Проблема гендерных различий в организации процесса обучения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:15, реферат

Краткое описание

Для выполнения работы определены следующие задачи исследования:
1. раскрыть понятия «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке;
2. изучить влияние гендерных различий на обучение подростков иностранному языку;
3. представить методику использования технологии проблемного обучения в классах мальчиков и девочек;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Индивидуализация процесса обучения с учетом гендерных различий учащихся.
1.1. Понятия «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке. 5
1.2. Гендерные различия в процессе обучения подростков:
1.2.1. гендерные различия в коммуникации; 7
1.2.2. гендерные различия в обучении подростков иностранному языку. 10
1.3. Методика использования технологии проблемного обучения в классах мальчиков и девочек. 12
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат Гильманова.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Безусловно, гендерные различия в коммуникативной сфере существуют и большинство этих различий проявляются именно в подростковом возрасте. Проанализировав различные точки зрения, можно сделать вывод о том, что гендерные различия в коммуникативной сфере не являются генетически запрограммированными. В большей степени они обусловлены социальными факторами и потому могут поддаваться воспитательным воздействиям и социально-педагогической коррекции. [3]

 

1.2.2. Гендерные различия в обучении подростков иностранному языку.

Современная система обучения базируется на гуманистическом подходе, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Задача любого педагога – учитывать по мере возможности природные задатки, способности, а также интересы своих учеников. [10]

Дифференцированный подход в обучении – это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком. [10]

Эффективность методов обучения зависит не только от интеллекта учащихся, но и от их индивидуальных особенностей. Неоднократно в работах авторитетных психологов Л.С. Выготского, Дж. Ашера, Г. Гарднера указывалось на комплексную структуру способностей человека овладевать новым языком. В эту структуру включаются вербальный (лингвистический), музыкальный, логический, пространственный (зрительный), моторный (кинестетический), межличностный (социальный) и внутриличностный (самоанализ) компоненты. В зависимости от того, какая группа способностей наиболее развита, следует варьировать различные способы группового и индивидуального обучения. [10]

Известный психолог А.П. Краковский отмечает, что у подростков 13–15 лет активно развивается логическая память и мышление, а также в связи с тем, что идет половое созревание, происходит определенная половая дифференциация становления личности, ее восприятия окружающего мира и интересов. [7; с. 114]

Американский социолог Дж. Ландис считает, что стереотип о половом различии между девочками и мальчиками с точки зрения внешности и темперамента уже при рождении создан самими людьми. Принято считать, что младенцы девочки меньше размером и весом, красивее и нежнее по сравнению с мальчиками. Родители принимают это как данное и, ведя себя с детьми в соответствии с их полом, развивают у них гендерные социальные навыки, способствующие разделению интересов. Мальчикам с раннего детства дарят машины, пистолеты, инструменты, а девочкам – куклы, посуду, одежду. [10]

В результате в процессе игры девочки чаще всего имитируют семейные роли: гладят, готовят, заботятся о детях. Мальчики же предпочитают конструирование и подвижные игры. [10]

Половое различие детей становится особенно заметным в период их полового созревания. Девочки становятся более эмоциональными и впечатлительными, более щепетильными в вопросах внешнего вида к себе и окружающим, увлекаются новинками моды и косметики. Юноши же более сдержанны и озабочены совершенствованием своих физических и волевых способностей, проявляют интерес к автомобилям и компьютеру в связи с преобладанием у них аналитического мышления. [10]

Следовательно, восприятие девушек отличается от восприятия юношей, и учителю необходимо учитывать сформировавшиеся гендерные особенности учащихся, привлекая их к дифференцированным видам деятельности на уроке. [10]

Исследования, проведенные в США, показали, что обычный мальчик, как правило, отстает от обычной девочки в овладении навыками чтения и письма на 1,5 года. Он меньше привязан к школе, и у него ниже стремление поступить в колледж. Так, в 1997 году в колледжах Америки училось 45% юношей и 55% девушек. Данные Департамента США указывают на то, что современные девушки целеустремленнее, лучше учатся, больше читают и более активны во внеклассной работе. К. Х. Соммерс в своей статье утверждает, что мальчики, по сравнению с девочками, отстают в своем развитии в связи с тем, что им в школе уделяется недостаточно внимания. [10]

Ситуация в российских школах подтверждает выводы американских коллег и подчеркивает необходимость использования метода индивидуального подхода на каждом уроке. [10]

Доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Курского

Государственного университета Ю.И. Семенова утверждает, что феномен гендера в обучении иностранным языкам, играет немаловажную роль при обучении подростков. Юноши и девушки обладают различными социальными ролями, целями и индивидуально-психологическими характеристиками, что детерминирует успешность их обучения. [10]

    1. Методика использования технологии проблемного обучения в классах мальчиков и девочек.

Российский учитель – практик МОУ «Средней общеобразовательной школы № 9» г. Великого Новгорода Елена Владимировна Кукушкина – автор концепции создания в школе девичьего класса. В течение 4 лет она работает в классе раздельного обучения. Идея создания гомогенных классов принадлежит директору школы Николаю Ивановичу Менюхову, который высказал мысль о том, что мало просто разделить девочек и мальчиков – в этих классах необходимо по-разному строить учебный процесс. За несколько лет работы был накоплен немалый теоретический и практический материал, знание которого помогает дифференцировать педагогическое воздействие с учетом половых психофизических различий детей и позволяет добиваться положительных результатов в обучении. Раздельное обучение подростков, учитывающее их природные психофизические особенности и различия, способствует полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает комфортную, природосообразную среду воздействий в процессе обучения. [8]

Возможность организации оптимального процесса обучения для мальчиков и девочек, создание для них адаптивных методик побудило Е.В. Кукушкину работать в системе раздельного обучения. В основу данной системы легли труды известных ученых - нейропсихологов из Санкт-Петербурга Т.П. Хризман и В.Д. Еремеевой о психофизиологических особенностях мальчиков и девочек. К примеру, мальчики лучше и быстрее выполняют нестандартные задания, а девочки – однотипные; мальчики обладают ярко выраженной способностью к поисковому поведению, тогда как девочкам необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи материала. Существенные различия, о которых важно знать учителю, есть в организации внимания – у мальчиков оно более неустойчивое в продолжение периода врабатываемости, у девочек этот период более короткий; период продуктивной работы у ребят наступает позже, чем у девочек. Перечислим основные принципы работы в классах раздельного обучения. [8]

 

Принципы работы в классах мальчиков и девочек

(Кукушкина Елена Владимировна)

Таблица 1.3.1[8]

Класс мальчиков

Класс девочек

Высокий темп подачи материала

Широкий спектр разнообразной,

нестандартно поданной информации

Разнообразие и постоянное обновление

предлагаемых для решения задач

Большое количество нестандартных,

логических заданий

Минимизированное количество повторений пройденного материала

Работа на уроке в режиме поисковой

активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений

Использование групповых форм работы

с элементами соревновательности, с

обязательной сменой лидера

Дозированная эмоциональная подача

материла, выход на эмоции, чувства

через логику

Подход к формированию правил через

практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне

теории после практической работы с материалом.

Размеренный темп урока

Достаточное количество повторений

для усвоения

Дозирование объема и разнообразия

новой информации

Большое количество типовых заданий,

облегчающих манипулирование новыми

знаниями

Эмоциональная окрашенность нового

материала, движение от эмоций к логическому осмыслению

Подход к формированию правил через

речевые навыки: изучение правил и

обучение применению их на практике

Использование на уроках групповых

форм работы с акцентом на взаимопомощь

Использование большого количества

наглядного материала, опора на зрительную память

Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы


 

Все вышеперечисленные различия – лишь малая часть особенностей, на которые опираются учителя, работающие в гомогенных классах. Опыт работы показывает, что в раздельном обучении есть много притягательного и полезного. Но мы постоянно помним о том, что дети, когда вырастут, должны понимать друг друга и уметь общаться. Именно поэтому внеклассная работа насыщена совместными мероприятиями: проводим уроки бальных танцев, праздники, КВН, различные конкурсы. [8]

1-й этап - постановка  проблемы

(Кукушкина Елена Владимировна)

Таблица 1.3.2 [8]

 

В классе девочек

В классе мальчиков

 

1. Акцент на эмоциональное переживание (удивление, затруднение).

2. Формулирование проблемы

возможно учителем

Акцент на осознание противоречия и самостоятельное формулирование проблемы

Примеры

Прием «яркое пятно»

1. Предъявить противоречивые  факты, теории.

2. Обнажить житейское  представление вопросом, практическим заданием на «ошибку», предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью

Прием «актуальность»

1. Дать практическое задание:

– невыполнимое вообще;

– несходное с предыдущим.

2. Показать неприменимость

старых знаний.

3. Поставить проблемный  вопрос

Методы постановки учебной проблемы

1. Сообщение проблемы от

проблемной ситуации.

2. Побуждающий диалог, репродуктивный

1. Самостоятельная постановка проблемы  учащимися от созданной учителем  проблемной ситуации.

2. Побуждающий диалог на актуализацию приемов умственных действий (анализа, синтеза, сравнения)


 

 

2-й этап – поиск  решения учебной проблемы

 (Кукушкина Елена Владимировна)

Таблица 1.3.3 [8]

 

В классе девочек

В классе мальчиков

Методы

Сообщение гипотез, проверка их учителем или ученицами

Выдвижение гипотез, проверка их учениками

Проблемно-диалогические методы (сокращенные)

Побуждающий (провоцирование, подталкивание мысли

ученика):

– скачок к неизвестному,

догадка;

– переживание учеником

броска, риска;

– возможны неожиданные

ответы

 

 

 

3-й этап – этап  воспроизведения знаний

(Кукушкина Елена Владимировна)

 Таблица 1.3.4[8]

Задания

В классе

В классе мальчиков

Устные

Выполнение научным языком в форме:

1. Задай вопрос по теме  в виде

взаимного опроса.

2. Объясни тему урока младшим детям с примерами

Выполнение научным языком в форме:

1. Сформулируй главную

мысль урока и задай вопросы в виде игры «Пресс - конференция».

2. Сформулируй пункты  плана, алгоритм изучения темы

Письменные

Выполнение образным язы

ком в форме:

1. Придумай загадку по  теме.

2. Раскрой тему в форме

стихотворения или сказки

Выполнение научным языком в форме:

1. Представь пункт плана  или тему урока в форме таблицы, символа, схемы.

2. Составь словарь опорных  слов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В нашей работе рассмотрены вопросы гендерных различий подростков. Благодаря взглядам многих авторитетных психологов, педагогов, социологов, ученых  на эту проблему, можно предположить, что роль гендера и гендерных различий в организации процесса обучения в настоящее время является значимой. Это связано с актуальностью проблемы, где одним из способов ее решения является индивидуализация процесса обучения с учетом гендерных различий учащихся.

Благодаря работам Берна, Здравомысловой, Ильина нам удалось раскрыть понятия «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке. С помощью разработок учителей - практиков Клециной, Кукушкиной и Семеновой мы представили основные черты гендерных различий в коммуникации подростков; продемонстрировали методику работы в гомогенных классах; обозначили, что феномен гендера в обучении иностранным языкам, играет немаловажную роль при обучении подростков, так как гендер  детерминирует успешность обучения юношей и девушек. При продолжении нашей работы мы планируем разработать фрагмент урока английского языка на основе методики работы в классах мальчиков и девочек.

Информация о работе Проблема гендерных различий в организации процесса обучения подростков