Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:25, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных параметров процесса образования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение сущности процесса обучения
Изучение основных закономерностей процесса обучения
Характеристика принципов процесса обучения

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность процесса обучения
Глава 2. Закономерности процесса обучения
Глава 3. Принципы процесса обучения
Глава 4. Функции процесса обучения
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

закономерности и принципы системы подготовки спортсмена.docx

— 39.43 Кб (Скачать)

Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции

 

Курсовая работа

 

На тему:

 

«Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции»

 

Содержание

 

 

Введение 

 

Глава 1. Сущность процесса обучения

 

Глава 2. Закономерности процесса обучения

 

Глава 3. Принципы процесса обучения

 

Глава 4. Функции процесса обучения

 

Заключение 

 

Использованная литература

 

 

Введение

 

 

Важное место в структуре  педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие  человеку адаптироваться к внешним  условиям и проявить свою индивидуальность.

 

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая  отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий  и “didasko” - изучающий) – часть  педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает  закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру  содержания образования, совершенствует методы и организационные формы  обучения, воспитывающее воздействие  учебного процесса на учащихся.

 

Качественное своеобразие  обучения выявляется при сопоставлении  его с воспитанием, образованием и развитием.

 

В разных видах обучения его  воспитательно-образовательно-развивающая  составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким  образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

 

Целью данной курсовой работы является изучение основных параметров процесса образования.

 

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

 

Рассмотрение сущности процесса обучения

 

Изучение основных закономерностей  процесса обучения

 

Характеристика принципов  процесса обучения

 

Изучений основных функций  процесса обучения

 

Глава 1. Сущность процесса обучения

 

 

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой  две особые, хотя и взаимосвязанные  формы деятельности учащегося и  учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

 

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких  приемов и способов организации  познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное  усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

 

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в  понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую  и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой  активности и самостоятельности  учащихся всегда выступает организатором  их познавательной деятельности. В  его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов  и учебного труда ([2], стр. 203 – 204).

 

Дидактика — это отрасль  педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ  организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также  на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

 

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

 

Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.

 

Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем  получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

 

Преподавание - это деятельность учителя по:

 

передаче информации;

 

организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

 

оказанию помощи при затруднении  в процессе учения;

 

стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

 

оценке учебных достижений учащихся.

 

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого  ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность  учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию  как совместной, так и самостоятельной  деятельности.

 

Учение — это деятельность ученика по:

 

освоению, закреплению и  применению знаний, умений и навыков;

 

самостимулированию к  поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

 

осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем  развитии учащегося.

 

Учебная деятельность включает в себя:

 

овладение системами знаний и оперирование ими;

 

овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;

 

развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

 

овладение способами управления своей учебной деятельностью  и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

 

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев  используют успешность обучения и академическую  успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

 

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень  совпадения реальных и запланированных  результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит  отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность  руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах ([1], стр. 86 - 88).

 

Обучаемость — это приобретенная  учащимся (под влиянием обучения и  воспитания) внутренняя готовность к  различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая  способность к усвоению знаний. Важнейшим  показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая  необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность  — это тезаурус, или запас усвоенных  понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и  навыков, соответствующая норме (заданному  в образовательном стандарте  ожидаемому результату).

 

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

 

различения или узнавания  предмета (явления, события, факта);

 

запоминания и воспроизведения  предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в  новые ситуации.

 

Качество знаний оценивают  по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

 

Одним из основных показателей  перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких  по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

 

В качестве внешних критериев  эффективности процесса обучения принимают:

 

степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

 

темпы роста процесса самообразования  как пролонгированный эффект обучения;

 

уровень образованности или  профессионального мастерства;

 

готовность повысить образование.

 

В практике обучения сложилось  единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант  ориентирует на введение учителем научных  понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию ([1], стр. 86 - 88).

 

 

Глава 2. Закономерности процесса обучения

 

 

Дидактика как наука имеет, о чем уже говорилось в предшествующих главах, одной из своих функций  познание процесса обучения. Результатом  этого познания является выявление  объективно существующих законов и  закономерностей процесса обучения. Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах  последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов  и закономерностей. Однако преждевременно говорить о строгой их системе, так  как, во-первых, некоторые из выделенных положений, по нашему мнению, нельзя возводить  в ранг законов, ибо они выражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а вариативные связи. Они порой  отражают не функционирование и развитие, а только структуру педагогического  процесса [6].

 

Закономерность – это  результат совокупного действия множества законов, поэтому она  выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение закономерностей обучения поэтому - это поиск общих тенденций  развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.

 

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые  связи между его условиями  и результатом, а обусловленные  ими принципы определяют общую стратегию  решения целей обучения. Такая  стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). Подход в  педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или  воспитания.

 

Категории общего, особенного и единичного требуют определения  соотношения общечеловеческого, национального  и индивидуального в отборе содержания образования, его направленности на формирование этнических эталонов, ментальных характеристик, индивидуальных склонностей  и способностей личности, а также  учета общих и специфических  условий функционирования той или  иной системы обучения.

 

Категория меры вводит в теорию и практику обучения принцип оптимальности, или меры, в отборе содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.

 

Категории сущности и явления  обусловливают необходимость выявления  внутренних характеристик процесса обучения и всего диапазона его  особенностей, в своей совокупности характеризующих обучение как педагогический процесс.

 

Единство содержания и  формы в процессе обучения находит  свое выражение в адекватности содержания образования видам и формам учебной  деятельности, в соответствии методов  обучения его техническому оснащению  и т.д.

 

Категория необходимости  требует построения учебного процесса в соответствии с закономерностями обучения, возрастного и индивидуального  развития. Не менее значимой является и категория случайности, которая  связана с учетом явления стохастичности в обучении, в соответствии с которым  одно и то же педагогическое воздействие  предполагает вариативность ответных реакций обучаемых, не всегда адекватных замыслу педагога.

 

Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических  и т.п.). К числу значимых условий  обучения относятся профессионализм  учителя (преподавателей), его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.

 

Объективной является зависимость  результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе  своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов  обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

 

Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение  в принципах обучения [8].

 

Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение  действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи  между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия  «закономерности» в дидактике состоит  в том, что эти связи, зависимости  компонентов процесса обучения носят  преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из них действует  всегда, независимо от действий участников и условии процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования  личности. Большая же часть закономерностей  проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а  в статистическом ряду, в некотором  множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также  и для процесса обучения, поскольку  он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя  и учеников, культурных, материальных условий и пр.

 

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом, обучение может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому смыслу. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств  требует теоретического знания о  законах, по которым протекает процесс  обучения.

 

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

 

К внутренним закономерностям  процесса обучения относятся связи  между его компонентами: между  целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это зависимость  между преподаванием, учением и  изучаемым материалом. Таких закономерностей  в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует только при создании обязательных условий обучения. Укажем на некоторые из них.

 

Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя  преимущественно носит воспитывающий  характер. Воспитательное воздействие  его зависит от ряда условий, в  которых протекает обучение. Описание этих условий характеризует частные  проявления указанной закономерности.

 

Другая закономерность говорит  о том, что есть зависимость между  взаимодействием учителя и ученика  и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может  состояться, если нет взаимообусловленной  деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более  конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью  ученика и результатами учения: чем  интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при  рассогласовании целей эффективность  обучения снижается.

Информация о работе Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции