Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:15, реферат
Для выполнения работы определены следующие задачи исследования:
1. раскрыть понятия «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке;
2. изучить влияние гендерных различий на обучение подростков иностранному языку;
3. представить методику использования технологии проблемного обучения в классах мальчиков и девочек;
Введение 3
Глава 1. Индивидуализация процесса обучения с учетом гендерных различий учащихся.
1.1. Понятия «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке. 5
1.2. Гендерные различия в процессе обучения подростков:
1.2.1. гендерные различия в коммуникации; 7
1.2.2. гендерные различия в обучении подростков иностранному языку. 10
1.3. Методика использования технологии проблемного обучения в классах мальчиков и девочек. 12
Заключение 17
Список литературы 18
Безусловно, гендерные различия в коммуникативной сфере существуют и большинство этих различий проявляются именно в подростковом возрасте. Проанализировав различные точки зрения, можно сделать вывод о том, что гендерные различия в коммуникативной сфере не являются генетически запрограммированными. В большей степени они обусловлены социальными факторами и потому могут поддаваться воспитательным воздействиям и социально-педагогической коррекции. [3]
1.2.2. Гендерные различия в обучении подростков иностранному языку.
Современная система обучения базируется на гуманистическом подходе, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Задача любого педагога – учитывать по мере возможности природные задатки, способности, а также интересы своих учеников. [10]
Дифференцированный подход в обучении – это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком. [10]
Эффективность методов обучения зависит не только от интеллекта учащихся, но и от их индивидуальных особенностей. Неоднократно в работах авторитетных психологов Л.С. Выготского, Дж. Ашера, Г. Гарднера указывалось на комплексную структуру способностей человека овладевать новым языком. В эту структуру включаются вербальный (лингвистический), музыкальный, логический, пространственный (зрительный), моторный (кинестетический), межличностный (социальный) и внутриличностный (самоанализ) компоненты. В зависимости от того, какая группа способностей наиболее развита, следует варьировать различные способы группового и индивидуального обучения. [10]
Известный психолог А.П. Краковский отмечает, что у подростков 13–15 лет активно развивается логическая память и мышление, а также в связи с тем, что идет половое созревание, происходит определенная половая дифференциация становления личности, ее восприятия окружающего мира и интересов. [7; с. 114]
Американский социолог Дж. Ландис считает, что стереотип о половом различии между девочками и мальчиками с точки зрения внешности и темперамента уже при рождении создан самими людьми. Принято считать, что младенцы девочки меньше размером и весом, красивее и нежнее по сравнению с мальчиками. Родители принимают это как данное и, ведя себя с детьми в соответствии с их полом, развивают у них гендерные социальные навыки, способствующие разделению интересов. Мальчикам с раннего детства дарят машины, пистолеты, инструменты, а девочкам – куклы, посуду, одежду. [10]
В результате в процессе игры девочки чаще всего имитируют семейные роли: гладят, готовят, заботятся о детях. Мальчики же предпочитают конструирование и подвижные игры. [10]
Половое различие детей становится особенно заметным в период их полового созревания. Девочки становятся более эмоциональными и впечатлительными, более щепетильными в вопросах внешнего вида к себе и окружающим, увлекаются новинками моды и косметики. Юноши же более сдержанны и озабочены совершенствованием своих физических и волевых способностей, проявляют интерес к автомобилям и компьютеру в связи с преобладанием у них аналитического мышления. [10]
Следовательно, восприятие девушек отличается от восприятия юношей, и учителю необходимо учитывать сформировавшиеся гендерные особенности учащихся, привлекая их к дифференцированным видам деятельности на уроке. [10]
Исследования, проведенные в США, показали, что обычный мальчик, как правило, отстает от обычной девочки в овладении навыками чтения и письма на 1,5 года. Он меньше привязан к школе, и у него ниже стремление поступить в колледж. Так, в 1997 году в колледжах Америки училось 45% юношей и 55% девушек. Данные Департамента США указывают на то, что современные девушки целеустремленнее, лучше учатся, больше читают и более активны во внеклассной работе. К. Х. Соммерс в своей статье утверждает, что мальчики, по сравнению с девочками, отстают в своем развитии в связи с тем, что им в школе уделяется недостаточно внимания. [10]
Ситуация в российских школах подтверждает выводы американских коллег и подчеркивает необходимость использования метода индивидуального подхода на каждом уроке. [10]
Доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Курского
Государственного университета Ю.И. Семенова утверждает, что феномен гендера в обучении иностранным языкам, играет немаловажную роль при обучении подростков. Юноши и девушки обладают различными социальными ролями, целями и индивидуально-психологическими характеристиками, что детерминирует успешность их обучения. [10]
Российский учитель – практик МОУ «Средней общеобразовательной школы № 9» г. Великого Новгорода Елена Владимировна Кукушкина – автор концепции создания в школе девичьего класса. В течение 4 лет она работает в классе раздельного обучения. Идея создания гомогенных классов принадлежит директору школы Николаю Ивановичу Менюхову, который высказал мысль о том, что мало просто разделить девочек и мальчиков – в этих классах необходимо по-разному строить учебный процесс. За несколько лет работы был накоплен немалый теоретический и практический материал, знание которого помогает дифференцировать педагогическое воздействие с учетом половых психофизических различий детей и позволяет добиваться положительных результатов в обучении. Раздельное обучение подростков, учитывающее их природные психофизические особенности и различия, способствует полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает комфортную, природосообразную среду воздействий в процессе обучения. [8]
