Принципы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить закономерности и принципы обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие дошкольной дидактики;
2. Проанализировать процесс обучения дошкольников в детском саду;
3.Практически исследовать условия успешного осуществления обучения старших дошкольников в форме игры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
1.Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста………
1.1 Понятие дошкольной дидактики……………………………………
1.2 Характеристика процесса обучения в детском саду…………………
1.3 Становление предпосылок учебной деятельности
у детей дошкольников……………………………………………………..
1.4 Дидактические принципы обучения дошкольников…………………
2. Эмпирическое исследование
личностно-ориентированного взаимодействия
педагога с дошкольниками в процессе игровых форм обучения……….
2.1 Организация и методика проведения
экспериментального исследования………………………………………..
2.2 Результаты и выводы экспериментального исследования………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...
Приложение………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 68.49 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….

1.Теоретические основы  обучения детей дошкольного возраста……… 
1.1  Понятие дошкольной  дидактики……………………………………

3

5

5

1.2 Характеристика процесса  обучения в детском саду…………………

7

1.3 Становление предпосылок  учебной деятельности 

у детей дошкольников……………………………………………………..

 

9

1.4 Дидактические принципы  обучения дошкольников…………………

15

2. Эмпирическое исследование  

личностно-ориентированного взаимодействия

педагога с дошкольниками  в процессе игровых форм обучения……….

 

 

17

2.1 Организация и методика  проведения 

экспериментального исследования………………………………………..

 

17

2.2 Результаты и выводы  экспериментального исследования………….

22

Заключение…………………………………………………………………

26

Список использованной литературы……………………………………...

28

Приложение………………………………………………………………...

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Выдвижение на передний план социальной функции современного образования  заставляет по-новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации  процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Известная оторванность дошкольного  учреждения от реального мира, строгий  научно-системный принцип отбора и структурирования содержания программ воспитания и обучения, далеких от конкретных интересов детей, делают сложными процессы присвоения ребенком культурно-исторического опыта, развития и саморазвития в осмысленной  деятельности.

Современные активные поиски в области дошкольной педагогики, находящие свое отражение, в основном, в создании многочисленных программ, свидетельствуют о попытках преодоления  вышеуказанного противоречия.

Воспитательная личностно  ориентированная деятельность имеет  своим основанием новое понимание  функции дошкольного учреждения, как открытого социально-образовательного учреждения, оказывающего педагогическую помощь и поддержку семьям своих  воспитанников, а также компенсирующего  имеющиеся проблемы в их поведении  и развитии. Последнее возможно только при условии наличия доверия, партнерского взаимодействия и сотрудничества с родителями и родственниками детей. В данной контрольной работе раскрыты способы и пути "выращивания" совместного бытия значимых для  ребенка взрослых ≈ воспитателей и родителей, а также возможности  вовлечения в процесс обучения в  детском саду целостного социального  пространства жизни детей, событий  и ситуаций, имеющих для них  личностный смысл. При этом мы обращаемся к анализу как отечественной, так и зарубежной современной  теории и практики дошкольного образования.

Объект исследования: процесс  обучения старших дошкольников.

Предметом исследования: являются закономерности и принципы обучения  дошкольников.

Цель данного исследования: изучить закономерности и принципы обучения дошкольников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие дошкольной  дидактики;

2. Проанализировать процесс обучения дошкольников в детском саду;

3.Практически исследовать условия успешного осуществления обучения старших дошкольников в форме игры.

Гипотеза исследования состоит в том, что организация игровых форм  обучения старших дошкольников достаточно успешна, если взаимодействие педагога и дошкольника осуществляется на личностно-ориентированной основе.

Методологической основой  исследования являются положения о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование педагогов, использование  диагностической методики «Да и  нет, не говори», качественный и количественный анализ полученных результатов.

Структура исследования. Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

 

 

 

 

     1.Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста 
 
         1.1  Понятие дошкольной дидактики


Областью дошкольной педагогики, исследующей закономерности процесса обучения детей дошкольного возраста, является дошкольная дидактика. Слово  «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает – обучающий, наставляющий, поучающий.

Предметом дошкольной дидактики  является процесс обучения детей. 

Идеи обучения детей дошкольного  возраста впервые возникли еще на заре становления педагогики как  науки. Ян Амос Коменский в книге  «Материнская школа» предложил первую в мире программу обучения маленьких  детей в семье[12,67] .

