Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:34, реферат
В работе рассматриваются проблемы эстетического воспитания, его взаимосвязь со всеми сторонами воспитания, проследить также, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.
Введение. 2
I. Проблемы эстетического воспитания 3
а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием 3
б) Содержание и методы эстетического воспитания. 5
II. Формирование основ эстетического воспитания. 7 III.
V. Список литературы: 12
нравится), характерный для младших дошкольников, сменяется у старших более
определенными и дифференцированными эстетическими оценками: ”Какая грустная
музыка, даже хочется плакать”, ” Какая у тебя безобразная шляпа, как
горшок”.
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который
берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни.
Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно
продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы,
пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.
Еще одним из главных условий является насыщенность здания
произведениями искусства: картинами, художественной литературой,
музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен
подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом
воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное
искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных
мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем
самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к
труду.
Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность
дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.
Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено
также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют
такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с
художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические
чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно
если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые
орнаменты, узоры и т.д.
Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она
должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды
деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей
бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.
Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного
творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического
воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать
красоту родных напевов, выразительность языка – все это способствует
формированию музыкально-эстетического вкуса.
Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к
самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских
инструментах.
Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является
природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая
природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик,
поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на
своеобразие красок природы, учить слышать «живой» голос леса, поля.
Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать
воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе:
прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми
понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение
взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего
солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и
постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему,
понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем
наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир, особое
место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают
разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но
особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с
животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы.
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и
видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются
самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит
к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям
систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное
отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное,
но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми
обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение,
умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого
человека.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание
художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние
художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат
народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.
Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или
грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой
игрушке.
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое
особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического
вкуса.
Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной
литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию
комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора.
Юмор – форма комического, в которой предметы, события и их поступки
изображаются в смешном виде.
У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего
детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять
трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге “От двух до пяти”: ”…Это
задача немалая – воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество,
которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой
неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.”1
Исследователи – психологи С.П.Рубинский, М.М.Конина считают, что
развивать у детей способность замечать и понимать смешное – значит
развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять
комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей,
сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это
обогащает мысль и фантазию.
Чувство комического у детей в значительной степени отличается от
данного чувства взрослого человека. Оно возникает в результате раскрытия
доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства комического
у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Маленькому ребенку
доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического, основанные на
несоответствии привычке, ожиданию. Способность замечать отклонения от нормы
и воспринимать их как комические появляются в результате формирования у
малышей достаточно устойчивых представлений о внешнем виде предметов,
людей, животных, об их движениях. Дети младшего и среднего дошкольного
возраста легче всего воспринимают комическое в поведении животных, близких
им по возрасту сказочных персонажей, ровестников. Труднее – в поведении
взрослых. Так как они являются для детей образцом разумного, поэтому
смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может заметить уже более тонкие
несоответствия, часто смеется над нелогичностью действий и поступков
взрослых. В этом возрасте дети с удовольствием слушают смешные сказки,
стихи, пытаются сами создавать комические ситуации в рисунках и сказках.
“У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный
материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач
воспитания”1 – писал К.Чуковский.
Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора способствуют
произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др.,
раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.
Необходимо постепенное усложнение комического содержания. Вначале
используются произведения, где ярко выражены комические ситуации, в основе
которых лежит одушевление предметов, незнание героями элементарных правил
поведения, известных детям.
Затем подбираются произведения более сложные, содержащие комизм,
основанный на нелогичности поступков, показе каких-либо отрицательных
качеств персонажа.
Для воспитания чувства юмора незаменимы “перевертыши – педагогически
ценные познавательные произведения. Они закрепляют у ребенка правильное
понимание действительности. Они не только забава, но и полезный умственный
труд.
Перевертыши – это произведения, где их герои действуют вопреки своим
реаль ныи свойствам и качествам. Замечательным мастером перевертышей был
К.Чуковский. Стихи о перевернутом мире по своей природе шалость, комическая
игра, вольность, они подводят ребенка к первоосновам юмора. Это новая
ступенька в познании, так как ребенок утверждается в житейском опыте, он
явственно ощущает вздор, знает, что на самом деле все не так.
Рассматривая следующий этап жизни человека – младший школьный возраст,
можно отметить, что ребенок уже имеет представление о красоте. В школе
также происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и вкусов.
В период младшего школьного возраста создаются благоприятные условия для
дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического
вкуса.
Исследования психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том , что
у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с
удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к
окружающим.
Формирование эстетических чувств у младших школьников происходит так
же в процессе художественно-изобразительной
последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому
видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только
воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожденными.
Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании
эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни,
огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая
небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способны
достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его
охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, с
теми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное
произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства
выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает у детей
не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко
различать произведения разных жанров.
В школе уже больше внимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в
основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним
из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно
переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие
учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими
глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду
творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-
художественных промыслов: Гжели художественная роспись по керамике),
Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные
жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при
выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки
детского творчества, где можно увидеть множество удивительного,
неожиданного и красивого в поделках детей.
Чувства, в том числе и эстетические – специфическая форма отражения
окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в
повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков,
которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только
наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей
эстетических чувств. Природа – это самый совершенный объект для
эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами.
Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы,
гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические