Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:34, реферат
В работе рассматриваются проблемы эстетического воспитания, его взаимосвязь со всеми сторонами воспитания, проследить также, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.
Введение. 2
I. Проблемы эстетического воспитания 3
а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием 3
б) Содержание и методы эстетического воспитания. 5
II. Формирование основ эстетического воспитания. 7 III.
V. Список литературы: 12
Голицынский военный институт ФПС РФ
кафедра социально-экономических дисциплин
студентки II курса Котовой Елены Михайловны.
Тема : “Проблемы эстетического воспитания”.
Научный руководитель
Голицыно – 2000 год
Введение. 2
I. Проблемы эстетического воспитания 3
а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием 3
б) Содержание и методы эстетического воспитания. 5
II. Формирование основ эстетического воспитания. 7
III.
V. Список литературы: 12
Введение.
В своем реферате по теме “Эстетическое воспитание” я хочу рассмотреть
проблемы эстетического воспитания, проследить его взаимосвязь со всеми
сторонами воспитания, проследить также, когда закладываются основы
эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2
вопроса и заключения. Первый вопрос раскрывает содержание и методы
эстетического воспитания и его взаимосвязь с нравственным и трудовым
воспитанием. Во втором – рассматривается вопрос о формировании основ
эстетического воспитания (в каком возрасте) и как происходит его дальнейшее
развитие.
Я считаю, что в наше время проблема эстетического воспитания очень
актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать
прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими
сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке
чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с
уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого
человека.
I. Проблемы эстетического воспитания
а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием.
Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную,
систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы
научных знаний, умений и навыков.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое
воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть
формирования творчески активной личности, способной воспринимать и
оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций
эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической
деятельности.
Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспитания,
которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических
аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое
содержание.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию
личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает
все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость
чувств, характер избирательности и установки, и т.д.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.
Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития
раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с
положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та
радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа
на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив,
отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их
образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила
искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко
переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и
радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным
образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании
основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю,
городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются
к понятию Родины.
Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот
или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои
возрастающие силы.
“Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота
не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает.
Радость труда – красота бытия”[1] – говорил В.А. Сухомлинский.
В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется
память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают
то, что хранится в их зрительной памяти.
В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются
мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные
способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует
умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное
эстетическое воспитание ребенка.
“Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание
какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие
органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности
наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование,
лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в
любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки”[2] – говорил
А.В.Луначарский.
б) Содержание и методы эстетического воспитания.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование
знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов,
интересов.
Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются
знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные
эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического
и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется
знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или
некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и
комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между
должным и реально существующем.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование
элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети
приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит
и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности
дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности –
умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать
индивидуальные свойства и общие.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей
самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя
при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Далее я хочу рассмотреть вопрос, как все богатое содержание
эстетического воспитания можно воплотить в реальность, с помощью чего,
какого “инструмента” это может сделаться.
По выражению А.С. Макаренко, этим инструментом прикосновения к
личности, этим способом, в помощью которого совершается целенаправленное
педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является
метод.
Основными методами , которые используются в эстетическом воспитании
являются:
1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание
иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за
облаками и т.д.
2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может
высказать свое мнение.
3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ
решения намеченного задания или собственного замысла.
4. Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.
Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в
воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека,
обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в
его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.
Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и
направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.
II. Формирование основ эстетического воспитания.
В своей работе я хотела бы проследить, когда закладываются основы
эстетического воспитания и как происходит его дальнейшее развитие.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения
к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное,
гармоничное развитие чувств.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности,
обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
“Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно
и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них
слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего
содержания души нашей и ее строя” – говорил К.Д.Ушинский.1
Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические,
нравственные и интеллектуальные.
Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства.
Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания
личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят
замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не
меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны
всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.
Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять
красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только
научился сидеть, сделал первые шаги – и уже в этом возрасте можно
закладывать основы эстетического воспитания.
К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные
эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и
спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок
радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим:украшенной
елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает
прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет
за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые
должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств
словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так
далее.
Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное
от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.
Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной
литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных
стишков («ладушки-ладушки», «водичка, водичка, умой мое личико» и так
далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма,
слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку
становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы
дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом
возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте
и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту
окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить
своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету,
нарядно одетой кукле – все это будет прививаться при непосредственном
влиянии мамы и папы.
Оценочное отношение взрослых сказывается и на формировании
эстетических чувств детей. Общий эмоциональный тон (некрасиво поет,