Принципы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить закономерности и принципы обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие дошкольной дидактики;
2. Проанализировать процесс обучения дошкольников в детском саду;
3.Практически исследовать условия успешного осуществления обучения старших дошкольников в форме игры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
1.Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста………
1.1 Понятие дошкольной дидактики……………………………………
1.2 Характеристика процесса обучения в детском саду…………………
1.3 Становление предпосылок учебной деятельности
у детей дошкольников……………………………………………………..
1.4 Дидактические принципы обучения дошкольников…………………
2. Эмпирическое исследование
личностно-ориентированного взаимодействия
педагога с дошкольниками в процессе игровых форм обучения……….
2.1 Организация и методика проведения
экспериментального исследования………………………………………..
2.2 Результаты и выводы экспериментального исследования………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...
Приложение………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 68.49 Кб (Скачать)

- С целью оптимизации  процесса подготовки старших  дошкольников к обучению в  школе педагог-взрослый должен  участвовать в играх детей  с позиции «равного партнера»,  владеть игровой грамотой, культурой  игры.

- Процесс подготовки к  школьному обучению у каждого  ребенка отличается индивидуальным  темпом и характером, содержательным  своеобразием проявлений свойств  личности. Поэтому увеличить эффективность  данного процесса возможно организацией  индивидуальной и дифференцированной  работы с детьми по результатам  психолого-педагогической диагностики  уровней психического развития  ребенка.

Для формирования надлежащего  уровня общения старших дошкольников со сверстниками в процессе игрового обучения необходимо выполнять следующие  методические приемы:

1. Совместная деятельность-игра, где дети должны согласовать  свои действия не по заданным  ролям, а по смыслу этой деятельности.

2. В процессе наблюдения  взрослого за совместной игрой  детей взрослый подсказывает  детям, советует, непосредственно  учит взаимодействовать при решении  общей задачи.

3. Введение в игру роли  болельщиков, которые возгласами  одобрения поддерживают одного  из участников или одну из  команд, помогая тем самым игрокам  установить соревновательные отношения.

4. Введение в коллективную  игру роли управляющего, который  руководил бы действиями остальных  участников, но сам непосредственного  участия не принимал. Эта роль  помогает ребенку одновременно  учитывать позиции разных участников  игры.

5.Обучение ребенка игре  одновременно за двух партнеров  со взаимно противоположными  интересами: это формирует у него  «двойную позицию», то есть умение  одновременно рассматривать сложившуюся  ситуацию с разных точек зрения.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что  выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем коллективного обучения старших дошкольников. За пределами исследования остались вопросы, связанные с ситуацией совместной продуктивной и творческой деятельности педагога с дошкольниками при коллективном обучении, которое может рассматриваться как одно из возможных направлений развития и реализации на практике принципов инновационного группового обучения старших дошкольников, в ходе которого можно сформировать ценностное отношение к дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведённое теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы коллективного обучения старших дошкольников позволяет сделать ряд выводов:

1. Известно, что обучение должно быть приноровлено к определенным возрастным этапам, которые проходит ребенок в умственном развитии. Нельзя начать обучать арифметике как трех-, так и двенадцатилетнего ребенка. Наилучший возраст для обучения арифметике колеблется приблизительно между 6 и 8 годами. Огромный педагогический опыт и простые эмпирические наблюдения, а также ряд старых исследований свидетельствуют, что умственное развитие и ход обучения тесно связаны между собой и должны быть приноровлены друг к другу.

Однако эту связь представляли себе слишком просто. Полагали, что  развитие — всегда необходимая предпосылка  для обучения, что если у ребенка  не настолько созрели умственные функции (интеллектуальные операции), чтобы он был не в состоянии  начать обучение по тому или другому  предмету, то оно будет бесплодно. Следовательно, развитие должно предшествовать обучению. Главным образом боялись  преждевременного обучения: не начать обучать ребенка какому-либо предмету слишком рано, когда он для этого  не созрел. Все усилия исследователей были направлены на то, чтобы найти  низший порог обучаемости, т.е. возраст, когда впервые становится возможным  обучение.

Эта точка зрения была поколеблена  тогда, когда был установлен чрезвычайно  важный закон: нельзя обучать какому-либо предмету и слишком поздно. Для  обучения существует всегда наилучший  возрастной срок, не минимальный и  не максимальный. Уклон от этих оптимальных  сроков вниз и вверх оказывается  одинаково гибельным. Подобно тому, как для человеческого организма  существует оптимальная температура  тела и уклон вверх и вниз одинаково  грозит нарушением жизненных функций  и в конце концов смертью. Точно так же и в отношении обучения существует своя оптимальная температура обучения каждому предмету. Если мы начнем слишком рано или слишком поздно, то обучение окажется одинаково затруднительным.

Исследования показали, что отношения  между ходом умственного развития ребенка и его обучением оказываются  неизмеримо более сложными, чем представлялись при решении этого вопроса

2.Методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению базируется на использовании в нем всех видов игр - режиссерской, сюжетно-ролевой, игры с правилами - а также предлагаемого авторского пакета игр и игровых упражнений, направленных на формирование психологической готовности.