Возможность организации оптимального процесса обучения для мальчиков и девочек, создание для них адаптивных методик побудило Е.В. Кукушкину работать в системе раздельного обучения. В основу данной системы легли труды известных ученых - нейропсихологов из Санкт-Петербурга Т.П. Хризман и В.Д. Еремеевой о психофизиологических особенностях мальчиков и девочек. К примеру, мальчики лучше и быстрее выполняют нестандартные задания, а девочки – однотипные; мальчики обладают ярко выраженной способностью к поисковому поведению, тогда как девочкам необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи материала. Существенные различия, о которых важно знать учителю, есть в организации внимания – у мальчиков оно более неустойчивое в продолжение периода врабатываемости, у девочек этот период более короткий; период продуктивной работы у ребят наступает позже, чем у девочек. Перечислим основные принципы работы в классах раздельного обучения. [8]
Принципы работы в классах мальчиков и девочек
(Кукушкина Елена Владимировна)
Таблица 1.3.1[8]
Класс мальчиков |
Класс девочек |
Высокий темп подачи материала Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач Большое количество нестандартных, логических заданий Минимизированное количество повторений пройденного материала Работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, с обязательной сменой лидера Дозированная эмоциональная подача материла, выход на эмоции, чувства через логику Подход к формированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом. |
Размеренный темп урока Достаточное количество повторений для усвоения Дозирование объема и разнообразия новой информации Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению Подход к формированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике Использование на уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь Использование большого количества наглядного материала, опора на зрительную память Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы |
Все вышеперечисленные различия – лишь малая часть особенностей, на которые опираются учителя, работающие в гомогенных классах. Опыт работы показывает, что в раздельном обучении есть много притягательного и полезного. Но мы постоянно помним о том, что дети, когда вырастут, должны понимать друг друга и уметь общаться. Именно поэтому внеклассная работа насыщена совместными мероприятиями: проводим уроки бальных танцев, праздники, КВН, различные конкурсы. [8]
1-й этап - постановка проблемы
(Кукушкина Елена Владимировна)
Таблица 1.3.2 [8]
В классе девочек |
В классе мальчиков | |
1. Акцент на эмоциональное пережи 2. Формулирование проблемы возможно учителем |
Акцент на осознание противоречия и самостоятельное формулирование проблемы | |
Примеры |
Прием «яркое пятно» 1. Предъявить противоречивые факты, теории. 2. Обнажить житейское представление вопросом, практическим заданием на «ошибку», предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью |
Прием «актуальность» 1. Дать практическое задание: – невыполнимое вообще; – несходное с предыдущим. 2. Показать неприменимость старых знаний. 3. Поставить проблемный вопрос |
Методы постановки учебной проблемы |
1. Сообщение проблемы от проблемной ситуации. 2. Побуждающий диалог, репродуктивный |
1. Самостоятельная постановка 2. Побуждающий диалог на актуализацию приемов умственных действий (анализа, синтеза, сравнения) |
2-й этап – поиск решения учебной проблемы
(Кукушкина Елена Владимировна)
Таблица 1.3.3 [8]
В классе девочек |
В классе мальчиков | |
Методы |
Сообщение гипотез, проверка их учителем или ученицами |
Выдвижение гипотез, проверка их учениками |
Проблемно-диалогические методы (сокращенные) |
Побуждающий (провоцирование, подталкивание мысли ученика): – скачок к неизвестному, догадка; – переживание учеником броска, риска; – возможны неожиданные ответы |
3-й этап – этап воспроизведения знаний
(Кукушкина Елена Владимировна)
Таблица 1.3.4[8]
Задания |
В классе |
В классе мальчиков |
Устные |
Выполнение научным языком в форме: 1. Задай вопрос по теме в виде взаимного опроса. 2. Объясни тему урока младшим детям с примерами |
Выполнение научным языком в форме: 1. Сформулируй главную мысль урока и задай вопросы в виде игры «Пресс - конференция». 2. Сформулируй пункты плана, алгоритм изучения темы |
Письменные |
Выполнение образным язы ком в форме: 1. Придумай загадку по теме. 2. Раскрой тему в форме стихотворения или сказки |
Выполнение научным языком в форме: 1. Представь пункт плана
или тему урока в форме 2. Составь словарь опорных слов |
Заключение
В нашей работе рассмотрены вопросы гендерных различий подростков. Благодаря взглядам многих авторитетных психологов, педагогов, социологов, ученых на эту проблему, можно предположить, что роль гендера и гендерных различий в организации процесса обучения в настоящее время является значимой. Это связано с актуальностью проблемы, где одним из способов ее решения является индивидуализация процесса обучения с учетом гендерных различий учащихся.
Благодаря работам Берна, Здравомысловой, Ильина нам удалось раскрыть понятия «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке. С помощью разработок учителей - практиков Клециной, Кукушкиной и Семеновой мы представили основные черты гендерных различий в коммуникации подростков; продемонстрировали методику работы в гомогенных классах; обозначили, что феномен гендера в обучении иностранным языкам, играет немаловажную роль при обучении подростков, так как гендер детерминирует успешность обучения юношей и девушек. При продолжении нашей работы мы планируем разработать фрагмент урока английского языка на основе методики работы в классах мальчиков и девочек.
Информация о работе Проблема гендерных различий в организации процесса обучения подростков