Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель данного исследования: изучить закономерности и принципы обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие дошкольной дидактики;
2. Проанализировать процесс обучения дошкольников в детском саду;
3.Практически исследовать условия успешного осуществления обучения старших дошкольников в форме игры.
Введение…………………………………………………………………….
1.Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста………
1.1 Понятие дошкольной дидактики……………………………………
1.2 Характеристика процесса обучения в детском саду…………………
1.3 Становление предпосылок учебной деятельности
у детей дошкольников……………………………………………………..
1.4 Дидактические принципы обучения дошкольников…………………
2. Эмпирическое исследование
личностно-ориентированного взаимодействия
педагога с дошкольниками в процессе игровых форм обучения……….
2.1 Организация и методика проведения
экспериментального исследования………………………………………..
2.2 Результаты и выводы экспериментального исследования………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...
Приложение………………………………………………………………...
Содержание
Введение………………………………………………………… 1.Теоретические основы
обучения детей дошкольного |
3 5 5 |
1.2 Характеристика процесса обучения в детском саду………………… |
7 |
1.3 Становление предпосылок учебной деятельности у детей дошкольников……………………………… |
9 |
1.4 Дидактические принципы обучения дошкольников………………… |
15 |
2. Эмпирическое исследование личностно-ориентированного взаимодействия педагога с дошкольниками в процессе игровых форм обучения………. |
17 |
2.1 Организация и методика проведения экспериментального |
17 |
2.2 Результаты и выводы
экспериментального |
22 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Список использованной литературы……………………………………... |
28 |
Приложение…………………………………………………… |
30 |
Введение
Выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Известная оторванность дошкольного
учреждения от реального мира, строгий
научно-системный принцип
Современные активные поиски в области дошкольной педагогики, находящие свое отражение, в основном, в создании многочисленных программ, свидетельствуют о попытках преодоления вышеуказанного противоречия.
Воспитательная личностно
ориентированная деятельность имеет
своим основанием новое понимание
функции дошкольного
Объект исследования: процесс обучения старших дошкольников.
Предметом исследования: являются закономерности и принципы обучения дошкольников.
Цель данного исследования: изучить закономерности и принципы обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие дошкольной дидактики;
2. Проанализировать процесс обучения дошкольников в детском саду;
3.Практически исследовать условия успешного осуществления обучения старших дошкольников в форме игры.
Гипотеза исследования состоит в том, что организация игровых форм обучения старших дошкольников достаточно успешна, если взаимодействие педагога и дошкольника осуществляется на личностно-ориентированной основе.
Методологической основой исследования являются положения о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование педагогов, использование диагностической методики «Да и нет, не говори», качественный и количественный анализ полученных результатов.
Структура исследования. Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1.Теоретические
основы обучения детей дошкольного возраста |
Областью дошкольной педагогики, исследующей закономерности процесса обучения детей дошкольного возраста, является дошкольная дидактика. Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает – обучающий, наставляющий, поучающий.
Предметом дошкольной дидактики является процесс обучения детей.
Идеи обучения детей дошкольного возраста впервые возникли еще на заре становления педагогики как науки. Ян Амос Коменский в книге «Материнская школа» предложил первую в мире программу обучения маленьких детей в семье[12,67] .
Вопросы дошкольной дидактики находили свое отражение в педагогических трудах Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля и других зарубежных ученых. В русской педагогике проблема обучения детей получила свое развитие в трудах В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Е.В. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Е.И. Тихеевой и других исследователей. Обучение дошкольников рассматривалось как процесс, направленный на ознакомление детей с окружающим миром, развитие у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать. Ученые считали, что главное - научить детей учиться, развивать их умственные способности. Данная идея получила свое научное обоснование и глубокую экспериментальную разработку в исследованиях А.П. Усовой в 50-х годах 20 века. [12,67]
Коллектив ученых под руководством А.П. Усовой разработал концепцию о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Исследователями были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, методы обучения. Психолого-педагогические исследования (А.М. Леушина, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская и др.) убедительно свидетельствуют о влиянии обучения на ускорение процесса умственного развития детей дошкольного возраста [15,190].
Исследования последних
лет посвящены в большей
Вместе с тем, ученые отмечают,
что при высоких в общем
показателях умственного
1. Воспитатели далеко
не всегда используют
2. Задачи умственного
воспитания в основном
3. Проводимые занятия
с детьми в детском саду
не всегда отвечают
4. Одной из существенных
причин, влияющих на уровень
Анализ существующих проблем в области обучения современных дошкольников побуждает ученых и практиков к поискам новых форм организации обучения в детском саду. Рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В.Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова).
1.2 Характеристика процесса обучения в детском саду
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм, активное обучающее взаимодействие взрослого и ребенка.
Обучение в дошкольном возрасте, по мнению В.И. Ядэшко, это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний, формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает.
Процесс обучения имеет четкую
структуру. Ее ведущим элементом
является цель. Педагог как организатор
учебного процесса всегда имеет в
своем сознании идеальное представление
о том результате, к которому он
стремится в обучающем
Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения – является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности воспитателя и возрастных особенностей детей. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько индивидуальная методическая система педагога, сложившаяся система его взаимодействия с детьми. Методы обучения являются способами работы не только воспитателя, но и дошкольников. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.
Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду – занятие. Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста.
Результаты обучения как
завершающий компонент процесса
предполагают не только усвоение детьми
знаний, умений и навыков, но и развитие
умственных сил и способностей, формирование
отношения к окружающему. Отсюда
процесс обучения включает деятельность
обучающего – педагога (воспитателя)
и активную деятельность обучающихся
детей. Последняя протекает под
непосредственным руководством воспитателя,
под его организующим воздействием.
Таким образом, обучение – это
специально организованная взаимосвязанная
деятельность тех кто обучает (преподавание)
и кого обучают (учение). Согласно классификации
С.Л. Рубинштейна первым видом учения,
прямо и непосредственно