Принцип систематичности и последовательности обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:29, контрольная работа

Краткое описание

Важное значение в структуре процесса обучения имеет его оценочно-результативный компонент, или проверка и оценка знаний, умений и навыков (успеваемости) учащихся. Проверка и оценка успеваемости в школе связана с определенными этапами обучения в течение учебного года. С этой точки зрения выделяются следующие ее виды: текущая проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся, которая осуществляется почти на каждом уроке; проверка и оценка успеваемости учащихся в конце каждой учебной четверти; годовая оценка знаний, умений и навыков учащихся; выпускные и переводные экзамены.

Оглавление

1.Методы проверки, оценки знаний, умений, навыков учащихся………2стр
2.Принцип систематичности и последовательности в обучении………..5стр
3.Беседа как метод обучения. Требования к этому методу………………6стр
4. Литература…………………………………………………………...……9стр

Файлы: 1 файл

контр пед1.docx

— 34.31 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

1.Методы проверки, оценки знаний, умений, навыков учащихся………2стр

2.Принцип систематичности и  последовательности в обучении………..5стр

3.Беседа как метод обучения. Требования к этому методу………………6стр

4. Литература…………………………………………………………...……9стр

1.Методы  проверки, оценки знаний, умений, навыков  учащихся

Важное значение в структуре процесса обучения имеет его оценочно-результативный компонент, или проверка и оценка знаний, умений и навыков (успеваемости) учащихся. Проверка и оценка успеваемости в школе связана с определенными этапами обучения в течение учебного года. С этой точки зрения выделяются следующие ее виды: текущая проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся, которая осуществляется почти на каждом уроке; проверка и оценка успеваемости учащихся в конце каждой учебной четверти; годовая оценка знаний, умений и навыков учащихся; выпускные и переводные экзамены.

Проверка и оценка успеваемости (знаний, умений и навыков) учащихся включает следующие методы:

— повседневное наблюдение за учебной  работой учащихся;

— устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный);

— выставление поурочного балла;

— контрольные работы;

— проверку домашних работ учащихся;

— программированный контроль (альтернативный метод);

— тестирование.

Повседневное наблюдение за учебной  работой учащихся. Это такой метод  проверки и оценки успеваемости учащихся, когда учитель, фиксируя различные  проявления и особенности их текущей  учебно-познавательной деятельности, а также их отношение к выполнению учебных заданий, может судить о  влиянии этих особенностей на качество овладения изучаемым материалом и учитывать их при оценке знаний, умений и навыков.

Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность его состоит  в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала, побуждает их к ответам, выявляя таким образом осмысленность, полноту и глубину усвоения знаний. При индивидуальном устном опросе учащемуся ставятся вопросы, требующие связного и логичного ответа, пояснения и аргументации отдельных положений изученного материала, что позволяет выявить качество его усвоения. При фронтальном, или беглом, опросе материал расчленяется на более мелкие части, что дает возможность учителю вызвать для ответа большее количество учащихся и проверить усвоение знаний. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает двух-трех учащихся для устного воспроизведения изученного материала, а три-четыре школьника готовят письменные ответы на вопросы, заранее подготовленные учителем на отдельных карточках.

Известной модификацией устного опроса является выставление поурочного балла. Его сущность как метода проверки качества успеваемости учащихся состоит в том, что учитель выставляет в конце урока или по ходу его отдельным из них оценки за знания, которые они обнаруживают в процессе занятий, дополняя или уточняя ответы других учащихся, приводя собственные примеры, проявляя сообразительность при формулировании обобщающих выводов и т.д.

Контрольные работы. Сущность этого  метода состоит в том, что после  прохождения отдельных тем или  разделов учебной программы учитель  организует в письменной форме или  в виде выполнения практических заданий  воспроизведение изученного материала  учащимися и на этой основе оценивает  качество их знаний, умений и навыков.

Проверка домашних работ учащихся. Она осуществляется, как правило, на каждом уроке и позволяет учителю  изучать отношение школьников к  учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень  самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Программированный контроль. В системе  проверки знаний учащихся применяется  программированный контроль, который  еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре варианта ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ.

К инновационным методам проверки успеваемости учащихся относится тестирование, когда учащимся предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о  качестве усвоения изучаемого материала. Тест - это стандартизированное испытание, которое позволяет количественно  выразить оценку тех или иных результатов  учебной деятельности учащихся. Тесты  могут приобретать следующие  формы: выбрать из четырех-пяти предложенных

ответов на вопрос правильный; вставить пропущенные в задании данные; дополнить незаконченное определение  того или иного понятия; исправить  ошибки в предложенном тексте и т.д.

