Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель данного исследования: изучить закономерности и принципы обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие дошкольной дидактики;
2. Проанализировать процесс обучения дошкольников в детском саду;
3.Практически исследовать условия успешного осуществления обучения старших дошкольников в форме игры.
Введение…………………………………………………………………….
1.Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста………
1.1 Понятие дошкольной дидактики……………………………………
1.2 Характеристика процесса обучения в детском саду…………………
1.3 Становление предпосылок учебной деятельности
у детей дошкольников……………………………………………………..
1.4 Дидактические принципы обучения дошкольников…………………
2. Эмпирическое исследование
личностно-ориентированного взаимодействия
педагога с дошкольниками в процессе игровых форм обучения……….
2.1 Организация и методика проведения
экспериментального исследования………………………………………..
2.2 Результаты и выводы экспериментального исследования………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...
Приложение………………………………………………………………...
2. Эмпирическое исследование личностно-
2.1 Организация
и методика проведения
Цель проведения опытно-
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад «Салават купере» п. Шемордан Сабинского района РТ.
В исследуемую группу вошли
15 старших дошкольников пяти, шести
лет – 9 девочек и 6 мальчиков, а
также 10 педагогов старшей и
На этапе констатирующего эксперимента для выявления особенностей взаимодействия педагога и дошкольника при организации игровых форм коллективного (группового) обучения мы использовали методику «Да и нет не говорите», наблюдение за игровой деятельностью дошкольников в процессе обучения, а также анкетирование педагогов.
Любая форма игры имеет
специфическое значение, направлена
на развитие определенной составляющей
психики ребенка, способствующей формированию
готовности к школьному обучению.
При этом, наибольшее значение для
формирования и развития у старшего
дошкольника произвольно-
Диагностической методикой, позволяющей оценить уровень развития у ребенка произвольной формы общения и, тем самым уровень готовности старшего дошкольника к школьному обучению, являются методики «Да и нет не говорите». Описанная в работе методика способствует диагностике и развитию у старших дошкольников произвольно-контекстной формы общения, а также усвоению обобщенного способа действования.
Вместе с тем в процессе проведения констатирующего эксперимента была использована анкета для педагогов, направленная на выявление представлений о сущности и особенностях развития речевого общения старших дошкольников в процессе игрового обучения. (Приложение 2)
Результаты анкетирования
показали, что большинство из них
(70 %) не имеют четкого представления
о сущности понятия «речевая коммуникация»,
не устанавливают связей между степенью
развитости собственных речевых
коммуникаций и уровнем развития
личности старшего дошкольника. У воспитателей
отсутствовало понятие о
Третий вопрос был направлен на выяснение позиции педагога в процессе речевого взаимодействия с ребенком. В ответах воспитателей акценты были сделаны на личностные качества педагога, как субъекта коммуникации (40%), такие как доброжелательность, гуманное отношение к ребенку, что, безусловно, влияет на успех в речевом взаимодействии, но при этом ими не затрагивалась и не освещалась содержательная сторона речевой коммуникации, не учитывались интересы ребенка, его желание и умение общаться, не понималась роль речевой коммуникации для процесса воспитания (60%). Все это свидетельствует о преобладании субъект - объектного характера общения с детьми, отсутствии у воспитателей установки на партнерские отношения во взаимодействии с ребенком.
Подтверждением этому служат ответы анкетируемых на предложение привести пример речевой коммуникации с детьми из собственного профессионального опыта. Во всех приведенных примерах инициатива в установлении речевого контакта, выборе темы и предмета беседы принадлежала педагогу, им же осуществлялось руководство диалогом. При этом, высказывания детей не носили активного, инициативного характера и не раскрывали личную точку зрения ребенка.
При ответе на четвертый
вопрос анкеты, в качестве условий,
способствующих возникновению речевой
коммуникации, были определены следующие:
эмоционально благоприятная атмосфера
в педагогическом коллективе и в
группе (30%), взаимное доверие общающихся,
их коммуникативные способности (30%),
профессиональные и личностные качества
воспитателя (40%), что, несомненно, оказывает
влияние на появление у ребенка
потребности в речевых
Но при этом, необходимо отметить тот факт, что воспитатели не обозначили пространственно-предметную среду, несущую в себе многообразные знаки, символы, предметы, с которыми ребенок взаимодействует, манипулирует и общается, как важное условие, стимулирующее речевые проявления ребенка, позволяющему ему самостоятельно вступать в содержательный речевой диалог со сверстниками, способствующее самовыражению и самореализации в процессе спонтанного речевого взаимодействия.
