Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 08:47, контрольная работа
В данной работе раскрывается понятие «трудный» ребенок, причины этой «трудности» и возможные последствия. Описывается методика работы школы в данном направление и роль школьного психолога.
В ходе написания данной работы использовался метод анализа педагогической и психологической литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3
«ТРУДНЫЙ» РЕБЕНОК………………………………………………………………………4
РАБОТА ШКОЛЫ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ…………………………… 7
РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ. …..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….
Классному руководителю необходимо организовать:
Принципом работы струдновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку.
Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.
Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.
При
наличии у ребенка
В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.
Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.2
При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:
Типичной педагогической ошибкой является другая крайность - авторитарный подход родителей к воспитанию детей, когда поведение ребёнка, подростка становиться в полную зависимость от воли и требований взрослых. Потеря самостоятельности, инициативы, свободы действий оскорбляет личность. Детей в таких семьях сдавливает кольцо правил, запретов, угроз. Ребёнок не может остаться самим собой ни на минуту. Его на каждом шагу преследует недоверия взрослых. Жизнь в представлении таких детей зачастую теряет всякий смысл, что может привести к драматической развязке. Результат изучения "трудных" подростков показывает, что они часто страдают нервно-психическими расстройствами.
Состояния, в которых главная
проблема заключается в появлении
социально не одобряемых форм поведения
называются нарушениями поведения
или социальной дезадаптацией. Как
бы ни были разнообразны эти формы,
они всегда характеризуются плохими
отношениями с детьми, которые
проявляются в драках ссорах или
агрессивностью, демонстративным
РАБОТА
ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С
Просьба
к психологу "как-то воздействовать"
на того или иного "трудного" ребёнка
- одна из наиболее частых со стороны
родителей или учителей. При этом
в категорию "трудных" попадают
самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные,
дети с разного рода нервными и
психическими расстройствами, подростки,
состоящие на учёте в комиссиях
по делам несовершеннолетних, наконец,
просто дети из так называемых неблагополучных
семей.
Вторую группу "трудных" детей составляют
дети, которых иногда называют трудновоспитуемыми,
иногда социально-дезадаптированными,
или педагогически запущенными, иногда
дети с отклоняющимся, или преступным
поведением. Во всех этих случаях речь
идёт о таких детях, поведение которых
значительно выходит за границы социальной
нормы и активно сопротивляются воспитательным
воздействиям со стороны учителей и родителей.
Такие дети, как правило, составляют "группу
риска" с точки зрения возможности совершения
ими правонарушений.4
Обычно
в школе имеются сведения о
трудновоспитуемых детях, в первую
очередь о тех, которые состоят
на учёте в инспекции по делам
несовершеннолетних, и часто администрация
школы ждёт от психолога решения
проблемы этих детей как первоочерёдной.
В настоящее время большинство
таких запросов касается детей, которых
подозревают в токсикомании, наркомании
и алкоголизме, ведущих раннюю половую
жизнь, участвующих в неформальных
объединениях анти- и асоциального
характера. Много запросов и относительно
детей, замеченных в воровстве, хулиганских
действиях.
Прежде всего, задача психолога состоит
в том, чтобы в каждом конкретном случае
выявить причины отклоняющегося поведения.
В ходе решения этой проблемы необходимо
в первую очередь выделить те случаи анти-
и асоциального поведения, которые имеют
патопсихологическую природу. Исследования
показывают, что многие виды психических
заболеваний проявляются в школьных возрастах
именно в хулиганстве, различных девиантных
формах поведения. Такие случаи, которые
внешне проявляются как трудновоспитуемость,
по существу относятся к области медицины.
При неблагоприятных условиях в семье
и отсутствии контроля со стороны школы,
когда ребёнок сам определяет, что ему
делать и чем заниматься, у него могут
выработаться отрицательные черты поведения,
от которых в дальнейшем трудно освободиться.
Чтобы он включился в здоровую и организованную
среду, необходимы, будут специальные
меры. Даже в этих случаях ребёнок нередко
стремиться вновь, вернуться к прежнему
образу жизни: стремление быть независимым,
безнадзорным превратиться в потребность.
Ребёнок сам находит группу "друзей",
нередко отличающихся аморальным поведением.
Роль педагога берёт в свои руки вожак
группы, авторитет родителей заменяется
авторитетом физически наиболее крепких
ребят.
Такое окружение по-своему воспитывает
нового участника группы: путём материальных
подачек, подкупом, запугиванием или даже
физическим наказанием. Влияние групп
всё больше сказывается на характере и
поведении нового участника группы.
Слабый контроль родителей и школы способствует
усилению отрицательного влияния "улицы",
что приводит к дезорганизации, неустойчивости
характера, сопротивлению всякому организованному
влиянию. У безнадзорных детей, ставших
трудновоспитуемыми, проявления даже
имеющихся положительных качеств приобретает
отрицательный характер.
Так правдивость превращается в грубую
прямоту и упрямство, бестактность. Чтобы
исправить создавшееся положение педагогу
следует на основе изучения причин возникновения
трудновоспитуемости провести беседы
с родителями, дать им конкретный совет
по воспитанию ребёнка.
Одним из проявлений трудновоспитуемого
ребёнка является делинквентное поведение.
Под делинквентным поведением подразумевается
цепь проступков, лёгких правонарушений,
отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых
уголовным кодексом.
Делинквентность обычно начинается со
школьных прогулов. За этим следует приобщение
к асоциальной группе сверстников, мелкое
хулиганство, издевательство над младшими
и слабыми, отнимание карманных денег,
угон велосипедов, мотоциклов, которые
потом бросают где попало, с целью покататься.
Реже встречаются мошенничество, лёгкие
противозаконные спекулятивные сделки,
вызывающее поведение в общественных
местах. К этому могут присоединиться
"домашние кражи" небольших сумм
денег.
Профессиональная работа психолога с трудновоспитуемыми детьми не должна и не может подменить собой собственно педагогическую работу с ними. И не только по тому, что психолог в принципе не лучший воспитатель, чем учитель. А потому, что в подходе к трудному ребёнку или подростку каждый из них действует своими средствами и реализует свою задачу: педагог задаёт систему общественных ценностей, нравственных идеалов, определяет направление, содержательные "перспективные линии" личного развития; психолог обеспечивает формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов. Смешение этих задач, подмена одна другой оказываются малоэффективными для воспитания "трудных" детей и создаёт условия для возникновения чувства профессиональной неполноценности, как у педагога, так и у психолога для профессиональных конфликтов между ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В наши дни одной из основных проблем школьного воспитания стала острая необходимость разрешения конфликтных ситуаций и коренное преломление искажения личности ребенка в семье и иных микросоциумах. Часто приходиться иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей.
Таким
образом, на сегодня не остается иного
выхода как наиболее лояльными методами
исправлять сложившуюся ситуации.
К тому же делать это надо исключительно
так, чтобы не травмировать податливую
психику ребенка, что возможно только
благодаря работе квалифицированных
психологов и педагогов. Ведь любое
действие, направленное на подавление
деликвентных проявлений может дать
как положительный так и
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Беличева С.А. Социально-
2.
Белозерова Л.И. Основы теории
и методики воспитательной
работы школы с трудными
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.:Совершенство, 1997.
6.
Грищенко Л.А., Алмазов Б.И. Психология
отклоняющегося поведения и
задачи педагогической
7.
Заика Е.В. и др. Психологическая
характеристика личности
9.
Овчарова Р.В. Справочная
10.
Рабочая книга школьного
11.
Чуменко Е.В. Содержание
Информация о работе Проблемы воспитательной работы с трудновоспитуемым ребенком в условиях школы