Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:25, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных параметров процесса образования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение сущности процесса обучения
Изучение основных закономерностей процесса обучения
Характеристика принципов процесса обучения

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность процесса обучения
Глава 2. Закономерности процесса обучения
Глава 3. Принципы процесса обучения
Глава 4. Функции процесса обучения
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

закономерности и принципы системы подготовки спортсмена.docx

— 39.43 Кб (Скачать)

 

Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при  наличии определенных условий.

 

Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в  ранее пройденный и в новый  материал. Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного  обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

 

Формирование понятий  в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению  и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.

 

Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что  результаты обучения и воспитание личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся. Именно поэтому они служат базой для  выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной  педагогической концепции обучения. В сути своей эта концепция  сводится к следующим идеям:

 

нацеленность обучения и  воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

 

единство организации  учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие  формирования личности;

 

оптимизация содержания, методов, средств, установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при  относительно небольших затратах времени  и труда.

 

Таким образом, знание дидактических  закономерностей о том, как протекает  процесс обучения, наряду с психологическими и другими его характеристиками позволяет ученым и практикам  построить его оптимально в самых  разных конкретных случаях. Законы и  закономерности служат теоретической  основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.

 

Как уже отмечалось, выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

 

К первым относят зависимость  обучения от общественных процессов  и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства  в определенном типе и уровне образования); ко вторым — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием  образования, методами, средствами и  формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

 

К внешним закономерностям  относятся:

 

социальная обусловленность  целей, содержания и методов обучения;

 

воспитывающий и развивающий  характер последнего;

 

обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

 

зависимость результатов  обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

 

К внутренним закономерностям  процесса обучения относятся:

 

зависимость его развития от способа разрешения основного  противоречия между познавательными  или практическими задачами и  наличным уровнем необходимых для  их решения знаний, умений и навыков  учащихся, умственного развития;

 

отношение между взаимодействием  учителя и ученика и результатами обучения;

 

подчиненность результативности обучения способам управления процессом  последнего и активности самого ученика;

 

задачная структура, то есть при успешном решении одной учебной  задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания – к умению, от учения –  к навыку ([1], стр. 88 – 91).

 

Принципы обучения воплощают  требования его организации —  наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности  и последовательности в овладении  достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.

 

В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения. В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие  моменты, характерные для всякого  обучения.

 

Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система  принципов, каждый из которых выступает  в качестве руководящих идей, нормы  или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся ([1], стр. 88 – 91).

 

Второй общий момент для  любого вида обучения — это цикличность  вышеозначенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и  обучающегося от постановки цели к  поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность  предполагает постановку учителем задач  и целей, а также оценку усвоенных  знаний. С другой стороны, как осознание  и решение обучающимися поставленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем характере процесса обучения.

 

Третий общий момент всех видов обучения — это структура  процесса обучения, воплощающая степень  соответствия целей и методов  результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют  стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).

 

Методы обучения — это  методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки  создать классификатор методов  обучения. Существуют различные типологии  вышеозначенного процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в  себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним  относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа – это практически методы обучен6ия (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные  и контрольные работы, текстовые  задания, зачеты и экзамены, защита проектов).

 

Форма обучения – это специальная  конструкция само процесса. Форма  обучения означает коллективную, групповую  и индивидуальную работу учащихся под  руководством педагога. Форма организации  обучения предполагает какой-либо обучения означает коллективную, групповую и  индивидуальную работу учащихся под  руководством педагога. Форма организации  обучения предполагает какой-либо вид  учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую ([1], стр. 88 – 91).

 

Глава 3. Принципы процесса обучения

 

 

Проблема принципов обучения всегда занимала умы многих выдающихся педагогов всего мира. Тем не менее  и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих  пор не определены исходные основания  к разработке номенклатуры принципов  обучения; не разработаны научные  основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Именно это является причиной того, что  в соответствующих фундаментальных  трудах по дидактике и в учебных  пособиях по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировки значительно  разнятся, а содержание чрезмерно  психологизировано, логизировано и  идеологизировано. Видимо, о чем  писал в свое время выдающийся деятель современной отечественной  педагогики М.Н. Скаткин, это объясняется  тем, что одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие — из философии, теории познания, третьи считали, что  основой принципов должны служить  закономерности психики детей. Это  привело различных авторов к  умозрительности в постулировании принципов обучения, к изолированному их рассмотрению, к отождествлению с самыми общими закономерностями, которыми учитель должен руководствоваться в ходе своей практической педагогической деятельности. Тем самым принцип обучения по сути лишается признаков общей нормы педагогической деятельности, стирается граница между принципами обучения и частными методическими указаниями. Принципы обучения в этом случае перестают быть универсальными для всех учебных предметов и во всех ситуациях обучения [7].