Таким образом, неразвитость речевых коммуникаций ребенка в игровом обучении в основном зависит от неумения взрослого общаться, неразвитости его речевых коммуникаций, а также плохим обеспечение условий, стимулирующих проявления речевой коммуникации ребенка.
При использовании методики
«Да и нет не говорите» для
анализа результатов были выделены
уровни развития произвольно-контекстной
формы общения старших
Низкому уровню развития произвольно-контекстной формы общения соответствует 0-5 набранных дошкольниками баллов;
Среднему уровню развития
произвольно-контекстной формы
Высокому уровню развития
произвольно-контекстной формы
За каждый правильный ответ на вопрос педагога дошкольнику присваивался 1 балл.
Таким образом, мы получили следующие качественные и количественные результаты по данной методике (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты исследования дошкольников по методике «Да и нет не говорите»
Ф.И.О. испытуемого |
Количество баллов |
Уровень развития произвольно-контекстной формы общения |
1. Карина Г. |
7 |
средний |
2.Алсу М. |
10 |
средний |
3. Олеся П. |
11 |
средний |
4. Гулия С. |
4 |
низкий |
5. Ясмина Е. |
13 |
средний |
6. Наргиз К. |
5 |
низкий |
7.Васил А. |
7 |
средний |
8. Азалия В. |
4 |
низкий |
9. Залина Х. |
18 |
высокий |
10. Даниил С. |
12 |
средний |
11. Карим В. |
8 |
средний |
12. Дамир С. |
10 |
средний |
13. Ислам Я. |
17 |
высокий |
14. Артур С. |
16 |
высокий |
15.Вадим Н. |
21 |
высокий |
Таким образом, как видно
из таблицы на этапе эксперимента
были выделены следующие уровни развития
произвольно-контекстной формы
Низкий уровень развития
произвольно-контекстной формы
Средний уровень развития
произвольно-контекстной формы
Высокий уровень развития
произвольно-контекстной формы
Наглядно данные оценки по методике «Да и нет не говорите» представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Результаты по методике «Да и нет не говорите»
В процессе наблюдения за игровой деятельностью дошкольников мы выявили, что при наличии у детей естественной для этого возраста потребности в общении со сверстником у наблюдаемых нами старших дошкольников направленность на другого ребенка была зачастую ситуативной (70%). Дети не проявляли интереса к мнению собеседника. Их высказывания носили монологический характер, что свидетельствует о том, что в их общении со сверстниками преобладал субъект - объектный тип отношений, не предполагающий коммуникативной активности партнера. Это в немалой степени влияло на возникновение ссор и конфликтов между детьми. Воспитатели редко принимали участие в играх дошкольников, занимая позицию стороннего наблюдателя. Их вмешательство в ход игры имело место в том случае, если между детьми возникал спор. В этом случае речевые коммуникации педагога зачастую носили декларативно - оценочный характер, что не способствовало развитию у ребенка направленности на совместное с партнером разрешение противоречий.
В 20% мы обнаружили, что речевые
коммуникации возникали по инициативе
обеих сторон и отличались большей
направленностью на собеседника, доброжелательностью,
стремлением к совместному
Ведя наблюдение за речевыми
коммуникациями воспитателя и детей
в процессе игровых форм обучения,
мы отметили наличие противоречий.
Казалось бы, будучи доминирующим видом
деятельности в дошкольном возрасте,
игра должна оказывать наиболее стимулирующее
и развивающее действие на речевые
коммуникации детей, поскольку в
ней ребенок получает максимальную
возможность свободного самовыражения
и самореализации. Однако, результаты
наблюдения за речевыми коммуникациями
детей в ходе игровой деятельности
показали, что общение сверстников
в подавляющем большинстве
2.2 Результаты и выводы
экспериментального
Таким образом, исследование взаимодействия в игровых формах коллективного (группового) обучения старших дошкольников позволило обнаружить повторяющиеся факты, свидетельствующие о закрытости мира ребенка миру взрослого, что говорит об отсутствии в широкой педагогической практике личностно - ориентированной модели образования. Взаимодействие воспитателя с детьми зачастую не носило личностно - развивающего характера. Воспитатели отдают предпочтение методам прямого воздействия, что свидетельствует о преобладании авторитарного, хотя в большинстве случаев и доброжелательного стиля в общении с детьми.
Полученные результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
- Одним из аспектов
проблемы преемственности
- Подготовка старших
- Содержание, методика организации
процесса подготовки к
- Методика организации
процесса подготовки старших
дошкольников к школьному