В заключение следует сказать, что  в системе учебной работы должны использоваться все рассмотренные  выше методы проверки и оценки знаний, что дает возможность обеспечить необходимую систематичность и  глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Необходимость объективной оценки успеваемости учащихся и единого  подхода к ней породила проблему выработки более или менее  четких критериев этой оценки. Проблема эта весьма не простая, особенно если учитывать, что высокая оценка знаний может и побуждать школьника  к учению, но может и расхолаживать  его. Равно как и неудовлетворительная оценка: она может и побуждать  учащегося к учебной работе, и  отбивать охоту к учению.

Вокруг этих вопросов постоянно  возникают дискуссии. То утверждается, что оценка знаний якобы порождает процентоманию (стремление учителей к завышению процентов успеваемости), то предлагается переводить учащихся в следующие классы с неудовлетворительными оценками, как это делается в некоторых странах за рубежом, то вносятся предложения перейти на 10- или 20-балльную систему оценок (а в ряде зарубежных стран применяется даже 100-балльная оценка успеваемости). Все указанные предложения являются несостоятельными.

При серьезных недостатках в  обучении и низкой успеваемости учащихся, которые наблюдаются в школах, ни одна система оценок не будет  удовлетворять ни учителей, ни учащихся. Снять эту неудовлетворенность  можно не путем поиска каких-то новых  форм оценки знаний, а только повышением качества обучения и успеваемости учащихся, когда выставляемая оценка будет  радовать школьника и стимулировать  его к учению, как это наблюдается  у лучших учителей. Всякие же манипуляции  с выставлением учащимся таких отметок, как единица, двойка с плюсом или  минусом, тройка с плюсом или минусом, ничего не изменят в обучении.

Что же касается конкретных критериев  оценки успеваемости учащихся, то эти  критерии должны определяться уровнем  усвоения изучаемого материала.

Первый, самый низкий уровень, когда  учащийся проявляет весьма поверхностное  представление о содержании изучаемого материала или полное его незнание, за что обычно выставляется единица.

Второй уровень усвоения материала, который, как правило, оценивается  двойкой, характеризуется тем, что  учащийся имеет определенное представление  о внешних свойствах и признаках  изучаемых предметов и явлений, но не проявляет их должной осмысленности  и не справляется с выполнением  соответствующих письменных и практических работ.

Третьим уровнем усвоения знаний является наличие у учащегося четких представлений  об изучаемых предметах и явлениях, понимание их сущности. Однако обнаруживается затруднение в их воспроизведении, а также применении на практике, что приводит к необходимости  уточняющих и дополнительных вопросов в процессе проверки успеваемости. Такой уровень знаний принято  оценивать обычно тройкой.

Четвертый уровень знаний, когда  учащийся достаточно полно осмыслил материал, с пониманием формулирует  соответствующие понятия (теоретические  положения), хотя при их обосновании  и воспроизведении нуждается  в некоторых уточнениях; обнаруживает умение применять усвоенные знания на практике, допуская мелкие, несущественные недочеты в письменных работах. Такой  уровень знаний оценивается четверкой.

Пятый, высший, уровень владения материалом состоит в его глубоком осмыслении на понятийном уровне, в умении свободно и логично воспроизводить и обосновывать содержащиеся в нем положения  примерами и фактами, а также  не допускать ошибок при выполнении письменных и практических работ, проявлять  самостоятельность и элементы творчества. Такой уровень знаний, как правило, оценивается пятеркой.

Указанные дидактические критерии проверки и оценки успеваемости учащихся конкретизируются в частных методиках.

 

 

 

2.Принцип систематичности и последовательности в обучении.

 

