Приемы повышения эффективности на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная мной тема является весьма актуальной на сегодняшний день, ведь возможности и средства обучения современной школы стали куда разнообразней, а значит, стало тяжелее ответить на вопрос, как же добиться максимальной эффективности урока, какой прием, метод или подход лучше всего использовать в данной конкретной ситуации.

Файлы: 1 файл

приемы повышения эффективности.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     «Приемы повышения эффективности на уроках иностранного языка». 

Введение 

Урок  был и остается основным звеном учебно-воспитательного  процесса. Именно на уроке учащиеся получают основную часть знаний, домашнему  заданию отводится немаловажная, однако второстепенная роль.

Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей является повышение эффективности  урока как основной формы обучения и воспитания учащихся.

От умения учителя общаться с учениками  на уроке зависит морально-психологический  климат в классе, усвоение учащимися духовных ценностей и нравственных норм, увлеченность предметом, настроение  учителя  и  учащихся,   их  психическое  здоровье,  уровень   индивидуально-творческого развития.

Под общением психологи понимают сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание этого человека. Для того чтобы научиться эффективно общаться с учащимися, надо постоянно общаться с ними. Никакие тренинги не могут заменить живого общения с учениками, они могут лишь служить вспомогательным средством развития коммуникативных умений.

Учитель должен стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, добиваться, чтобы они не только понимали, чего от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней или высказывали противоположную точку зрения, могли самостоятельно выдвигать идеи, отстаивать свое мнение и выступать полноправными партнерами по общению.

Положительно  изменить многое в отношении учащихся к мнению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока иностранного языка.

Выбранная мной тема является весьма актуальной на сегодняшний день, ведь возможности  и средства обучения современной школы стали куда разнообразней, а значит, стало тяжелее ответить на вопрос, как же добиться максимальной эффективности урока, какой прием, метод или подход лучше всего использовать в данной конкретной ситуации.

К каждому  ученику необходимо найти подход, заинтересовать его, нужно объединить группу, создать коллектив, воспитать в каждом ученике личность, не забывая при этом прививать детям любовь к иностранному языку. И существует большое количество средств, с помощью которых всё это легко осуществить.

В своей  работе я постараюсь осветить наиболее популярные и эффективные приемы работы на уроке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цели и задачи 

Цель:  

  • Определить  наиболее успешные приемы повышения  эффективности на уроке иностранного языка
 

Задачи: 

  • Изучить различные источники информации (печатные издания, ресурсы Интернета)
 
  • Проанализировать  основные приемы повышения эффективности  урока иностранного языка в школе
 
  • Выделив преимущества и недостатки данных приемов, отобрать наиболее эффективные из них и осветить в данной работе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I

Раздел 1

Типология уроков иностранного языка в средней  школе 

Принципиальная  характеристика урока иностранного языка может быть дана в трех понятиях: типы, структура и методика проведения занятия. 

1. Под типами понимаются инвариантные (устойчивые) свойства различных учебных занятий. Типология обычно проводится по основной цели урока. Однако согласованного решения пока не существует. Одни авторы различают два типа урока (Б.Д. Лемперт), другие – три (Е.И. Пассов), третьи – семь (Л.С. Андреевская-Лэвенстерн и О.Э. Михайлова) и т.п. В соответствии с логикой формирования знаний и развития навыков и умений более оправданным представляется выделение пяти типов уроков:  

а) уроки  сообщения новых знаний и первичное их закрепление;

б) уроки  формирования языковых и речевых  навыков;

в) уроки  развития речевых умений (по устной речи, чтению и письменной речи),

г) комбинированные  уроки 

д) контрольно-отчетные (нетрадиционные) уроки. 

Типы  уроков выполняют двойную функцию:  

а) служат основой для создания циклов уроков по изучаемой теме,

б) предопределяют структуру отдельного учебного занятия. 

2. Структура  урока содержит следующие компоненты (этапы): начало урока, объяснение  нового материала, формирование  языковых и речевых навыков, развитие речевых умений и завершение урока. Одни из этих компонентов постоянные, другие – переменные. Постоянными этапами любого урока являются: начало урока и его завершение. Что касается остальных частей урока – объяснение материала, развитие языковых и речевых навыков, формирование речевых умений, то они меняются в зависимости от типа урока: на некоторых уроках представлены (уроки комбинированного типа) все переменные компоненты, на других – только некоторые из них. 

3. Методика  проведения начала урока, его центральной и завершающей частей качественно отличаются.

Начало  урока решает три основные задачи: а) создание положительного эмоционального фона (музыкальное оформление, песни, игры, занимательные рассказы и пр.); б) постановка цели и ее мотивация (результатом, новизной содержания, своеобразием работы и пр.); в) формирование ориентировочной основы урока: выбор стратегий проведения занятия (коллективная, групповая и индивидуальная работа), использование языковых и неязыковых опор (ключевые слова, схемы, таблицы, картинки и др.), привлечение необходимых технических средств (фрагменты видеофильмов, компьютерные задания и др.).

