Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:39, контрольная работа
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях.
1. Структура профессиональной компетентности педагога
2. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
3. Профессионализм и профессиональная компетентность
Заключение
Список литературы
Нельзя использовать результаты диагностики для "навешивания ярлыков", ими следует руководствоваться для построения обоснованной системы работы с кадрами. Изучение работы инженерно-педагогических кадров на диагностической основе позволяет вести работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
Конкретные условия деятельности образовательных учреждений и самих преподавателей обусловливают необходимость соблюдения следующих правил:
1. Диагностика уровня профессиональной компетентности работника важна и нужна не как самоцель, а как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учреждения, его педагогического потенциала, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей ,развития учреждения.
2. Изучение профессиональной компетентности не должно быть привязано только к аттестации кадров, а должно быть непрерывным процессом и охватывать всех инженерно-педагогических и руководящих работников.
3. При диагностике профессиональной компетентности важен учет индивидуальных особенностей работника.
Основные принципы, лежащие в основе диагностики:
а) Принцип гуманизма и оптимизма, что предполагает опору на сильные качества личности, на достоинства человека;
б) Принцип комплексности, что предполагает при изучении профессиональной компетентности учет всех компонентов, ее составляющих;
в) Принцип единства личности и деятельности;
г) Принцип надежности и валидности диагностической методики;
д) Принцип доверия
к результатам самодиагностики
педагога.
2. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
Овладение педагогическим
мастерством доступно каждому педагогу
при условии целенаправленной работы
над собой. Оно формируется на
основе практического опыта. Но не любой
опыт становится источником профессионального
мастерства. Таким источником является
только труд, осмысленный с точки
зрения его сущности, целей и технологии
деятельности. Педагогическое мастерство
— это сплав личностно-деловых
качеств и профессиональной компетентности
учителя-воспитателя. Учителя-мастера
выгодно отличает от других прежде
всего характер конструктивной деятельности
с учетом как ближних, так и
дальних перспектив. Так, при разработке
урока по конкретной теме мастера
имеют в виду всю систему знаний
ученика и тот результат, который
они хотят получить через несколько
лет. Многие учителя наибольшие трудности
испытывают в организаторской и
коммуникативной деятельности, но эти
трудности как бы запрограммированы
неумением предвидеть возможные
затруднения и предотвратить
их системой мер. Конечная цель у такого
учителя обычно теряется в суматохе
повседневности, поэтому проектирование
осуществляется с учетом только ближайших
перспектив. Итак, получается, что главная
причина трудностей в осуществлении
организаторской и
Педагогическое мастерство выражается в совершенном владении педагогом приёмами и методами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.
Влияние личности педагога на воспитанников трудно переоценить: достаточно вспомнить деление людей на тех, кто вспоминает с теплотой о своих учителях, и тех, кто воспоминаний о них не терпит. Кроме того, что педагог должен быть знатоком своего предмета, он должен быть ещё и педагогом. Что означает быть педагогом?
· Вопрос профессиональной пригодности: человек должен уметь не только увлекать людей, быть интересен, но и сам интересоваться теми, кого он обучает.
· Вопрос компетентности: поскольку на воспитанника влияет большое количество факторов, педагог может управлять потоком воздействий на рабенка, защищать, учить орентироваться, задавать координаты. Поэтому педагог должен уметь видеть больше, чем все остальные, должен обладать незаурядными умственными способностями.
· Особенности профессии: как и все помогающие профессии, педагогика требует больших сил, энергетических затрат. В связи с этим педагогу необходимо время на релаксацию, отдых, повышение квалификации.
· Обладать терпением и верой в позитивный результат- необходимое условие педагогической деятельности, результаты которой почти всегда отсрочены.
· Воспитание- это двусторонний процесс, среди условий которого готовность отказаться от стереотипов или устаревающих знаний. Взрослеет и тот, ктр воспитывает.
· Быть педагогом- значит всегда бытьна высоте: иметь выдержку; используя голос, не использовать крика; безупречно выглядеть, а значит, овладеть искусством прилично одеваться.
· Всегда осмысливать
собственный опыт.
3.
Профессионализм
и профессиональная
компетентность
Под профессионализмом
нами понимается особое свойство людей
систематически, эффективно и надежно
выполнять сложную деятельность
в самых разнообразных
Уж на уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли "молодым специалистом" определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.
Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь "числиться" профессионалом.
Необходимой составляющей
профессионализма человека является профессиональная
компетентность. Вопросы профессиональной
компетентности рассматриваются в
работах как отечественных, так
и зарубежных ученых. Современные
подходы и трактовки
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, выделяется четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную:
1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Считаем возможным использовать приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма педагога.
Вызывает интерес
иерархическая модель педагогической
компетентности, в которой каждый
следующий блок опирается на предыдущий,
создавая "платформу для "вырастания""
следующих компонентов. Составляющие
модель блоки представляют собой
шесть видов педагогической компетентности:
знаниевую, деятельностную, коммуникативную,
эмоциональную, личностную, творческую.
Подчеркивается особая значимость принципа
последовательности, имеющего прямое
отношение к формированию компетентности
педагога в процессе его обучения.
Вырванный из контекста отдельный
блок не обеспечит необходимой
Будем выделять следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.
Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
Указанные характеристики
профессиональной компетентности педагога
нельзя рассматривать изолированно,
поскольку они носят
Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то обучение в системе повышения квалификации – как процесс развития и углубления профессиональной компетентности, прежде всего, высших ее составляющих.
Следует различать психологический смысл понятий "компетентность" и "квалификация". Присвоение квалификации специалисту требует от него нé опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация – это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющий специалисту выполнять работу на определенном рабочем месте. Специалист приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт.