Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:15, реферат
Для выполнения работы определены следующие задачи исследования:
1. раскрыть понятия «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке;
2. изучить влияние гендерных различий на обучение подростков иностранному языку;
3. представить методику использования технологии проблемного обучения в классах мальчиков и девочек;
Введение 3
Глава 1. Индивидуализация процесса обучения с учетом гендерных различий учащихся.
1.1. Понятия «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке. 5
1.2. Гендерные различия в процессе обучения подростков:
1.2.1. гендерные различия в коммуникации; 7
1.2.2. гендерные различия в обучении подростков иностранному языку. 10
1.3. Методика использования технологии проблемного обучения в классах мальчиков и девочек. 12
Заключение 17
Список литературы 18
Министерство образования и науки Челябинской области
ГОУ СПО (ССУЗ) Челябинский государственный педагогический колледж № 1
РЕФЕРАТ
Проблема гендерных различий
в организации процесса обучения подростков
Выполнила: Гильманова Юлия
студентка 32 группы
специальность: 050303
руководитель: Рахимова М. Г.
Челябинск 2010
Содержание
стр.
Введение 3
Глава 1. Индивидуализация процесса обучения с учетом гендерных различий учащихся.
1.3. Методика использования технологии проблемного обучения в классах мальчиков и девочек. 12
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Актуальность проблемы исследования. Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом. [2; с. 7]
Проблема гендерных различий волнует умы многих современных социальных психологов, которые предвидят переоценку «гендерных» ценностей. [2; с. 7]
Простым примером является маленький комикс известной американской художницы Николь Холландер, где два персонажа с красными от мороза ушами стоят на улице в самый холодный день года. Один говорит: «Зачем мне шапка, мне холод нипочем». Второй: «Я не ношу шапки, она портит мне всю прическу». Кто из них мальчик, а кто — девочка не составит труда ответить. Ведь каждая из приведенных фраз отражает общепринятый гендерный стереотип.[2; с. 9]
Так как вопросы нравственного развития,
воспитания, обучения, совершенствования
человека волновали общество во все времена
а сейчас особенно, когда все чаще можно
встретить жестокость и насилие, проблемы
решения этих вопросов становятся все
более актуальными. Путей и способов реализации
этой глобальной задачи на сегодняшний
день существует немало. Один из них
видится в индивидуализации процесса
обучения с учетом гендерных различий
учащихся. [9; с. 43]
Современная
педагогическая и психологическая наука
и практика не учитывает пол как важнейшую
характеристику ребенка. Дифференцированный
подход в дошкольном и школьном обучении
и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует. [9; с. 43]
Данная проблема поднимается в трудах ведущих психовизиологов И.С. Кона, В.А. Геодакяна, Б.И. Додоновой, которые считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга. [2; с. 43]
На основании актуальности проблемы нами выбрана тема исследования: «Проблема гендерных различий в организации процесса обучения подростков»
Для выполнения работы определены следующие задачи исследования:
При выполнении реферата мы использовали следующие методы исследования:
Глава 1. Индивидуализация процесса обучения с учетом гендерных разл ыичий учащихся.
1.1 Понятия «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке.
В своих работах английский психолог Ш. Берн подчёркивает, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия). Но факт телесного несходства мужчин и женщин ещё не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время в данном обществе считается свойственным мужчине, а что женщине. [2; с. 256]
Со времён античности до конца 17 века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе. [5; с. 117]
В настоящее время обоснованность жёсткого разделения людей только на два противоположных совпадающих по своим природным характеристикам пола, ставится биологами под сомнение. [5; с. 117]
Как справедливо подчёркивает отечественный доктор психологических наук Е.П. Ильин: «Сочетание различных характеристик каждого уровня определяет многообразие конституциональных особенностей каждого человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический признак: наличие того или иного детородного органа. Индивиды, рождённые с неопределёнными внешними половыми признаками, воспринимаются как биологическая аномалия. Если у индивида одни гениталии, то ему приписывается одно поведение, если другие-, то, соответственно, другое поведение». [5; с. 117]
Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году, это было вызвано чётким разграничением конституциональных и социокультурных аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера. [6, C.9]
Гендер (Gender) - в психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Гендерные различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые». [6; с. 9]
Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. Смешение половых и гендерных характеристик приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты психологических различий, тогда как в ситуациях реального взаимодействия между собой люди редко связывают биологические особенности своего организма с гендерными характеристиками. На смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей, указывает отечественный доктор философских наук О.М. Здравомыслова. Вместе с тем далеко не все психологические различия между мужчинами и женщинами тесно связаны с биологическими, а пол и гендер - не взаимодополняющие категории, социальные конструкты человеческой сексуальности. Только один термин делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит всё встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как другой термин подчёркивает социокультурное происхождение психологических различий. [4]
Советский и российский социолог И.С. Кон считает, что и пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определённый порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия. [6; с. 771]
Таким образом, пол и гендер - не взаимодополняющие категории и социальные конструкты человеческой сексуальности. Термин «пол» делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит всё встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как термин гендер подчёркивает социокультурное происхождение психологических различий. [6; с. 771]
Вопрос терминологии ещё не до конца раскрыт учёными, однако можно сделать вывод о том, что целесообразно использование понятия «пол» только как демографической категории, основанную на биологическом поле, а в остальных случаях применять термин гендер, в связи со смыслом, отражающим социально обусловленную природу мужского и женского. [6; с. 771]
1.2. Гендерные различия в процессе обучения подростков.
Как считает российский учитель – практик Гродненского государственного медицинского университета Е. В. Воронко анализ работ Ш. Берн, И. С. Клециной, Т.В. Бендас, В.Н. Кунициной и др. позволяют нам рассмотреть гендерные различия по трём основным направлениям: индивидные различия, различия на когнитивном уровне, различия на психологическом уровне. [3]
Отдельно Е.В. Воронко сочла целесообразным охарактеризовать различия в коммуникативной сфере у подростков по следующим параметрам:
1) Спонтанное речевое поведение.
Половые различия отсутствуют по таким параметрам этого поведения, как вокализация, общение с матерью, эгоцентрическая речь и вербальные способности. Однако во время просмотра кинофильмов девочки-подростки чаще издают возгласы, звуки и делают комментарии – в силу своей большей коммуникабельности. Им необходимо поделиться с окружающими теми эмоциями, которые они испытывают. [3]
2) Речевые способности.
По способности правильно произносить звуки и подражать им, словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному поведению, лингвистическим способностям половые различия отсутствуют. Хотя в подростковом возрасте у мальчиков больший словарный запас, они быстрее читают и понимают прочитанное. Девочки подросткового возраста больше используют в речи существительных, дополнений; лучше понимают аудиозаписи речи учителя; у них меньшее количество ошибочных ассоциаций; большие способности к словообразованию; более высокие вербальные достижения и узнавание замаскированных слов. [3]
3) Разговор.
Девочки - подростки более охотно ведут «исповедальные» разговоры, особенно с близкими людьми, чаще говорят о своих проблемах, о себе, о своих делах, о своих взаимоотношениях с окружающими. Они в разговоре в большей мере уделяют внимание паралингвистическим и невербальным средствам коммуникации. Девочки подросткового возраста по-другому воспринимают ситуацию коммуникации, нежели мальчики-подростки. Девочки - подростки настроены на сопереживание, а мальчики - подростки ориентированы на практическое решение проблемы, практические советы. Девочки - подростки более склонны к переменам и разнообразию в общении. При дискуссии у мальчиков подросткового возраста на первом месте темы физического здоровья, безопасности и денег, а также они проявляют более открытую заинтересованность сексом. У девочек - подростков на первом месте вопросы личной привлекательности, режим дня, психическое здоровье, манеры, личностные качества, домашние и семейные взаимоотношения. [3]
4) Восприятие вербальных и
гендерные различия были обнаружены среди младших школьников и подростков. Девочки - подростки превосходят мальчиков - подростков в расшифровке и «чтении» невербальных сигналов. Женское превосходство оказывается наибольшим в чтении выражений лица, распознавании лиц, снижается в интерпретации телесных проявлений и сводится к минимуму в оценках тона голоса. Существуют различия в навыках различного реагирования на противоречивое сочетание вербальной и визуальной информации у мужчин и женщин их детьми. Дети привыкают к тому, что матери говорят им неприятные вещи, как правило, с улыбкой на лице. Отцы же улыбаются, говоря приятное, и хмурятся, сообщая о неприятных вещах. Также, при наличии вербальной и визуальной информации девочки подросткового возраста больше доверяют визуальной информации. [3]
5) Круг общения.
Мальчики - подростки в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девочки - подростки, в значительной их части, на более старших представителей мужского пола и никого не выбирают моложе себя. При этом их позиция в отношении общения с лицами разного возраста крайне противоречива. Так, они охотно попечительствуют (помогают, наставляют, ухаживают) именно над младшими детьми. В подростковом возрасте девочки быстрее, чем мальчики устанавливают контакты друг с другом, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются. Число «изгоев» среди школьников 7-8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они не осознают своего положения в классе. Девочки - подростки отвергаются из-за особенностей интеллекта или темперамента, а мальчики - подростки – из-за особенностей характера. Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками подросткового возраста решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга. Среди них распространены нежные прозвища, тогда как мальчики - подростки за основу кличек берут физические особенности или фамилии. [3]
6) Стили общения.
Мужской стиль общения с раннего детства выглядит более активным и предметным, но в тоже время более соревновательным и конфликтным, чем женский. Женщины с раннего детства в большей степени социально ориентированы; ставят акцент на взаимозависимость; они склонны к партнёрской системе взаимодействий; они более ситуативны, привносят больше личного в свою интерпретацию этики; считают, что если кто-то нуждается в помощи, необходимо вмешаться. Мужчины же с детства имеют тенденцию к независимости и доминированию; они напористы, самоуверенны, сосредоточены на задаче, склонны к аналитическому и манипулятивному стилю общения; считают, что плохо вмешивать в чью-то жизнь, если их не просят. [3]
Информация о работе Проблема гендерных различий в организации процесса обучения подростков