Проблемы эстетического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:34, реферат

Краткое описание

В работе рассматриваются проблемы эстетического воспитания, его взаимосвязь со всеми сторонами воспитания, проследить также, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.

Оглавление

Введение. 2
I. Проблемы эстетического воспитания 3
а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием 3
б) Содержание и методы эстетического воспитания. 5
II. Формирование основ эстетического воспитания. 7 III.
V. Список литературы: 12

Файлы: 1 файл

Проблемы эстетического воспитания реферат.doc

— 98.50 Кб (Скачать)


Проблемы эстетического воспитания

                     Голицынский военный институт ФПС РФ

                  кафедра социально-экономических дисциплин

 

 

                                                 Факультет заочного обучения

                                                        отделения психологии

 

 

 

                                   Реферат

 

                студентки II курса Котовой Елены Михайловны.

 

                 Тема : “Проблемы эстетического воспитания”.

 

 

 

                            Научный руководитель

 

                                Белоконь А.М.

 

 

 

                             Голицыно – 2000 год

                                  П  Л А Н.

 

      Введение.   2

 

 

      I. Проблемы эстетического воспитания    3

 

        а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,

  художественным воспитанием 3

        б) Содержание и методы эстетического воспитания. 5

 

      II. Формирование основ эстетического воспитания.   7

 

      III.

 

      V. Список литературы:  12

 

 

                            Введение.

      В своем реферате по теме “Эстетическое воспитание” я хочу  рассмотреть

проблемы эстетического  воспитания,  проследить  его  взаимосвязь  со  всеми

сторонами  воспитания,  проследить   также,   когда   закладываются   основы

эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.

      Данная работа  состоит  из  введения,  основной  части,  включающей  2

вопроса  и  заключения.  Первый  вопрос  раскрывает  содержание   и   методы

эстетического  воспитания  и  его  взаимосвязь  с  нравственным  и  трудовым

воспитанием.  Во  втором  –  рассматривается  вопрос  о  формировании  основ

эстетического воспитания (в каком возрасте) и как происходит его  дальнейшее

развитие.

      Я считаю, что в наше время  проблема  эстетического  воспитания  очень

актуальна.  Эстетическое  воспитание   развивает   вкус,   умение   замечать

прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому,  что  связано  со  многими

сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в  ребенке

чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку  с

уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

      Все эти  качества  необходимы  для  воспитания  всесторонне  развитого

человека.

 

                    I. Проблемы эстетического воспитания

 

 

а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,

  художественным воспитанием.

 

      Воспитание  как  педагогическое  явление  означает   целенаправленную,

систематическую  и  планомерную  передачу  подрастающему  поколению  системы

научных знаний, умений и навыков.

      Эстетическое   воспитание    –    целенаправленное,    систематическое

воздействие  на  личность  с  целью  ее  эстетического  развития,  то   есть

формирования  творчески  активной   личности,   способной   воспринимать   и

оценивать прекрасное в природе, труде,  общественных  отношениях  с  позиций

эстетического  идеала,  а  также  испытывать  потребность   в   эстетической

деятельности.

      Искусство – ядро  и  генеральное  средство  эстетического  воспитания,

которое, однако, ведется и с  помощью  дизайна,  и  с  помощью  эстетических

аспектов спорта и других форм  деятельности,  несущих  в  себе  эстетическое

содержание.

      Эстетическое воспитание обеспечивает  комплексный  подход  к  развитию

личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание.  Оно  пронизывает

все сферы жизнедеятельности человека: и глубину  его  мышления,  и  тонкость

чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

      Эстетическое воспитание тесно связано со всеми  сторонами  воспитания.

Взаимосвязь   эстетического   и   нравственного   воспитания   и    развития

раскрывается тем, что  этические  и  эстетические  представления  связаны  с

положительными  и  отрицательными  переживаниями  человека.   Например,   та

радость, которая охватывает человека при восприятии  красоты,  очень  похожа

на  чувство  гордости  при  совершении  нравственного  поступка.   Напротив,

отвращение и презрение вызывают не только  безобразные  поступки,  но  и  их

образное отражение в  том  или  ином  виде  искусства.  Воспитательная  сила

искусства  и  заключается  в  том,  что  оно  заставляет  человека   глубоко

переживать самые разнообразные чувства: восторга  и  негодования,  грусти  и

радости, тревоги  и  умиротворения,  любви  и  ненависти  и  соответственным

образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

      Велико воспитательное значение всех  видов  искусства  в  формировании

основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному  краю,

городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно  приобщаются

к понятию Родины.

      Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая  тот

или  иной  материал  в  полезную  вещь,  человек  радуется,  чувствуя   свои

возрастающие силы.

      “Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь  красота

не только то, что получает человек, но прежде  всего  то,  что  он  создает.

Радость труда – красота бытия”[1] – говорил В.А. Сухомлинский.

      В  процессе  художественно-творческой  деятельности   совершенствуется

память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в  рисовании  дети  отражают

то, что хранится в их зрительной памяти.

      В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются

мыслительные операции: синтез,  анализ,  сравнение,  развиваются  умственные

способности,  умение  планировать   свою   деятельность.   Это   содействует

умственному развитию, которое,  в  свою  очередь,  обеспечивает  полноценное

эстетическое воспитание ребенка.

      “Вообще под эстетическим воспитанием  надо  разуметь  не  преподавание

какого-то  упрощенного  детского  искусства,  а   систематическое   развитие

органов  чувств  и  творческих  способностей,  что   расширяет   возможности

наслаждаться красотой  и  создавать  ее.  Трудовое  и  научное  образование,

лишенное  этого  элемента,  было  бы  обездушенным,  ибо  радость  жизни   в

любовании и творчестве есть конечная цель и труда,  и  науки”[2]  –  говорил

А.В.Луначарский.

