Проблемы эстетического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:34, реферат

Краткое описание

В работе рассматриваются проблемы эстетического воспитания, его взаимосвязь со всеми сторонами воспитания, проследить также, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.

Оглавление

Введение. 2
I. Проблемы эстетического воспитания 3
а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием 3
б) Содержание и методы эстетического воспитания. 5
II. Формирование основ эстетического воспитания. 7 III.
V. Список литературы: 12

Файлы: 1 файл

Проблемы эстетического воспитания реферат.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

нравится), характерный для младших дошкольников, сменяется у  старших  более

определенными и дифференцированными эстетическими оценками: ”Какая  грустная

музыка, даже хочется плакать”,  ”  Какая  у  тебя   безобразная  шляпа,  как

горшок”.

      Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский  сад,  который

берет на себя функцию организованной  подготовки  детей  к  взрослой  жизни.

Вопросы эстетического воспитания  в  детском  саду  начинаются  с  тщательно

продуманного оформления помещения. Все, что окружает  ребят:  парты,  столы,

пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.

      Еще  одним   из   главных   условий   является   насыщенность   здания

произведениями    искусства:    картинами,    художественной    литературой,

музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен  быть  окружен

подлинными  произведениями  искусства.  Большое  значение   в   эстетическом

воспитании детей дошкольного возраста имеет  народно  декоративно-прикладное

искусство.  Воспитатель  должен  знакомить  детей   с   изделиями   народных

мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими.  Тем

самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству,  уважение  к

труду.

      Эстетическое  воспитание   должно   вызывать   активную   деятельность

дошкольника. Важно не только чувствовать, но  и  создавать  нечто  красивое.

Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду,  направлено

также и на развитие эстетических  чувств,  поэтому  большое  значение  имеют

такие   систематические   занятия,   как   музыкальные,    ознакомление    с

художественной литературой,  рисование,  лепка  и  аппликация.  Эстетические

чувства развиваются  на  занятиях  изобразительной  деятельностью,  особенно

если воспитатель учит детей  подбирать  формы,  цвета,  составлять  красивые

орнаменты, узоры и т.д.

      Очень важную роль в создании эстетической  среды  играет  музыка.  Она

должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в  другие  виды

деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает  у  детей

бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.

      Игры  с  пением  и  хороводами  строятся  на  произведениях  народного

творчества,   являясь   прекрасным   материалом    нравственно-эстетического

воспитания  детей.  Усваивая  народные  образы,  дети  начинают  чувствовать

красоту  родных  напевов,  выразительность  языка  –  все  это  способствует

формированию музыкально-эстетического вкуса.

      Получая  разнообразные  музыкальные  впечатления,  дети  стремятся   к

самостоятельному музицированию, подбирая  полюбившиеся  мелодии  на  детских

инструментах.

      Также одним из важнейших  средств  эстетического  воспитания  является

природа – вечный  источник  разнообразных  эстетических  переживаний.  Живая

природа  воздействует  на  малыша,  вызывая  у  него  эмоциональный  отклик,

поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей  на

своеобразие  красок  природы,  учить  слышать  «живой»  голос  леса,   поля.

Прогулки должны создавать у  детей  радостное  настроение.  Необходимо  дать

воспитанникам  почувствовать  удовольствие   от   пребывания   на   природе:

прохладно, поют птицы, шумят деревья.  Совместное  рассматривание  с  детьми

понятных детям проявлений красоты  в  природе,  ярко  выраженное  восхищение

взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки,  заходящего

солнца  вызывают  у  ребенка  соответствующие  эмоциональные  переживания  и

постепенно формируют у  него  дифференцированное  отношение  к  окружающему,

понимание красивого. Малыш начинает потом  уже и сам выделять  в  окружающем

наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”

      Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный  мир,  особое

место в котором  отведено  животным.  Знания  о  животных  дети  приобретают

разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм.  Но

особое значение в  дошкольном  возрасте  имеет  непосредственное  общение  с

животными. Поэтому в  детском  саду  специально  создаются  уголки  природы.

Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только  смотреть,  но  и

видеть, не только слушать, но и  слышать.  Именно  на  их  основе  рождаются

самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что  приводит

к постепенному накоплению и углублению  знаний.  Наблюдения  помогают  детям

систематически знакомиться с миром животных и  проявлять  свое  внимательное

отношению к нему. Они начинают замечать не только  необычное,  удивительное,

но и в обыденном, привычном начинают находить  интересное.  Уход  за  живыми

обитателями уголка формирует у детей эстетическое  восприятие  и  отношение,

умение создавать красоту самому и с уважением  относиться  к  труду  другого

человека.

      Формирование  первых  эмоционально-эстетических   оценок,   воспитание

художественного вкуса  во  многом  зависит  от  игры.  Общеизвестно  влияние

художественных игрушек на эстетическое  воспитание  детей.  Примером  служат

народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.

      Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или

грязная кукла не только  некрасива,  но  и  воспитывает  равнодушие  к  этой

игрушке.

      Пример  воспитателя,  его  эмоциональная  отзывчивость   на   красивое

особенно необходимы детям  для  становления  их  собственного  эстетического

вкуса.

      Немалую роль играют занятия по  ознакомлению  детей  с  художественной

литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети  осваивают  категорию

комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора.

      Юмор – форма комического, в которой предметы, события  и  их  поступки

изображаются в смешном виде.

      У ребенка очень важно  воспитывать  чувство  юмора  с  самого  раннего

детства,  оно  способствует  душевному  здоровью,   помогает   противостоять

трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге “От двух до пяти”:  ”…Это

задача  немалая  –  воспитать  в  ребенке  юмор,  то  драгоценное  качество,

которое,  когда  ребенок  подрастет,  увеличит  его   сопротивление   всякой

неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.”1

      Исследователи  –  психологи  С.П.Рубинский,  М.М.Конина  считают,  что

развивать  у  детей  способность  замечать  и  понимать  смешное  –   значит

развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того,  что  бы  понять

комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение  вещей,

сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей  действительностью.  Это

обогащает мысль и фантазию.

      Чувство комического у  детей  в  значительной  степени  отличается  от

данного чувства взрослого человека. Оно  возникает  в  результате  раскрытия

доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства  комического

у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Маленькому  ребенку

доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического,  основанные  на

несоответствии привычке, ожиданию. Способность замечать отклонения от  нормы

и воспринимать их как комические  появляются  в  результате  формирования  у

малышей  достаточно  устойчивых  представлений  о  внешнем  виде  предметов,

людей, животных, об их  движениях.  Дети  младшего  и  среднего  дошкольного

возраста легче всего воспринимают комическое в поведении  животных,  близких

им по возрасту сказочных персонажей,  ровестников.  Труднее  –  в  поведении

взрослых. Так  как  они  являются  для  детей  образцом  разумного,  поэтому

смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой.

      В старшем дошкольном возрасте ребенок может заметить уже более  тонкие

несоответствия,  часто  смеется  над  нелогичностью  действий  и   поступков

взрослых. В этом возрасте  дети  с  удовольствием  слушают  смешные  сказки,

стихи, пытаются сами создавать комические ситуации в рисунках и сказках.

      “У ребенка есть  великая  потребность  смеяться.  Дать  ему  добротный

материал для удовлетворения этой потребности – одна не  из  последних  задач

воспитания”1 – писал К.Чуковский.

      Формированию у детей дошкольного возраста чувство  юмора  способствуют

произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака,  Носова  и  др.,

раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.

      Необходимо  постепенное  усложнение  комического  содержания.  Вначале

используются произведения, где ярко выражены комические ситуации,  в  основе

которых лежит одушевление предметов, незнание  героями  элементарных  правил

поведения, известных детям.