 

История дидактики характеризуется  настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на основании их сформулировать т важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать  высоких и прочных результатов  в обучении школьников. Становление  теоретических основ дидактики, выявление сущностей дидактических  критерий закономерности, принципа, правила  в упорной борьбе взглядов.

 

Принципы обучения выступают  в органическом единстве, образуя  некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить, как систему, компонентами которой  они являются. Многочисленные попытки  разработать систему дидактических  принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет  выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

 

сознательности и активности;

 

наглядности;

 

систематичности и последовательности;

 

прочности;

 

научности;

 

доступности;

 

связи теории с практикой.

 

Эти принципы составляют систему  дидактических принципов ([4], стр. 443 – 445)

 

Специфика закономерностей  обучения заключается во взаимосвязях его целей, задач, содержания, организации, способов, условий с достигаемыми педагогическими результатами —  прежде всего с обученностью учащихся, а также вкладом в их воспитанность, образованность и развитость. Эти  закономерности находят отражение  в общих принципах обучения (общедидактических  принципах) — основных рекомендательных положениях, выступающих в роли научных  норм его построения и обеспечивающих эффективность. В книгах встречаются  не совсем схожие варианты их перечней, но чаще всего в них включены представленные на рис.1.

 

1. Принцип природосообразности  и научности. Он исходит из  существующих причинно-следственных  зависимостей между действиями  субъектов учебного процесса  и закономерностями (природой) человеческого  познания. О сформулированном Я.А.  Коменским принципе природосообразности  К.Д. Ушинский писал: «Только  система ...выходящая из самой  сущности предметов, дает нам  полную власть над нашими знаниями»1. Понимать эти закономерности  надо не обывательски, а научно (рис. 2).

 

 

 

 

Рис. 1. Общие принципы обучения

 

 

 

 

Рис. 2. Общая схема процесса преподавания и усвоения знаний

 

 

Есть основные правила  его реализации (детализированные советы по практическому применению):

 

понимания закономерностей  познавательной деятельности обучающихся  и построения обучения на нем;

 

научного отбора содержания и методов;

 

достижения целей обучения при обязательной оптимизации системных  зависимостей — внутриличностных, социально-педагогических, межличностных, личностно-групповых и средовых, ибо познание — не обособленный от всего процесс, а системно обусловленный;

 

психолого-педагогической предусмотрительности — предвидения, тщательного проектирования и исключения возможных негатив 

 

2. Принцип соответствия  содержания, форм, методов и условий  обучения ее целям. Принципу  присущи правила:

 

целеустремленности —  подчинения всегда и всего в обучении достижению результатов, полностью  отвечающих его цели и задачам;

 

целостности педагогического  процесса обучения — обеспечения  согласованности всех элементов  педагогической системы обучения, а  также обучения с развитием, воспитанием  и образованием;

 

создания благоприятных  педагогических условий — будучи системным, само обучение является частью более крупных систем, особенности  которых выступают его условиями  и должны максимально оптимизироваться;

 

связи теории с жизнью —  все запомненное, но не связанное  с пони манием и умением его  применять — мертвый груз для  памяти: «По-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто  на практике применяет». Учатся люди для  того, чтобы практически самореализоваться  в жизни, и этому, призвано способствовать любое обучение;

 

современности – связи  изучаемого с современными условиями  и проблемами жизни, понимания их на этой основе и формирования правильного  отношения к ним.

 

3. Принцип плановости, систематичности,  последовательности, преемственности  и согласованности обучения. Его  правила:

 

плановости — продуманности, определенности намечаемых мер, их сроков, затрат времени;

 

структурности — четкое определение  структуры содержании изучаемого материала, взаимосвязей его частей, логики раскрытия. При сложной структуре используются графические схемы, создающие у  обучающихся целостный образ  изучаемого и его частей. Они могут  использоваться с начала занятия  и последовательно раскрываться по ходу, а также в конце для  обобщения изложенного;

 

систематичности и последовательности — построения обучения по познавательной логике — от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому с систематичным наращиванием, расширением и упорядочиванием  накапливающихся у обучающихся  знаний, навыков и умений превращение  их в систему, научную картину  действительности «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой  сущности предметов, дает нам власть над нашими знаниями», — писал  К.Д. Ушинский.

Информация о работе Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции