из самых эффективных является подход - «мотив -изменение поведения», при котором главным методом работы является тренинг. Тренинг позволяет дать не достающую информацию, сформировать навыки безопасного поведения и устойчивости к давлению сверстников. [3]

Описать формы и методы профилактики правонарушений подростков в условиях образовательного учреждения мы решили на примере двух новых программ, реализуемых в школах города  Иркутска и МОУЦО Каразей Куйтунского района Иркутской области.

     В общеобразовательном учреждении с. Каразей Куйтунского района уделяется серьезное  внимание профилактике правонарушения подростков. Рассмотрим одну из профилактических программ - программу «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми группы «риска»).

Цель ее: содействовать формированию у учащихся социаль­но-позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потен­циалов; устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими.

Задачи:

1. Проведение диагностического исследования учащихся груп­пы «риска» с целью выявления внутреннего потенциала, интере­сов и склонностей детей, уровня сформированное™ их нравст­венных качеств, духовной культуры, гражданской позиции.

2. Формирование и коррекция гражданской позиции, нравст­венных качеств, духовной культуры учащихся.

3. Создание условий для успешной самореализации лично­сти ребенка и повышения его самооценки.

4. Формирование у детей положительной мотивации к обу­чению и участию в делах класса и школы.

5. Создание условий для вовлечения детей группы «риска» в общественно полезную деятельность, воспитание навыков не­конфликтного поведения и общения.

6. Обеспечение педагогической поддержки учащимся в дея­тельности по самопознанию.

7. Оказание социально-психологической  помощи детям в решении наиболее актуальных и сложных проблем в их жизне­деятельности.

8. Осуществление педагогической деятельности по воспита­нию здорового образа жизни школьников и формированию у них негативного отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотиче­ских средств.

9. Воспитание культуры половых отношений.

10. Обеспечение координации усилий всех участников вос­питательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

   Интервью с учителем МОУЦО Каразей Куйтунского района Натальей Алексеевной Скоробогатовой позволило вывить основные виды деятельности по реализации программы, формы и методы профилактической работы.

В школе проводятся мероприятия по выявлению учащихся, склон­ных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ, организуется операция «Подросток».Серьезное внимание уделяется диагностике детей группы «риска», включению их во вне­урочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами. Педагогический коллектив активно занимается организацией интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся, приглашая детей к сотрудничеству и сотворчеству. В классах проводятся тематические классные часы, беседы, часы общения, родительские собрания, лектории по разной тематике. Совместно с администрацией села педагоги оказывают несовершеннолетним помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости, выявляют и ставят на учет неблагополучные семьи , проводят профилактическую работу с родителями.

 

Только совместные действия будут эффективны в профилактической деятельности, - считает Н.А.Скоробогатова  и, отвечая на вопрос о важности социального партнерства, перечисляет тех, кто помимо педагогов участвует в

воспитательной работе :- инспектор по делам несовершеннолетних, медицинские работники, учащиеся и их родители, представители органов власти, государственных учрежде­ний и общественных организаций .

Таким образом, основные направления деятельности и формы работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении  можно сгруппировать следующим образом:

1. Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:

- анкетирование и тестирование учащихся;

- анализ медицинских карт;

- составление картотеки детей группы «риска»;

- систематическое педагогическое наблюдение за учащими­ся, установление причин педагогической запущенности;

- изучение положения ребенка в семье, классе и школе;

- определение круга общения подростка.

2. Организация взаимодействия между:

- школой и инспекцией по делам несовершеннолетних;

- школой и Домом детского творчества;

- школой и центральной районной больницей;

- школой и Комиссией по делам несовершеннолетних;

- школой и родителями учащихся;

- школой и общественными организациями.

3. Правовое воспитание учащихся:

- изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое их соблюдение;

- изучение государственных и международных документов о правах человека, о его положении в обществе;

- создание консультационных пунктов по оказанию уча­щимся информационно-правовой помощи;

- проведение специалистами по праву тематических бесед и лекций (разъяснение правил поведения в школе, общественных местах, транспорте, вблизи автомобильных и железных дорог);

- организация занятий для детей и подростков по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций;

- использование на уроках учебного материала, способст­вующего формированию правового сознания учащихся.

4. Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение:

- организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми, родителями и педагогами;

- проведение медицинских обследований подростков, склон­ных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;

-. оперативное выявление проблем в учебной деятельности учащихся и оказание им необходимой помощи;

- поддержка социально ценных инициатив и интересов школьников, забота о вовлечении детей из группы «риска» в кружки, клубы, секции, в деятельность детских и юношеских общественных организаций;

- ведение систематического учета пробелов в знаниях, уме­ниях и навыках проблемных детей;

- установление доброжелательных отношений с родителями проблемных детей, оказание им систематической и действенной помощи;

- ведение учета особо сложных и неблагополучных семей, проводимой с ними работы и ее результатов;

- проведение профилактических бесед, встреч с работника­ми медицинских и других учреждений по проблемам наркома­нии, токсикомании, алкоголизма.

Второй, на наш взгляд, интересный  подход к проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении можно исследовать на базе г. Иркутска.  Обратимся к материалам СМИ.

 

-Чтобы снизить детскую преступность, милиционеры становятся учителями. - В школах Иркутска появились педагоги в погонах - школьные инспекторы. Но пока только в 10 учебных заведениях.

Информация о работе Профилактика правонарушений подростков в образовательном учреждении