      Затем  подбираются  произведения  более  сложные,  содержащие  комизм,

основанный  на  нелогичности  поступков,  показе  каких-либо   отрицательных

качеств персонажа.

      Для воспитания чувства юмора незаменимы “перевертыши  –  педагогически

ценные познавательные произведения.  Они  закрепляют  у  ребенка  правильное

понимание действительности. Они не только забава, но и  полезный  умственный

труд.

      Перевертыши – это произведения, где их герои действуют  вопреки  своим

реаль ныи свойствам и качествам.  Замечательным  мастером  перевертышей  был

К.Чуковский. Стихи о перевернутом мире по своей природе шалость,  комическая

игра, вольность, они  подводят  ребенка  к  первоосновам  юмора.  Это  новая

ступенька в познании, так как ребенок утверждается  в  житейском  опыте,  он

явственно ощущает вздор, знает, что на самом деле все не так.

      Рассматривая следующий этап жизни человека – младший школьный возраст,

можно отметить, что ребенок уже  имеет  представление  о  красоте.  В  школе

также происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и  вкусов.

В период младшего школьного возраста создаются  благоприятные   условия  для

дальнейшего развития эстетических  чувств  детей,  воспитание  эстетического

вкуса.

      Исследования психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том ,  что

у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению,  они  с

удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение  к

окружающим.

      Формирование эстетических чувств у младших школьников  происходит  так

же  в   процессе   художественно-изобразительной   деятельности.   Организуя

последовательно усложняющуюся систему заданий,  обучая  детей  эстетическому

видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не  только

воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

      Эстетические чувства так же как и моральные, не являются  врожденными.

Они   требуют   специального   обучения   и   воспитания.   В   формировании

эстетического  восприятия  музыки,  в  частности  русской  народной   песни,

огромную  роль  играет  обогащение  детей  специальными  занятиями.   Слушая

небольшие  музыкальные   произведения,   учащиеся   2-3   классов   способны

достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко  его

охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией  композитора,  с

теми   условиями,   в   которых   было   написано   конкретное   музыкальное

произведение,  раскрывая  детям  его  замысел  и  присущие  музыке  средства

выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает  у  детей

не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать  и  тонко

различать произведения разных жанров.

      В школе уже больше внимания уже уделяется сложным  наукам,  поэтому  в

основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное  время.  Одним

из  эффективных  средств   эстетического   воспитания,   в   котором   тесно

переплетается  формирование  трудовых  навыков  и  художественное   развитие

учащихся начальных классов, являются кружки.  Они  позволяют  детям  другими

глазами взглянуть на окружающее, побуждают  в  них  радость  труда  и  жажду

творчества.  Дети  знакомятся  с   изделиями   широко   известных   народно-

художественных  промыслов:  Гжели   художественная  роспись  по   керамике),

Хохломы, Палеха, Городца (роспись  по  дереву)  и  другие.  Не  ограниченные

жестким временем урока, дети проявляют  больше  творчества  и  фантазии  при

выполнении самостоятельных  работ.  Ярким  примером  этому  служат  выставки

детского   творчества,   где   можно   увидеть   множество    удивительного,

неожиданного и красивого в поделках детей.

      Чувства, в том числе и эстетические –  специфическая  форма  отражения

окружающего. Поэтому они не  могут  возникнуть  и  развиваться  там,  где  в

повседневном окружении нет тех сочетаний предметов,  форм,  красок,  звуков,

которые  могут  быть  восприняты  как  образцы  прекрасного.  Однако  только

наличие  этих  объектов  еще  недостаточно   для   возникновения   у   детей

эстетических  чувств.  Природа  –   это   самый   совершенный   объект   для

эстетического  воспитания ребенка, он всегда находится  перед  его  глазами.

Но ребенок должен научиться воспринимать присущие  ей  разнообразные  формы,

гармонию  красок,  звуков,  запахов  и  испытывать  при  этом   эстетические

Информация о работе Проблемы эстетического воспитания