 

б) Содержание и методы эстетического воспитания.

 

      Содержание  эстетического  воспитания  включает  в  себя  формирование

знаний,  умений  и  навыков,   воспитание   эстетических   чувств,   вкусов,

интересов.

      Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей  формируются

знания о прекрасном.  Под  руководством  взрослых  дети  осваивают  основные

эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и  комического

и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни  –  у  детей  закрепляется

знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой:  прекрасного  или

некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают  и  категорию  смешного,  и

комического. В комизме отражаются противоречия между старым и  новым,  между

должным и реально существующем.

      В  содержание   эстетического   воспитания   входит   и   формирование

элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной.  Дети

приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.

      Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит

и приобретение эстетических навыков и  умений.  В  музыкальной  деятельности

дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной  деятельности  –

умение наблюдать  за  явлениями  и  предметами  окружающего  мира,  замечать

индивидуальные свойства и общие.

      Также в содержание эстетического воспитания входит  развитие  у  детей

самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то  создает,  проявляя

при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

      Далее  я  хочу  рассмотреть  вопрос,  как   все   богатое   содержание

эстетического воспитания можно  воплотить  в  реальность,  с  помощью  чего,

какого “инструмента” это может сделаться.

      По  выражению  А.С.  Макаренко,  этим  инструментом  прикосновения   к

личности, этим способом, в  помощью  которого  совершается  целенаправленное

педагогическое воздействие на сознание и  поведение  воспитанников  является

метод.

      Основными методами , которые используются  в  эстетическом  воспитании

являются:

1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и  рассматривание

   иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками,  за

   облаками и т.д.

2. Также большое значение имеют беседы  и  рассказы,  в  них  ребенок  может

   высказать свое мнение.

3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает  найти  способ

   решения намеченного задания или собственного замысла.

4. Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.

      Таким  образом,  эстетическое  воспитание  играет   большую   роль   в

воспитании  высокообразованного,  культурного  и   нравственного   человека,

обеспечивает комплексный подход к развитию личности,  и  проявляется  это  в

его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

      Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека,  и

направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

 

              II. Формирование основ эстетического воспитания.

 

      В своей работе я хотела  бы  проследить,  когда  закладываются  основы

эстетического воспитания  и как происходит его дальнейшее развитие.

      Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения

к окружающему  –  сложный  процесс,  в  основе  которого  лежит  правильное,

гармоничное развитие чувств.

      Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности,

обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

      “Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так  ясно

и верно нас самих и наши отношения к миру,  как  наши  чувствования:  в  них

слышен  характер  не  отдельной  мысли,  не  отдельного  решения,  а   всего

содержания души нашей и ее строя” – говорил К.Д.Ушинский.1

      Особую   группу  чувств  составляют  высшие   чувства:   эстетические,

нравственные и интеллектуальные.

      Формирование  эстетических  чувств  начинается  с   раннего   детства.

Дошкольный возраст – это  период  первоначального  фактического  складывания

личности. Дети дошкольного и школьного возраста с  большим  желанием  строят

замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с  не

меньшим старанием рисуют карандашами, красками или  мелом.  Родители  должны

всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

      Воспитание у  детей  устойчивого  интереса  к  труду,  желание  понять

красоту окружающего мира начинается  именно  в  семье.  Ребенок  еще  только

научился  сидеть,  сделал  первые  шаги  –  и  уже  в  этом  возрасте  можно

закладывать основы эстетического воспитания.

К концу  преддошкольного  возраста  ребенок  может  переживать  элементарные

эстетические  чувства  и  состояния.  Их  вызывает  красивая,  мелодичная  и

спокойная музыка (типа колыбельной), веселая  песня,  бодрый  марш.  Ребенок

радуется красивому банту на  голове,  любуется  чем-то  блестящим:украшенной

елкой, брошкой и т.д.  В  этих  переживаниях   сначала  отчетливо  выступает

прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания.  Ребенок  повторяет

за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь  с  маленьким  ребенком,  взрослые

должны подчеркивать эстетическую сторону предметов,  явлений  и  их  качеств

словами: «какой красивый красный мяч»,  «как  нарядно  одета  кукла»  и  так

далее.

Очень быстро дети начинают и сами отличать явно  некрасивое,  дисгармоничное

от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.

      Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной

литературы. Во время рассказа детям коротеньких  художественных  и  народных

стишков («ладушки-ладушки»,  «водичка,  водичка,  умой  мое  личико»  и  так

далее) у детей развивается  умение  вслушиваться  в  звуки,  чувство  ритма,

слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.

      Поведение  взрослых,  их  отношение  к  окружающему  миру,  к  ребенку

становится для малыша программой его поведения, поэтому очень  важно,  чтобы

дети видели вокруг себя  как  можно  больше  доброго  и  красивого.  В  этом

возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к  чистоте

и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на  красоту

окружающего мира в самых доступных ее проявлениях.  Взрослые должны  научить

своего ребенка радоваться  хорошей  постройке  товарища,  красивому  букету,

нарядно одетой кукле  –  все  это  будет  прививаться  при  непосредственном

влиянии мамы и папы.

      Оценочное   отношение   взрослых   сказывается   и   на   формировании

эстетических  чувств  детей.  Общий  эмоциональный  тон   (некрасиво   поет,

Информация о работе Проблемы эстетического воспитания