Центральная часть урока выполняет главную  роль в учебном процессе. 

Типология уроков иностранного языка. 

Типология уроков – классификация уроков в зависимости от этапа формирования речевого умения и ведущего вида речевой деятельности.

В процессе обучения иноязычной речевой деятельности материал усваивается всегда определенными  дозами. Владение каждой такой дозой  должно быть доведено до уровня умения. Чтобы достичь этого уровня нужно пройти определенные этапы овладения материалом; процесс овладения не может уложиться в один урок, как правило, он занимает не менее 3 – 5 уроков, т.е. целый цикл. Следовательно, на каждом из уроков имеет место тот или иной этап. Поскольку циклы овладения дозой материала периодически повторяются, повторяются и этапы. Учитывая, что каждый этап специфичен по своей цели, то критерием выделения типов уроков можно считать цель данного этапа становления речевого умения.

Процесс усвоения (его цели и этапы обусловлен прежде всего целью обучения –  умением общаться, которое основано на речевых умениях: говорить, читать, писать. Способность управлять своей  речевой деятельностью нужно  планомерно и целесообразно развивать. Умение, в свою очередь, основано на речевых навыках. Это навыки лексические, грамматические, произносительные (способность произносить речевые единицы правильно фонетически и интонационно; для чтения – владения техникой чтения). Разумеется, все три вида навыков в процессе речевой деятельности слиты воедино. Чтобы добиться их неразрывности, необходимо одну из сторон попеременно выдвигать на первый план и овладевать ею. 

Целесообразно выделить три этапа работы над  речевым материалом:

1. этап формирования навыков

2. этап  совершенствования навыков

3. этап  развития собственного умения 

На основе данных этапов выделяются типы уроков.

I тип  – уроки формирования первичных  речевых умений и навыков

II тип  – урок совершенствования речевых  навыков

III тип  – урок развития речевых умений 

Но поскольку  умения развиваются на уроках комплексно, тот или иной вид речевой деятельности должен на разных уроках неизбежно  преобладать. Поэтому уроки формирования навыков могут быть уроками формирования навыков говорения, чтения, аудирования, навыков письма (на начальной стадии обучения); Уроки совершенствования навыков – уроками совершенствования навыков устной речи (говорение и аудирование), навыков письменной речи (чтение и письмо), речевых навыков (синтетические уроки на начальной стадии обучения); уроки развития речевого умения – уроками развития умения говорить, умения читать, умения аудировать, умения писать.

Но выделение  лишь типов урока не может удовлетворить  нужд учебного процесса. Существуют факторы, влияющие на построение разного типа урока, не учитывать которые невозможно:

1. Сторона  речевой деятельности – грамматическая либо лексическая (следовательно, правомерны уроки формирования грамматических – уроки формирования лексических, а на начальной ступени и уроки формирования произносительных навыков).

2. Форма  речи – монологическая либо  диалогическая (следовательно, правомерны  виды уроков, где ведется работа  либо по развитию монологической  речи, либо диалогической речи).

3. Форма  урока – отсюда такие виды  уроков: развитие умения говорить, как киноурок, видео-урок, урок-экскурсия, урок-дискуссия и т.п.)

Вполне  понятно, что никакая типология  не может предусмотреть все возможные  варианты обучения, а следовательно, и варианты урока. Соотношение предлагаемых видов с условиями обучения и есть предмет творчества каждого учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы:  

  1. Уроки очень  разнообразны по содержанию и направленности, для развития того или иного навыка необходим свой, особый тип урока, который будет способствовать формированию требуемого навыка – чтения, письма, произношения.
 
  1. Нельзя  проводить однотипные уроки, меняя  лишь материал, так как это не принесет практически никакого результата кроме механического запоминания, например, или шаблонных  высказываний. Все навыки необходимо развивать комплексно.
 
  1. Большое значение сейчас имеет применение технических  средств обучения на уроке, так как  они могут оказать существенную помощь в освоении иностранного языка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2.

Требования, предъявляемые к уроку иностранного языка сегодня 

Урок  обладает всеми свойствами общего процесса обучения. Он представляет собой сложный комплекс учебных задач, которые как учитель, так и ученики решают, исходя из конкретной, сугубо индивидуальной ситуации, условий работы группы или отдельного ученика.

У каждого  учителя со временем вырабатывается свой стиль, свои любимые приемы работы. Что хорошо для одного учителя, то не всегда может быть приемлемо для  другого. Но что объединяет все хорошие  уроки, так это грамотная методическая концепция. Без четкой методической концепции урок может превратиться в хаос, в беспорядочный набор случайных упражнений и заданий.

Я постараюсь перечислить основные положения, которые  определяют особенности урока, его  структуру, логику и приемы работы.  

Индивидуализация 

Информация о работе Приемы повышения эффективности на уроках иностранного языка