Вопросы дошкольной дидактики  находили свое отражение в педагогических трудах Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля  и других зарубежных ученых. В русской  педагогике проблема обучения детей  получила свое развитие в трудах В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Е.В. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Е.И. Тихеевой и других исследователей. Обучение дошкольников рассматривалось как процесс, направленный на ознакомление детей с окружающим миром, развитие у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать. Ученые считали, что главное - научить детей учиться, развивать их умственные способности. Данная идея получила свое научное обоснование и глубокую экспериментальную разработку в исследованиях А.П. Усовой в 50-х годах 20 века. [12,67]

Коллектив ученых под руководством А.П. Усовой разработал концепцию о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Исследователями были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, методы обучения. Психолого-педагогические исследования (А.М. Леушина, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская и др.) убедительно свидетельствуют о влиянии обучения на ускорение процесса умственного развития детей дошкольного возраста [15,190].

Исследования последних  лет посвящены в большей степени  разработке вопросов содержания дошкольного  обучения, использования новых средств, в частности информационных технологий (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова, А.Н. Давидчук и др.). Ведутся поиски новых форм организации обучения, дается их психологическое обоснование. [15,190]

Вместе с тем, ученые отмечают, что при высоких в общем  показателях умственного развития у современных детей обнаруживается расхождение между количеством  и качеством знаний, часто знания детей несистемны, отрывочны, разрознены. Отсутствие четких упорядоченных и  осмысленных знаний неизбежно ведет  к новой проблеме – к низкому  уровню обобщения и к плохо  оформленным понятиям. Отмечается недостаточная  сформированность умственной аналитико-синтетической  деятельности (Н.Н. Поддъяков, Н.П. Сакулина, М.П. Голощекина и др.). Эти и другие проблемы в умственном развитии дошкольников объясняются исследователями следующим  рядом причин[18,90]:

1. Воспитатели далеко  не всегда используют возможности  обучения в умственном развитии  на ранних его ступенях, как  правило, основные задачи начинают  решаться в старших группах,  что затрудняет планомерную работу  в умственном воспитании детей.

2. Задачи умственного  воспитания в основном решаются  при проведении занятий по  познавательному развитию, в то  время как при проведении музыкальных  занятий, изобразительных, физкультурных  – такие задачи вообще не  ставятся. А между тем, педагогические  исследования показывают, что в  содержании любых занятий скрыты  большие возможности развивающего  обучения.

3. Проводимые занятия  с детьми в детском саду  не всегда отвечают предъявляемым  требованиям. Воспитатели часто  испытывают серьезные трудности  при отборе и планировании  программного материала занятий,  типичным недостатком при планировании  занятий является то, что в  программное содержание включается, как правило, только формирование  знаний и не всегда конкретно  отражаются другие задачи обучения  и умственного воспитания детей,  такие как развитие мыслительных  процессов (анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, классификации), форм  мышления (умозаключения, суждений, понятий), умственных качеств (любознательности, активности, самостоятельности и  т.д.), умственных действий (умения  наблюдать, планировать свою работу, выбирать способы ее выполнения  и др.), конкретные умения и  навыки учебной деятельности. Решение  этих и других задач будет  зависеть от возрастной группы, вида занятия, опыта детей.

4. Одной из существенных  причин, влияющих на уровень умственного  развития детей является недостаточное  владение многими воспитателями  методами и приемами развивающего  обучения, современными образовательными  технологиями.

Анализ существующих проблем  в области обучения современных  дошкольников побуждает ученых и  практиков к поискам новых  форм организации обучения в детском  саду. Рассматриваются возможности  таких форм обучения, при которых  стимулируется общение между  детьми в процессе решения учебной  задачи (Е.В.Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова).

 

1.2 Характеристика  процесса обучения в детском саду

 

Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм, активное обучающее взаимодействие взрослого и ребенка.

Обучение в дошкольном возрасте, по мнению В.И. Ядэшко, это  систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний, формирование умений и навыков  в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между  теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом  является цель. Педагог как организатор  учебного процесса всегда имеет в  своем сознании идеальное представление  о том результате, к которому он стремится в обучающем взаимодействии с ребенком. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.

Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения – является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного  возраста.

Существенным элементом  структуры процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами  обучающего взаимодействия педагога и  детей. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности воспитателя и возрастных особенностей детей. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная  эффективность самих методов  обучения, сколько индивидуальная методическая система педагога, сложившаяся система  его взаимодействия с детьми. Методы обучения являются способами работы не только воспитателя, но и дошкольников. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.

Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные  формы. Ведущая форма обучения в  детском саду – занятие. Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально  приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста.

Результаты обучения как  завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего – педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся  детей. Последняя протекает под  непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием. Таким образом, обучение – это  специально организованная взаимосвязанная  деятельность тех кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение). Согласно классификации  С.Л. Рубинштейна первым видом учения, прямо и непосредственно направленным на овладение знаниями и умениями является учебная деятельность.

Информация о работе Принципы обучения