С целью оптимизации процесса подготовки старших дошкольников к  обучению в школе педагог-взрослый должен участвовать в играх детей  с позиции «равного партнера», владеть  игровой грамотой, культурой игры.

Процесс подготовки к школьному  обучению у каждого ребенка отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств личности. Поэтому увеличить  эффективность данного процесса возможно организацией индивидуальной и дифференцированной работы с детьми по результатам психолого-педагогической диагностики уровней психического развития ребенка.

Проведенное исследование доказало гипотезу нашего исследования. При  этом, многочисленные аспекты проблемы исследования остаются не достаточно изученными.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 2009. – 176с.

2. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Диалог в процессе познания // Познание и общение. – М.: Наука, 2008. - С.63-69

3. Вербицкий А. А. Деловая игра как вид активного обучения // Современная высшая школа. – Варшава, 2012. - №3/39. – С.129-142

4. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2007. – 179 с.

5. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 2009. - №1.

6. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 2009. – 160 с.

7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 2007.- 287с.

8. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение,  2012. – 319 с.

9. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 2005. – 168 с.

10. Журавлеву И.К. Формы организации процесса обучения // Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского. – М.: Педагогика,  2009

11 Звягин А. Н.Развитие дидактической категории «форма организации учебного занятия»// Совершенствование форм учебных занятий в средней школе. – Челябинск: ЧГПИ, 2011. – С.10-18

12. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика. – Казань, 2009. – 244 с.

13. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. – М.: Русский язык, 2012. – 254 с.

14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических системах. – М.: Арена, 2009.- 387с.

15.Куписевич Ч. Основы  общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. - М., 2012.-176с.

16.  Лейметс Х. И.Как воспитывает процесс обучения?- М.: Знание, 2012

17.Лисина М.И., Силвестру  А.И. Психология самосознания  у дошкольников. - Кишинев: Штиинце,  2012.-287с.

18. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Шахмаев Н.М. Формы организации обучения// Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 2012- 387с.

19.Лисина М.И., Смирнова  Р.А. Формирование избирательных  привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 2005.- 374с.

20. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 2012.-26с.

21. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2011.- 287с..

22. Пиаже Ж. Избранные  психологические труды. – М., 2009. – 97с.

23. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений  детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников  со сверстниками. - М.: Педагогика, 2009.- 238с.

24. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 2009.- 294с.

25. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.М., 2012.- 398с.

26. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 2008.- 287с.

27. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 2008.- 385с.

 

Приложение 1 

 

Методика «Да  и нет не говорите» для определения  уровня развития произвольно-контекстной  формы общения

Методика представляет собой  вариант детской игры «Да и  нет не говорите». Экспериментатор-взрослый задает ребенку вопросы, на которые  тот должен отвечать, не используя  слов «да» или «нет». Перед началом  тестирования взрослый должен объяснить  ребенку правила игры, привести примеры  вопросов и ответов на них, задать пробные вопросы.

Предлагается в методике 25 вопросов.

1.  Тебя зовут ... (неверное имя)

2.  Ты ходишь в детский сад?

3.  Какого вкуса конфеты?

4.  Ночью солнышко светит?

5.  Весной трава зеленая?

6.  Ты любишь мороженое?

7.  Какого цвета у доктора халат?

8.  Ты сейчас спишь?

9.  Доктор стрижет?

10.  Ты хочешь учиться в школе?

11.  Кошка боится мышей?

12.  Морковка круглая?

13.  Какого цвета глаза у кошки?

14.  Лекарства вкусные?

15.  Тебе нравятся музыкальные занятия?

16.  Конфеты горькие?

17.  Сколько тебе лет? Ты умеешь играть на пианино?

19.  Ты умеешь читать?

20.  Повар шьет одежду?

21.  Луна на небе квадратная?

22.  Какие ты любишь цветы?

23.  Снег красного цвета?

24.  Деревья ниже тебя?

25.  Воспитатель варит суп?

Вывод об уровне развития произвольно-контекстной  формы общения

делается на основании  количества правильных ответов (оно  не должно быть меньше 75% на все провоцирующие  вопросы, то есть 15 ответов) и субъективного  наблюдения экспериментатора - насколько  старший дошкольник видит условность позиции взрослого, задаваемых им вопросов.  

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение 2

 

Анкета для  воспитателей

Цель: выявление особенностей организации общения дошкольников в игровых формах обучения.

Уважаемые педагоги ответе, пожалуйста, на следующие вопросы  в открытой форме. Данные анкетирования  помогут нам в исследовании условий  организации общения дошкольников в игровых формах обучения.

1.  Какой смысл Вы вкладываете в понятие «речевая коммуникация»?

2.  Какие способы развития общения дошкольников в игровой деятельности может использовать педагог?

3.  Какие качества педагога могут повлиять на повышение уровня развития общения дошкольников в игровой деятельности? Приведите пример речевой коммуникации с детьми из собственного профессионального опыта?

4.  Какие условия на Ваш взгляд могут способствовать возникновению речевой коммуникации у дошкольников в игровой ситуации?

 

 


Информация о работе Принципы обучения