Проблемы воспитательной работы с трудновоспитуемым ребенком в условиях школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 08:47, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе раскрывается понятие «трудный» ребенок, причины этой «трудности» и возможные последствия. Описывается методика работы школы в данном направление и роль школьного психолога.

В ходе написания данной работы использовался метод анализа педагогической и психологической литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3

«ТРУДНЫЙ» РЕБЕНОК………………………………………………………………………4

РАБОТА ШКОЛЫ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ…………………………… 7

РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ. …..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

проблема воспитательной работы с трудновоспитуемым ребенком в условиях школы.docx

— 36.53 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО  – ВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной педагогики 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ  «Теория и методика воспитания»

Тема: «Проблемы  воспитательной работы с трудновоспитуемым  ребенком в условиях школы» 
 

                                            Выполнила:

                                                                         Студентка  группы СПз –  91

     II курса, специальность:

                                                                     «Социальная педагогика»

                                                         Вишнякова Т.Е.

                                                Проверил: 
 
 
 
 

     Магадан

     2011 год

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3

«ТРУДНЫЙ» РЕБЕНОК………………………………………………………………………4

РАБОТА ШКОЛЫ  С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ…………………………… 7

РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ. …..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………. 15

 

     ВВЕДЕНИЕ.

     Тема  данной работы: «Проблема воспитательной работы с трудновоспитуемым ребенком в условиях школы». Вышеуказанная  тема очень актуальна в любом  воспитательном учреждении, будь то детский  садик, школа или оздоровительное  учреждение. Конфликтных детей никто  не изолирует от общества, напротив же, их пытаются исправить, в первую очередь, методом общественного  давления, что, как правило, ведет к искажению личности ребенка и требует высококвалифицированной помощи специалистов.

     В данной работе раскрывается понятие  «трудный» ребенок, причины этой «трудности» и возможные последствия. Описывается методика работы школы  в данном направление и роль школьного  психолога.

     В ходе написания данной работы использовался  метод анализа педагогической и  психологической литературы.

 

     

       «ТРУДНЫЙ» РЕБЕНОК.

     В психологии нет единого  понимания  "трудного" ребенка,  единого  подхода  к  диагностике и коррекции его поведения и личностного развития.  Само понятие "трудный подросток" приняло  форму широко распространенного социального стереотипа.  Прежде всего, необходимо отделить понятие "трудный" от понятия "трудновоспитуемый". Трудновоспитуемость предполагает сопротивление воспитательному воздействию,  вызванное самыми разными причинами, включая дефекты умственного и физического развития, педагогические просчеты, затрудненную социальную адаптацию к той или иной усваиваемой социальной роли, особенности характера,  темперамента,  другие  личностные особенности и, наконец, отклонения асоциального характера.  Как известно, сопротивление воспитательному воздействию не всегда связано с социальной запущенностью, с отклонениями в сознании и поведении подростка. Оно может проявляться и как следствие педагогических просчетов, неумения осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.  Так,  скажем, особо одаренный учащийся может вызывать серьезные затруднения у педагога самостоятельностью своего мышления,  неприятием  привычных, трафаретных решений, объяснений отдельных явлений, склонностью к спорам , возражениям.  Конфликты,  возникающие в учебной деятельности,  переносятся на взаимоотношения с педагогом, что также представляет особый вид трудновоспитуемости,  который отнюдь не создает предпосылок противоправного поведения. Стереотип же "трудный" несет в себе определенные ожидания общественно опасного  поведения и предполагает набор вполне определенных типических и социальных качеств,  которые хорошо осознаются  как самими ребятами, так и взрослыми. 1

     По  отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

     Причины такого отставания кроются:

     Во-первых, в самом подростке, его психологических  особенностях. Этот возраст трудный  сам по себе. Подростку присущ целый  комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а  с другой, – сохраняет детские  черты, не умеет совершать самостоятельные  действия и принимать решения, предъявляет  завышенные требования к учителям и  родителям, критичен по отношению к  ним, а сам не умеет владеть  собой.

     Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.

     Дети  отражают образ жизни отцов и  матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.
  • Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
  • Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.

 

      РАБОТА ШКОЛЫ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ ДЕТЬМИ.

     Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:

     1. Изучение проблемных детей.

     2. Составление классным руководителем  индивидуального плана работы  с этими детьми.

     3. Организация помощи педагогически  запущенным детям.

     Прежде  всего,классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  • определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
  • установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  • изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  • установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
  • ознакомиться с положением ребенка в семье;
  • изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
  • выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

     Для облегчения работы всего педагогического  коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:

  • составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
  • проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
  • установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
  • определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
  • изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

     В работе с "трудными" детьми учителю  не обойтись без знаний возрастной педагогики.

     В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

     Классный  руководитель должен:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  • учить уважать товарищей и взрослых;
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

     В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

     На  данном этапе необходимо:

  • подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
  • учить различать истинную и ложную красоту человека;
  • воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
  • формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
  • правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
  • создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
  • организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.

     Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Информация о работе Проблемы воспитательной работы с трудновоспитуемым ребенком в условиях школы