 Данный принцип требует, чтобы  знания, умения и навыки формировались  в системе, в определенном порядке,  когда каждый элемент логически  связывается с другими, последующее  опирается на предыдущее, готовит  к усвоению нового. Особое значение  этому принципу придавал И.П.  Павлов, который считал постепенность и тренировку важной физиологической закономерностью в педагогике. Психологи также считают, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь в обучении больших результатов. Принцип систематичности и последовательности прежде всего реализуется в содержании программ и учебников. Опираясь на достижения современной науки, данные передового опыта и результаты педагогических экспериментов, авторы программ выбирают наиболее рациональную для определенного периода обучения систему и последовательность изучения учебных предметов, а также учебного материала внутри одной темы. Разумеется, при этом возможны различные последовательности изучения темы, но неизменным остается сохранение логически стройного подхода, вытекающего из внутренних связей между явлениями, понятиями, фактами, а также между теоретическими положениями и проведением практических работ. Соблюдение в обучении определенной системности предполагает вычленение в изучаемом материале ведущих (ключевых) понятий, установление их связи с др. понятиями (причинных, функциональных и др.), раскрытие генезиса их развития, показ их значения для некоторых более общих законов. В свою очередь столь же необходимо рассматривать связи между понятиями, законами, теориями различных учебных предметов, т.е. устанавливать межпредметные связи в обучении. Напр., молекулярно-кинетическая и электронная теория в физике имеют применение в химии и биологии и т.п. Принцип систематичности и последовательности должен применяться не догматически, не путем возведения в абсолютной какой-то последовательности основных этапов урока, единой схемы плана урока и т.д. Он предполагает творческий подход к обучению, выбор наиболее рациональной системы и последовательности для каждой педагогической ситуации. В практике обучения. Этот принцип реализуется в процессе различных форм планирования (установление определенного порядка изучения отдельных вопросов темы, последовательности теоретических и лабораторных работ, повторения и контроля за степенью усвоения учебного материала). Но систематичность и последовательность должны осуществляться не только в деятельности педагогов, но и в работе самих учеников.

 

 

 

 

 

 

3.Беседа как метод обучения. Требования к этому методу.

 

Метод беседы один из самых известных методов  обучения. Его использовал еще  Сократ. 
Главной функцией этого метода является побуждение учащихся к участию в уроке или внеклассном мероприятии. 
Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений 
Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью педагога, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. 
Достоинства беседы заключаются еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.  
Велика также воспитательная роль беседы. 
В некоторых технологиях беседа поднимается до уровня ведущего метода обучения. Но с ее помощью нельзя достичь всех педагогических целей. 
Если у учащихся нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается малоэффективной. Сама по себе беседа может быть универсальным методом, она должна обязательно сочетаться с изложением, лекцией, другими методами, формирующими систему знаний. Кроме того, беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования. 
В беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться как дедуктивным, так и индуктивным путем. 
Дедуктивная беседа строится, исходя из уже известных учащимся общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам. 
Согласно современным исследованиям, беседа наиболее эффективна для: 
- подготовки учащихся к работе на уроке; 
- ознакомления их с новым материалом; 
- систематизации и закрепления знаний; 
- текущего контроля и диагностики усвоения знаний. 
Предложено несколько способов классификации бесед. 
По назначению выделяются беседы: 
- вводные или организующие; 
- сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.); 
- синтезирующие или закрепляющие; 
- контрольно-коррекционные. 
Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы, ее цель — выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. 
Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект. 
Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны учащегося, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей учащегося перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные преподавателем вопросы). 
Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. 
В нынешней системе образования преимущественно используются эвристические беседы. Преподаватель, умеющий задавать вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы учащиеся приобретают знания путем собственных усилий, размышлений. 
Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний. 
Контрольно-коррекционная беседа применяется для диагностики, а также в том случае, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами, или положениями имеющиеся у учащихся знания. 
Для успешного применения беседы необходима серьезная подготовка к ней самого педагога. 
Для организации беседы на уроке учитель обязан: 
- четко определить тему беседы; 
- сообразно теме беседы определить ее цель; 
- составить план-конспект беседы; 
- подобрать наглядные пособия; 
- сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые 
могут возникнуть ходу беседы; 
- продумать методику ее организации и проведения (порядок вклю¬чения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сде¬лать обобщения и выводы и т.д.) 
 
- Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе. 
- По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы. 
- Очень важна техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задается всей группе и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается учащийся для ответа. Не следует поощрять учащихся, «выкрикивающих» ответы (слабоуспевающих учащихся нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы). Неуместно ставить длинные или «двойные» вопросы. 
- Если никто из учащихся не может ответить на вопрос, нужно его переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос. 
- Не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слога или начальные буквы, по которым можно дать ответ, особенно не размышляя. 
- Успех беседы зависит от контакта с группой. 
- Нужно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказывать собственное мнение. 
- Каждый ответ внимательно выслушивается. 
- Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные — комментируются, уточняются. 
- Учащемуся, который ответил неправильно, предлагается самому 
обнаружить неточность, ошибку, и лишь после того, когда он не сумеет это сделать, призывают на помощь товарищей. 
- С разрешения преподавателя учащиеся могут задавать вопросы друг другу, но как только педагог убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются для мнимой активизации, это занятие надо прекратить. 
Педагогу следует знать, что беседа — неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности учащихся, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно, особенно это касается организации бесед в воспитательной работе с учащимися. 
 

Информация о работе Принцип систематичности и последовательности обучения